О классической и эффективной форме передачи опыта, традиций, знаний, которая называется уроком, рассказывает игумен Киприан (Ященко).
Урок начинается с того момента, как в класс вошел педагог. Если он оказался в незнакомом классе, какими могут быть первые слова детям? «Встаньте, давайте познакомимся. Здравствуйте, дети, рад вас видеть, мир вам!»
Здесь велика цена каждого слова. Предположим, учитель попал в смешную тональность, дети начали смеяться и бывает очень трудно их остановить, смех покатится через весь урок. Что ни скажешь – все будет смешно. Сам педагог заложил эту бомбу, своим первым словом, своим поведением. Или наоборот, можно привести детей к унынию и раздражительности, они отвернутся, полезут под парты и не будут слушать преподавателя, станут смотреть в окно, скучать.
Поэтому важно сказать необходимые, нейтральные слова, включить детей в процесс обучения. Это большое искусство. Реально же каждый должен интуитивно ощущать: где я оказался, с кем? Что я здесь должен сказать? Как должен представиться? Если педагог приходит и говорит: «Называйте меня просто Ваня», – это нарушает традицию. Существуют определенные стереотипы восприятия учителя, которые лучше не нарушать, а наоборот, следовать им, и тогда все будет безболезненно, спокойно и привычно.
Следующий момент: от нескольких секунд до десяти минут нужно бороться за то, чтобы дети пришли в рабочее состояние. Порой приходится проявлять немалую изобретательность, чтобы обстановка пришла в норму.
Второй элемент урока, вообще всякого образовательного действия в педагогической терминологии называется опросом. Опрос выполняет сразу несколько функций. Первая – диагностическая. На каком уровне находятся дети, что они вообще знают на заданную тему, а что для них терра инкогнита? Аудитории должны быть заданы зондирующие вопросы, немножко даже провокационные, но очень корректно составленные. Как только определена граница между знанием и незнанием, можно двигаться дальше: излагать заготовленный материал.
Вторая функция опроса – актуализация знаний, которые дремлют, рассказать о них, если попросят, не всегда возможно. Эта своего рода немота, такой уровень освоения знаний, который не вербализуется. И даже в случае успешного изложения материала через некоторое время он опять порой уходит в подсознание, в подкорку. Причем интуитивно можно по-прежнему знать что-то, даже этим знанием пользоваться, но объяснить, артикулировать очень сложно. Высокий уровень знаний – это когда человек внятно может о чем-то рассказать, сформулировать.
Чтобы привести знания в активное состояние, для того чтобы дети вспомнили, что они об этом предмете знают, преподаватель должен задать им вопросы. Это как мотор в машине, прежде чем поехать зимой, двигатель надо прогреть. Так и здесь, для того чтобы что-то познать, ученик должен разогреться, потренироваться, у него должна быть какая-то интеллектуальная пища, проблема. Решая простые задачи, ученик разогревается; его мозг, ум, познание приходят в деятельное состояние.
Бывает, когда внезапно задают вопрос, человек, даже если знает ответ, никак не может сориентироваться. А для детей это вообще тяжкая мука, когда, как снег на голову, сыплются требования каких-то знаний, размышлений.
В качестве образа идеального опроса можно рекомендовать условную воронку. Первый вопрос в воронке – самый широкий. Хорошо, если он эмоциональный, ответ на него все знают и отвечать приятно, сам вопрос вызывает радость. Тогда у опроса появляется еще и третья функция – он эмоционально всех объединяет, устанавливает хороший рабочий контакт, взаимодействие между педагогом и учениками, снимает препятствия, настороженность, предубеждения. Бывает детишкам в учителе что-то не нравится и они начинают личностно осмысливать познавательную проблему, связывая ее с педагогом. А такие широкие вопросы снимают барьеры, которые обязательно возникают между аудиторией и педагогом. Появляется хорошее эмоциональное поле для познавательной деятельности.
Вообще урок – это управление познанием, познавательной стихией. Вот сидят люди, у них есть множество знаний. Как эти знания соединить, начать ими двигать, лить воду на мельницу всеобщего познания, продвижения? На эти вопросы отвечает наука дидактика, которая описана у Яна Амоса Коменского. Есть золотое правило дидактики: всякое положение должно иметь изобразительное подтверждение. Каждая словесная позиция связывается с неким образом. Тогда и память, и внимание, и мышление работают интенсивней.
Допустим, учитель беседует с детьми по поводу Рождества Христова. Какой наиболее широкий вопрос можно задать детям – радостный для всех, объединяющий и в то же время личностный на эту тему? Можно, например, спросить: «Ребята, кто из вас любит праздновать день рождения?» Едва ли найдется нелюбитель отмечать свой или чужой день рождения. И от своего личного праздника уже можно перейти к теме Рождества Спасителя. Далее можно спросить: «А сколько лет прошло с этого события – Рождества Христова?» Здесь половина уже не знает, для них это загадка, но довольно легкая. Итак, вороночка сужается, сначала весь класс отвечает, потом полкласса или пол-аудитории, и наконец преподаватель приходит к некоему вопросу икс (он, кстати, может быть в разной аудитории разным), когда никто не может ответить. Наступает гробовое молчание. И педагог торжественно объявляет: «Вот это и является темой нашего сегодняшнего урока, об этом мы как раз и поговорим». Как апостол Павел в ареопаге. В Афинах до сих пор сохранилось это место, постамент «неведомому Богу», у которого проповедовал апостол Павел. Причем заговорив на их языке, он как бы встал на их территорию: «Они же почитают этого Бога? Почитают. И я Его почитаю, мы нашли общую тему, на которую и будем сегодня говорить». В теории дидактики это называется созданием проблемной ситуации.
Хотя в действительности проблемная ситуация – субъективная вещь. Почему учитель, который преподает в трех 8-х классах, пишет три разных конспекта урока? Бывает, что один и тот же фокус в разных аудиториях не проходит. Встречаются сильные, мощные классы, где можно развернуться. А есть такие, что предложенной темы не тянут, там надо рассказывать совершенно по-другому, более эмоционально, тащить все на своих плечах. Поэтому создание проблемной ситуации – это всегда загадка, великое искусство педагога – прийти, поставить в тупик всю аудиторию, а потом от этого тупика развернуться к знаниям. Тогда действительно возникает интерес: я этого не знаю – что это такое? Если эти вопросы возникли, значит, мы с вами на правильном пути, мы находимся в русле законов дидактики.
Очень важен опыт нахождения правильной тональности с аудиторией, верного построения логики опросов. Если один раз это произошло, то дальше появляется смелость и легкость.
Третий структурный элемент всякого урока, познания – это изложение нового материала. На разогретую душу слушателей, у которых актуализирована вся их познавательная мощь и все знания (причем уже точно поставлен диагноз, что представляет собой эта аудитория), педагог должен изложить нечто новое. Это главная драматургия.
Есть такой закон «от трех до пяти»: три, максимум пять каких-то познавательных единиц человек может нормально усвоить за один раз, на одном уроке. Это могут быть крупные серьезные тезисы. Не нужно их дробить, мельчить, гнаться за большим объемом знаний, человек просто физически не может все это воспринять и уложить. Фактически что от педагога требуется в изложении нового материала? Один, второй, третий тезис, но на самом деле их в запасе должно быть с десяток. Это всегда загадка, о чем придется рассказывать в аудитории. Конечно, есть некий стандарт образования, программа. Но преподаватель чаще всего пользуется этой программой, как гармошкой: то шире дает, то уже. Если он чувствует, что какие-то вещи классу известны, он это сокращает. А неизвестные может даже больше раскрыть, чем это необходимо по программе.
Поэтому хорошо бы иметь три тезиса, новых положения, новеллы, новости, которые никто (или большинство) не знает. И дальше надо внятно о них рассказать, причем кратко. По времени опрос длится 10–12 минут, а изложение нового материала – 20 минут.
Самое тяжелое в изложении нового материала – это примеры. По каждому из положений должен быть пример, а лучше не один. И должен быть какой-то зрительный образ, картинка, которая соединяется с этим знанием, отпечатывается в сознании человека.
В крайнем случае, педагог рисует словами, создает словесный образ. Но тогда надо владеть словом так, чтобы слушатели живо представляли себе некую картину со всеми подробностями.
Дальше идет четвертая часть урока, которая называется закреплением. Преподаватель дал новые понятия, знания, а дальше их надо применить, закрепить. Необходимо привести примеры, как этим пользоваться в реальной жизни, в типичных ситуациях. Здесь уместно творческое задание, в котором нужно что-то доделать, дописать, дочитать, доосмыслить. То есть новую информацию нужно включаете в некий контекст других знаний или в контекст реальной жизни. Дети могут здесь немного помогать, хотя на этом этапе их знания еще очень рыхлые, поэтому сильно на них надеяться не стоит. От них требуются, может быть, некие подсказки.
И пятый, последний элемент всякого урока – это домашнее задание. Что такое домашнее задание? Это ведь очень специфическая образовательная деятельность. Ребенку надо отложить игрушки и проявить интерес к тому, о чем говорил преподаватель в школе. В жертву приносится время, которое используется для того, чтобы углубить или расширить знания по теме.
Хотелось бы отметить еще один момент, очень важный. Всякие знания – это всегда модель, научная или практическая, некое обобщение духовного или, например, технического опыта людей. Это некая рафинированная абстракция. А домашнее задание как раз и разрывает эту абстракцию, ведет к реальной жизни, к практике. Главный момент домашнего задания – попробуй-ка реализуй это в своей реальной жизни!
Гениальный педагог Софья Сергеевна Куломзина опубликовала несколько десятков книг. Суть ее позиции в том, что главная задача педагога – переложить духовные знания в реальные мотивы деятельности ребят. Чтобы дети в своей повседневной жизни смогли хоть немножко измениться, чтобы знания стали неким приводом с моторчиком, который движет человеком. Это была сверхзадача ее жизни. На это были направлены все ее учебники, разработки, все ее творчество.
Для публикации подготовила Ольга Каменева.
ПУБЛИКУЕТСЯ С СОКРАЩЕНИЯМИ