О духовном смысле гонений и о том, как выстоять во времена, когда «надобно прийти соблазнам» (Мф. 18:7), размышляет духовник Донской обители Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).
Господь воплотился для того, чтобы разрушить дело сатаны, завладевшего после грехопадения сердцем человека.
Сатана это почувствовал и сразу же обрушил гонения на Иисуса. Не дал Ему даже родиться в человеческих условиях – Богомладенец родился в загоне для скота.
Дьявол умертвил руками царя Ирода 14 тыс. Вифлеемских младенцев – и это было только начало гонений на Христа и Его Церковь.
После Крещения сатана стал Господа искушать и, не сумев заставить поклониться себе, посредством фарисеев предал Его на Распятие.
Но все, что ни делал дьявол с расчетом помешать спасению людей, имело прямо противоположный его умыслу результат. Он Господа распял, а Господь воскрес, вознесся к Отцу и послал Духа Святаго на учеников.
Господь три года учил апостолов смирению, любви, любви к врагам, но исполнить эти заповеди они смогли лишь после того, как на них снизошел Дух Святой.
«Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16), – сказал им Господь. Апостолы действительно всюду были окружены врагами. Родной народ их побивал камнями, считая отступниками от закона Моисеева. Язычники, не желая отказываться от своих идолов, тоже убивали, предавая лютым мучениям.
Если бы апостолы оставались на уровне обычных человеческих реакций, отвечая злобой на злобу, они бы никого не привели ко Христу, только оттолкнули бы. И сами бы не спаслись, потому что злоба отталкивает спасительную благодать. Как собаки на сене – ни себе ни людям. И к ним вполне были бы применимы слова, сказанные Господом иудейским законникам: «…горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52).
Однако апостолы смогли уловить Вселенную в сети любви Христовой.
Сатана последовательно умерщвлял христиан. Но на место каждого из них вставали сотни, тысячи новообращенных. Потому что люди чувствовали незлобие учеников Христовых, видели чудеса, которые Господь по вере мучеников творил, слышали, как Дух Святой вещал их устами непререкаемые истины, – все это привлекало новых христиан.
Результат каждый раз оказывался прямо противоположным тому, чего хотел сатана. Он помышлял мучениями запугать, но мученики оказывались верными Христу даже до смерти, тем самым свидетельствовали о Царствии Небесном и привлекали к вере подчас даже своих палачей.
Язычники и иудеи объединялись, восставая «на Господа и на Христа Его», ополчаясь на христиан: так было в первые века христианства, в период мученичества, затем при Юлиане Отступнике.
Потом, когда закончилось время открытых гонений, настала пора бескровного мученичества – подвига преподобных. На родоначальника монашества Антония Великого нападали целые полчища бесов, избивали его почти до смерти. Однако чем больше супостаты вооружались против него, тем сильнее он молился, так что выработал в итоге молитву такой силы, что она просто взламывала все козни бесов, пытавшихся затворить от человека вход в Царство Небесное.
А став искусным в этой брани сам, преподобный Антоний обучил такой молитве и своих учеников. Более того, выработанная им методика невидимой брани оказалась востребованной и последующими поколениями монашествующих. Таким образом, враг опять был посрамлен.
После прекращения гонений извне враг поменял тактику, и начались внутренние разногласия, последовали волны ересей и расколов. Еще апостол Павел предупреждал: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). И явились искусные: Григорий Богослов, Максим Исповедник и др. Они все свои способности, которые Господь им дал, напрягли и в соработничестве с Самим Духом Святым создали столь блестящие богословские труды и догматы так сформулировали, что это необычайно укрепило Церковь и ее неприступность для врат ада, которые не одолеют ее до конца времен.
Итак, все нападения сатаны приводили к нежелательному для него результату.
Однако враг не унимался. И вот, во времена Максима Грека имело место энергичное возобновление активности древней «антихристианской коалиции» между иудейством и язычеством, заявлявшей о себе в первоначальные времена апостольской проповеди и при Юлиане Отступнике. Преподобный Максим был очевидцем этой активности в Италии и в России. На Западе в этот момент набирает силу Ренессанс, то есть, именно, – возрождение язычества – реабилитация плоти, за которой потом последовали идеи свободной любви и вседозволенность. А в России тогда была ересь жидовствующих, отрицавшая Божественную природу Спасителя.
И потом, в конце концов, эта, так сказать, «совмещенная» идеология иудаизма и язычества привела к «научному атеизму» и к нашей богоборческой революции.
Это развитие секулярного «научного» мировоззрения происходило на фоне ослабления напряженности духовной жизни. В России была упразднена практика умного делания, и восторжествовал обычай редкого причащения. Образовавшийся в результате духовный вакуум стал заполняться упомянутым «научным» богоборческим мировоззрением.
Богоборческая смута набирала обороты, произошла революционная катастрофа, и казалось, что близится окончательное исчезновение православного христианства. Широко разинутая пасть врат адовых была готова уже поглотить и одолеть Церковь Христову. Однако и на этот раз была подтверждена непреложность слов Господа Иисуса – до скончания века врата адова не одолеют ее.
Новые исповедники российские, стяжавшие среди лютых скорбей пламенную молитву и обильную благодать Святаго Духа, стали пастырями, приводившими сонмы новых овец христовых в церковную ограду. И руководившими их духовным возрастанием на злачных пажитях спасительного евангельского пути.
И этот результат, конечно, никак не входил в расчет сатаны, цель которого, состоящая в уничтожении Церкви Христовой, окончательном затворении для людей врат рая, казалась и до сих пор кажется близорукому земному взору близкой к реализации.
Сегодня мы наблюдаем печальную картину вырождения и вымирания некогда православного народа, который после 70-летнего богоборческого плена в сильной степени утратил жизнеспособность.
Женская эмансипация, искоренение веры отцов привели к исчезновению нормальной духовной практики, гигиены души, которая важнее гигиены тела, к разрушению семьи и прогрессирующей деградации новых поколений.
70 лет люди не прибегали к исповеди и покаянию, отвыкли отдавать отчет о своих мыслях, словах и поступках перед Богом и собственной совестью. Совесть сделалась лукавой, оправдывающей существование страстей и пороков, и когда настала пора вседозволенности, то все накопившееся внутри звериное и скотское вылезло наружу. Грех стал нормой жизни.
Отрекшись от Христа, люди стали поклоняться комфорту, с чем несовместима многодетность.
Эта картина деградации и вымирания настолько поражает воображение, что мы не замечаем одного явления, которое все-таки вселяет надежду.
Мы говорим о том, что, например, некоторые прямые потомки новомучеников и исповедников, паства, которая окормлялась духоносными пастырями, прошедшими огненные испытания нового вавилонского плена, отличаются от утратившего жизнеспособность большинства. Для них характерно, например, неприятие абортов, противозачаточных средств и многодетные семьи.
Как сказал наш современник, «атеисты вымрут, как мамонты, по собственному желанию». В то время, как благочестивое меньшинство будет умножаться по закону «цепной реакции». И тут удивительным образом оправдываются пророческие слова Псалмопевца: «семя нечестивых потребится», в то время как «праведницы, кротции наследят землю».
Нам известно много таких примеров. Среди них – семья одного почитаемого церковным народом батюшки, сына священника, прошедшего Соловки, и его супруги, дочери прошедших лагеря и ссылки духовных чад Алексия и Сергия Мечевых, родителей восьмерых детей, которые, в свою очередь, обзавелись многодетными семьями.
Как-то в день его тезоименитства мы молились в алтаре храма, настоятелем которого он был. Вместе с ним там священнодействовали еще 12 священников, ставшие его духовными чадами еще в то время, когда были простыми прихожанами. То есть он, можно сказать, – многочадный отец не только в обычном, но и в духовном смысле этого слова; не только его плотское потомство умножается в геометрической прогрессии, но и духовное. Потому что эти его духовные чада-пастыри в свою очередь имеют обильное и обычное, и духовное потомство. Не говоря уже о том, что и среди его родных детей некоторые сами стали батюшками и матушками.
Таким образом, на нем сбываются другие слова Псалмопевца: «праведник яко финикс процветет и яко кедр, иже в Ливане, умножится…»
Однажды от одного из своих духовных чад он услышал такую фразу: «Батюшка, число ваших домочадцев уже достигло преполовения того числа, с которым Иаков пришел в Египет. А потом будет, как песок морской». Батюшка сразу стал серьезным, задумался и сказал, что, когда он был молод и у него не было семьи, один старец посмотрел на него и, покачав головой, сказал: «Якове, Якове…»
Наша богоборческая революция явилась как бы репетицией последних времен, прихода антихриста.
Целью врага было именно вызвать вот это всеобщее ожесточение и оскудение любви, предотвращающее спасение душ человеческих. Причем даже спасение избранных, для которых весьма затруднительным становится исполнение заповеди любви к врагам, когда речь идет о противниках веры.
И для лучших из них, сохранивших эту святую заповедь, примером были сами апостолы, которые, как овцы среди волков, были окружены исключительно врагами их веры…
И сегодня святым праведникам, призывавшим в лихие времена к исполнению прежде всего заповеди любви, со Святой Горы Афон вторит современный старец: «Запомни, грядут времена, когда только любовь может нас спасти. Учись растить в себе любовь. Только она – жизнь. Все остальное – грех, хуже смерти. Мы пропадем без любви, пропадем…»
И с другой стороны, поглощенность внимания людей темой блуда в наше время достигает размеров вселенской катастрофы. Она сегодня преследует человека от младенчества до старческих седин, губит душевное и физическое здоровье всех поколений, лишает целые народы жизнеспособности, приводит их к вымиранию и вырождению.
Мы верим, что все происходящее в истории человечества промыслительно и что воля Божия всегда благая и совершенная и спасительная. Но постичь ее благость и спасительность человеческому уму не под силу, если Сам Господь не откроет, как Он это иногда делает в общении со Своими пророками, которых называют «друзьями Божиими». Или если человек достиг обожения и приобрел «ум Христов»(1 Кор. 2:16).
Мы можем иногда ретроспективно, отчасти, приблизительно, «гадательно» усмотреть спасительность Промысла, изучая уже свершившиеся исторические события, как об этом мы пытались рассуждать выше. Мы чаще всего «крепки задним умом». Но перед теми событиями, которые происходят сегодня и которые часто представляются нам ужасными и пагубными и вовсе не спасительными, наш ум оказывается бессильным.
Нас ужасает развращение детей, которое поощряется даже педагогами и отличается беспрецедентным размахом, с участием СМИ, оснащенных новейшими электронными информационными технологиями.
Конечно, мы можем понять, что Господь попускает все это, даже эти бесчисленные аборты, беспрецедентное распространение «безопасного секса», включая содомские гнусности, ибо таким образом истребляется «семя нечестивых», во исполнение пророчества Псалмопевца и слов Иоанна Предтечи, сказавшего, что дерево, не приносящее доброго плода, посекается и во огнь вметается. Это наказание Божие, предупреждение тем, кто отвергает благочестие, – богоборцам-кощунникам. Но сколько уже было таких предупреждений?! А люди продолжают упорствовать в беззаконии…
Однако в России, говорил преподобный Серафим Вырицкий, будет великое нравственное падение. Молодежь будет собираться в банды, они будут пить, блудить, воровать и в своем падении дойдут до самой крайней степени. И когда увидят, что так больше продолжаться не может, то тем горячее будут каяться.
«Разбойничье покаяние», как результат крайнего падения, давно уже стало привычной идеей народного христианского менталитета. По словам преподобного Серафима Вырицкого, после беспрецедентного погружения во тьму горячее покаяние в России приведет к воспламенению духовной жизни, будет расцвет благочестия, и Восток, войдя в России в соприкосновение с живой христианской верой, обратится в православие. Преподобный говорил, что сегодня «весь небесный мир молится о просвещении Востока…» Вот такое оптимистическое пророчество…
Сейчас трудно поверить в это. Но в защиту оптимизма говорит то, что когда мы рассматриваем историю Церкви и общества в ретроспективе, то мы, как уже было сказано, можем наблюдать, что все усилия сатаны в конце концов приводили к результатам, прямо противоположным его целям.
Подготовила Ольга Орлова