11 ноября исполнилось 195 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, русского писателя, мыслителя, философа и публициста
Федор Михайлович Достоевский не придавал особого значения ни истине, ни добру, но только красоте, которая только, как он верил, и спасет мир.
Почему же Достоевский считал, что красота спасет мир? Ответ мы находим в одной из его встреч и бесед с Оптинским старцем Амвросием. Когда старец спросил его, что заставило его повернуть к вере, писатель ответил:
– Да я видел рай. Ах, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там, и с тех пор повернул к Богу.
Красота – это физическое и духовное здоровье человека и народа, в этом состоит неиссякаемый источник обращения к красоте и ее обожествления: «Есть предание, что раньше, чем человеку родиться в мир, душа его видит те небесные красоты и, вселившись в тело земного человека, продолжает тосковать по этим красотам. Так М.Ю. Лермонтов объяснил присущую многим людям непонятную тоску. Он говорит, что за красотой земной снился душе лучший, прекраснейший мир иной. И эта тоска «по Бозе» – удел большинства людей.
Так называемые неверы сами по себе верят и, не желая в этом признаться, тоскуют о Боге. Только у немногих несчастных так уже загрязнилась душа, так осуетилась она, что потеряла способность стремиться к небу, тосковать о нем. Остальные ищут. А ищущие Христа обретают Его по неложному евангельскому слову: ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам».
В этом смысле, как бы ни понимали и ни истолковывали красоту, поиск красоты всегда есть поиск Бога, но во всех случаях никогда нельзя забывать о том, что она органично связана с истиной и добром, ибо истина, добро и красота есть Бог, а Бог есть истина, добро и красота.
Константин Долгов
Достоевский в Оптиной пустыне
Оптину пустынь Федор Михайлович Достоевский посетил в 1877 г., вскоре после смерти любимого сына Алеши. Пребывание в монастыре вдохновило писателя на создание «Братьев Карамазовых». Считается, что прототипом старца Зосимы стал преподобный Амвросий (Александр Гренков).
Вот как описывает своего героя Достоевский:
«Он до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрел прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно, и даже какого рода мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал и почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово. Но при этом Алеша почти всегда замечал, что многие, почти все, входившие в первый раз к старцу на уединенную беседу, входили в страхе и беспокойстве, а выходили от него почти всегда светлыми и радостными, и самое мрачное лицо обращалось в счастливое».