Благоговение к святыне в сочетании с бережностью и рачительностью не может не менять отношение ко всякой вещи как дару Божию. Отсюда и возможно более полное использование того, что посылает Бог. Грех, если земля запущена и заброшена. Господь дал ее людям в управление и спросит с них за нее.
О традициях русского природопользования и о необходимости их возрождения рассказывает профессор, доктор геолого-минералогических наук Сергей Николаевич Чернышов. В этом году 12 ноября ученому исполняется 80 лет.
Каждый народ, живя на земле, выработал свою философию природопользования. Она может быть не записана, даже не осознана многими носителями ее. Но она всегда есть, если говорить о народах со сложившейся и древней культурой. Без такой философии народ не может существовать. Без органического культурно-хозяйственного уклада он губит природу. Сейчас во многих местах планеты мы наблюдаем стремительно развивающиеся процессы разрушения природы, которые неизбежно следуют за отказом от национальных традиций и чрезмерным заимствованием опыта других наций.
Обратимся к отечественным принципам природопользования. Положение человека под небом на земле давало ему право пользоваться природой как даром Божиим. И одновременно обязывало его украшать землю и заботиться о животных, братьях наших меньших, как назвал их Сергей Есенин. Жизнь на земле в идеале мыслится как гармоничное сообщество, процветающая экосистема.
Любя животных, русский человек отличал себя от них. Это выражалось даже в языке. О человеке говорили: родился и умер, а о животных выражались другими словами: корова отелилась, лошадь ожеребилась и пала.
Отчетливо осознавая себя между небом и землей, между Творцом и остальной тварью, русский человек в соответствии с учением Церкви ставил себе задачи: самоограничение потребностей; возможно более полное использование всего взятого им у природы; украшение земли посредством своего труда.
Самоограничение потребностей считалось идеалом. Счастье видели в богатой, обеспеченной жизни, но высшее счастье – в духовном богатстве, в отречении от земного, в пути преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Паисия Величковского. Но и в миру самоограничение было идеалом. Самоограничение в повседневной жизни всего народа выражалось в неукоснительном соблюдении постов – общей продолжительностью около 16 недель. Другой формой ограничения в пище были приуроченные к церковным праздникам сроки начала сбора яблок, меда, орехов, так называемые яблочный Спас (19 августа), медовый Спас (14 августа) и ореховый Спас (29 августа).
Ограничение проявлялось и в том, что брать у природы можно было только необходимое количество. Люди не ловили рыбы больше, чем нужно, не били зверя для потехи, но лишь по необходимости и только в определенные сроки. Вспомним некрасовского деда Мазая, который спасал во время паводка зайцев, но выпуская, кричал им вдогонку: «Смотри, косой, теперь спасайся, а чур, зимой не попадайся!»
Самоограничение в охоте, рыбной ловле очень близко примыкает к традиции наиболее полного использования всего, что дает природа. Здесь можно вспомнить, как запрещалось не только выбрасывать хлеб, но и хлебные крошки. Народная мудрость учила беречь дар Божий и плод труда – хлеб.
Помню, как заставляли меня в детстве тщательно сгребать скошенную на сено траву, как чисто выкашивать. Из рассказов рязанцев знаю, как весь город охранял Окский луг, что зеленым ковром лежит у его подножия. Ходить через луг разрешалось только определенными тропами и только босиком. Горожане разувались, ступая на луг.
Все, что не съедалось людьми, – отдавалось скоту. Все, что непригодно скоту, – шло в печь, давало тепло и золу для удобрения и борьбы с вредителями. Так в земле завершался круговорот веществ в крестьянском хозяйстве. Таким образом, человек кормил скот и облагораживал почву, ухаживал за ними. Принцип безотходного производства был реализован в крестьянском хозяйстве. Одновременно осуществлялась экономия ресурсов и очистка природной среды от отходов, говоря современным языком. У деревни не было помойки или свалки. Использовались только возобновляемые источники энергии: трава, дрова, вода, ветер, солнечная энергия.
Можно назвать еще много народных традиций, которые вытекают из православного отношения к творению Божию, но нужно сказать несколько слов о новом переломе в мировоззрении, который смел народные традиции.
Суть этого перелома в отказе от взгляда на природу как дар Божий. Мы наглядно видим сегодня, что человек в качестве единовластного и неподотчетного хозяина природы оказался несостоятелен. Варварский лозунг: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача» привел к современным тяжелым последствиям.
Советская Россия отказалась от самоограничения, отказалась от использования только возобновляемых ресурсов (это особенно серьезно), извратила принцип украшения земли. Человек забыл, что природа – дар Божий, и расхищает ее, извлекая наиболее «сладкую» часть из добычи. У нас в 1970-х гг. около половины леса оставалось на лесосеке, около половины нефти в недрах на отработанном месторождении, около половины воды, взятой из источников для полива, терялось, не дойдя до поля и губя, заболачивая местность.
Традиции русского народа и других христианских народов нисколько не препятствуют развитию хозяйства и цивилизации, но ставят разумные, вполне посильные человеку и обществу ограничения, диктуемые духовно-нравственными основаниями жизни и заботой о сохранении природы.
Сергей Чернышев