К 70-летию художника Валерия Смирнова (1946–2014)
Валерий Игоревич Смирнов – известный московский художник-иллюстратор, член Союза художников России и Международного художественного фонда. На протяжении многих лет художник иллюстрировал и оформлял литературные произведения классиков зарубежной и отечественной литературы. Валерием Смирновым также созданы серии иллюстраций к книгам для детей. Ряд авторских работ находятся в фонде Литературного музея, в российских и зарубежных художественных музеях.
С 2010 г. Валерий Смирнов преподавал рисование в воскресной школе Храма Всех Святых на Соколе, отдавая все силы работе с учениками школы. На каждом занятии художник рисовал вместе с детьми, увлекая их новизной открытий, побуждал в них интерес и желание творить. Программа первого года обучения была посвящена евангельским притчам и сказочному эпосу, на втором году акцент был сделан на православных праздниках, на третий год обратились к истории православия. Темами рисунков послужили события, факты из жития православных святых.
Валерий Игоревич Смирнов не дожил два года до своего 70-летия. К юбилею художника мы публикуем воспоминания мастера о своем творческом пути и его размышления о профессии иллюстратора книг.
Валерий Смирнов: «Искусство книги, ее оформление и иллюстрирование стали целью моей жизни»
Свою профессиональную деятельность я начал студентом 2-го курса Московского полиграфического института с газетных публикаций рисунков в «Комсомольской правде» в 1965 г. Первым моим строгим судьей был мой отец Игорь Петрович Смирнов, инженер-конструктор оборонки. Так в детстве, еще до школы, когда я увлекся рисованием, отец заинтересовался моими занятиями и соучаствовал в них. Меня поражало, как здорово рисовал он боевую военную технику, но был беспомощен в изображении человека и животных. Отец привил мне великое почтение к книге. Чтение книги, рассматривание ее оформления и иллюстраций стало увлекательнейшим для меня занятием. Помню, как мы вместе с приятелями, сгрудившись в кучку, читали какую-нибудь захватывающую книжку, полученную на короткое время, – так мы дорожили возможностью общения с книгой.
С первых классов школы я почувствовал разницу в восприятии книги: только при прочтении или прочтении ее с рисованием, оставлявшим глубокое памятное чувство от изложенных событий.
В 10 лет я поступил в изостудию районного Дома пионеров и приобщился к таким художественным дисциплинам, как рисунок, живопись, композиция, этюды на пленэре. Отец часто водил меня в музеи, на художественные выставки, помогал подготовиться к вступительным экзаменам в художественную школу, куда я поступил в 13 лет.
До поры до времени в обучении не просматривалась направленность на определенную профессиональную стезю. Но когда в одной из дисциплин – композиции – появились рисунки к литературным произведениям, то стало ясно: это мое!
Искусство книги, ее оформление и иллюстрирование стали целью моей жизни. Я поступил в Московский полиграфический институт, а потом мой путь – годы и годы работы в качестве художника книги. Мне довелось оформить и проиллюстрировать около 200 книг, до десяти различных журналов и альманахов и столько же газет. Миллионными тиражами разошлись они по просторам нашей Родины и за рубежом. А изданная в «Молодой гвардии» «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова с моими иллюстрациями была взята в полет космонавтом Владимиром Джанибековым на станцию «Салют».
Психологию человека, красоту пейзажа, страстные баталии человеческой истории, любовь и ненависть, добро и зло, наконец, самое главное – верность Богу и гибельное, иссушающее безбожие, – все должен суметь отобразить художник книги в камерном искусстве художественно-графической миниатюры. И портрет, и пейзаж, и натюрморт, и многофигурная сюжетная композиция способствуют одушевлению персонажей литературных произведений, придают убедительность в реальности времени и места происходящих в книге событий.
Иллюстрации должны отражать не только важные эпизоды содержания книги, но и ее морально-этическую направленность, ее нерв, общий эмоциональный фон, главную идею автора. В зависимости от того, каким готовится полиграфическое воспроизведение книги – черно-белым или цветным, – все эти задачи художнику приходится решать или чередованием акцентировок в цвете, или монохромной графикой.
Художник книги должен уметь войти, погрузиться в мир событий, излагаемых писателем, ощутить сопричастность происходящему.
Книгопечатание постоянно совершенствуется технологически, появляются новые способы и виды печати, развивается конструирование книги, ее элементов с целью повышения удобства в пользовании и восприятия. Широкое развитие получили электронные книги. Не утихает спор о том, что электронные издания скоро полностью заменят величайшее изобретение человечества – книги «бумажные». Но никакие цифровые технологии никогда не заменят книгу, потому что она – дар Божий. Книга – зримая связь поколений, уникальный культурный феномен в истории человечества.
Валерий Смирнов