О церковно-государственных отношениях
Заглянуть вглубь мировой истории, чтобы увидеть палитру взаимоотношений между государством и Церковью на всем протяжении их сосуществования, необычайно интересно. В разные периоды отношения между двумя институтами менялись в зависимости от исторических обстоятельств, конкретных личностей и прочих условий. Гонения переходили в покровительство, лояльность сменялась немилостью, процветание неминуемо грозило упадком. Непростые отношения между государством и Церковью стимулировали выработку новых подходов в поиске взаимопонимания и поддержки. Каждая эпоха в истории той или иной страны вносила свои коррективы.
Если христианская Церковь «родилась» в крови мучеников, то ее дальнейшая история являет иную картину взаимоотношений. Государственное преследование религии сменяется ее возвышением, особым положением и процветанием Церкви. Подобные отношения представляют собой тип симфонии и теократии. Идеальные в теоретическом аспекте, они допускают и отклонения от установленной нормы, являя яркие примеры нарушения.
Интересен и такой тип взаимоотношений, как конкордат, в большей степени характерный для западного мира. Призванный урегулировать непростые отношения, он является наиболее гармоничной формой сосуществования Католической церкви и государства.
История дает нам пример и таких церковно-государственных отношений, при которых государство отделяется от Церкви, при этом занимая позицию либо жестоких гонений, либо нейтрального положения на правах светского государства. Тип государственной религии дополняет этот длинный перечень видов отношений. Расскажем о них подробнее.
Теократия представляет собой систему правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям. Как описывает Геродот, понятие «бог» было сформулировано у протогреческих племен пеласгов: «В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали еще имен богов. Имя же «боги» пеласги дали им потому, что боги установили мировой порядок и распределили все блага по своей воле».
Теократия, таким образом, имеет своей целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии, т.е. совершенного состояния. Сам обряд жертвоприношения имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Америке и других местах) правители были жрецами и решали дела по божественным указаниям. В качестве таких указаний использовались сны и видения лиц, способных воспринимать и понимать божественную волю (пророков и прозорливцев), каковыми обычно были и сами правители (в самые древние времена), а так же знамения (особо выделяющиеся явления) и гадания (искусственно вызванные знамения).
Разновидностью теократии является библейская теократия. Она характерна для христианского государства, правитель которого подчиняется заповедям Библии. Подобная форма возникла в IV веке в Римской империи, укрепляя тем самым влияние папства. Нужно заметить, что православная теократия подчиняется православной церкви, католическая – католической и пр.
Другим видом теократии является торакратия. Она подразумевает соблюдение госчиновниками-христианами политических законов Ветхого Завета Библии. Подобная форма политического устройства представляет собой альтернативу демократии и коммунизму. Название же происходит от слова «Тора» – Закон Моисея – это первые пять книг Ветхого Завета Библии. Торакратическим признается государство, в законодательство которого вписаны торакратические законы – уголовный кодекс Библии, патриархальный семейный кодекс Библии, экономический кодекс Библии и пр.
Теократия была основой правления всех развитых государств древности (другие просто сгинули, и мы о них ничего не знаем). Так, все древние фараоны Египта были жрецами, в Древней Греции решения принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями – жрецами или жрицами), и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а так же на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Такой же теократией была и древняя Римская республика, в которой высшие должностные лица (консулы и другие) одновременно были жрецами и имели обязанность совершать жертвы, выясняя по ним лучший способ действий. Элементы теократии имелись и в более поздние времена – в средние века и в новое время, когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, например в кости или карты), или же просто бросание жребия – считалось, что на стороне победителя Сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу.
Резонной основой теократии является вера в то, что Бог устраивает мир ко благу, и поэтому действия, соответствующие Промыслу Бога, являются наиболее благоприятными и благоразумными, и наоборот: противоречащие им – погибельными. Поэтому в древние времена люди полагали, что благоразумнее поступать не по своему уму, а согласовывать свои поступки с волей Бога. Однако, как показывает история, достигнув таким образом некоторого благополучия, люди развращались и, движимые своими плотскими инстинктами (или же, по другим взглядам, – подпадая под власть сатаны), отходили от такой теократической системы, подменяя ее различными шарлатанскими действами, служащими прикрытием для осуществления их алчных вожделений. Жрецы, как это, например, описано в Библии, требовали, чтобы жертвы приносились только под их контролем и в их храмах, где они могли придавать жертвенным действиям угодные им толкования, получая за это мзду; большой спрос на выяснение воли Бога порождал многочисленных ворожеев и колдунов, использующих различные мошеннические приемы для своего обогащения; лица при власти начинали применять аналогичные приемы для утверждения и усиления своего положения. Все это достигалось с помощью действий, имитирующих гадание, но по сути своей таковым не являющихся.
Так, иезуиты изобрели, например, такой способ выяснения принадлежности к ведьмам: женщину, которую они держали под подозрением, связывали и бросали в воду, говоря при этом, что, если она выплывет, значит, Бог указывает, что она не ведьма, а если не выплывет, то туда ей и дорога, так как она ведьма. Используя такие приемы, некоторые добивались кажущихся преимуществ и осуществления своих вожделений, и, как результат, теократическое правление подменялось эгоистическим волюнтаризмом отдельных лиц. Теократия вырождалась в олигархию или клирикархию (примеры каковой можно найти в древнееврейском Синедрионе и современных Ватикане и Иране), которые неизбежно переходили в монархию (примерами являются египетские фараоны и древнееврейские цари, правители ацтеков и инков, и многие другие случаи, в том числе и римская империя). Движимая внутренними противоречиями и несоответствием Промыслу Бога, монархия неизбежно разлагалась, и через крайности охлократии на ее обломках возникала демократия как одна из форм теократии, при которой воля Бога проявляется в согласованном мнении народа (о чем говорит пословица «Глас народа – глас Бога»), в виде республики или президентского правления, в которых воля Бога выясняется не явно, через знамения и гадания, а опосредованно, через общественное мнение граждан. Все возвращалось на круги своя и продолжалось далее по кругу.
Симфония властей – сформированный в Византийской империи православный принцип взаимоотношений между церковной и светской властью, заключающийся в том, что светская и церковная власти находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны». Притом церковная власть считается «божественной», а светская уровнем ниже – «человеческой».
Согласие выражается, прежде всего, в признании этими властями друг друга в качестве суверенных исторических субъектов, действующих каждый в своей сфере на общее благо. Эти сферы соответствуют разделению жизни человека и человеческого общества на внешнюю (материальную) и внутреннюю (духовную). Благом же считается вечное спасение членов Церкви и граждан государства.
В этом случае, Церковь призвана служить Божественному, небесному, а государство – человеческому, земному. Со стороны императоров симфония выражается в сохранении догматов и почитании священства, в чем они полагали самую главную свою заботу и за что они ожидали от Бога величайших благ. В силу этой симфонии византийские императоры, прежде всего, действовали как Божественные стражи и охранители православной веры, оказывая Церкви свое покровительство в ее борьбе с еретиками. Их деятельность принесла Церкви огромную по своему благотворному значению услугу в период Вселенских Соборов, где, после низвержении еретических учений, были составлены православные догматы.
Изучив историю Византии, можно увидеть отклонения от данной теории идеала симфонии в реальных отношениях государства и Церкви. Очень часто императоры диктовали свои условия Церкви, выражая тем самым языческую по своей природе идеологию цезаропапизма. Иногда и сама Церковь в лице патриархов пыталась встать на место империи, возвращаясь, таким образом, к иудейскому теократическому принципу. Но в любом случае идеал симфонии властей оставался генеральным ориентиром в отношениях Церкви и империи.
А. Бочарова
Из архива журнала «Покров»