11 сентября – Великий праздник Православной Церкви, Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Ирод, послав, взял Иоанна, и заключил его в темницу» (Мк. 6:17).
Кто этот Ирод? Сын того Ирода, при котором родился Христос Спаситель в Вифлееме и который покушался убить обетованного Царя Иудейского Христа Спасителя, но вместо Него избил множество младенцев Вифлеемских. От нечестивого отца был нечестивый и сын. Этот Ирод назывался Антипою. У Ирода, отца его, еще было два брата – Филипп и Архелай, между которыми, по смерти Ирода, отца их, разделено было его царство.
За что Ирод посадил Иоанна в темницу? Евангелист Марк отвечает:
«…за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что женился на ней» (Мк. 6:17).
Как это случилось? Случай этот евангелист раскрывает далее, говоря:
«…ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоег» (Мк. 6:18).
Иоанн как проповедник истины, как пророк и Ангел, посланный пред Лицем Господа, да уготовит путь Ему, не боялся возвещать истину, обличал неправду и в самом царе. Об Ироде далее замечено, что он
«…боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его» (Мк. 6:20).
Отсюда видно, что Иоанн не в этом одном случае обличал Ирода, но и в других говорил царю правду, и царь слушал Пророка с удовольствием, как передает евангелист Марк:
«…многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20).
Но не мог Ирод так слушать обличение своей постыдной страсти, которой он сделался слепым и низким рабом. Ирод за это обличение не только посадил Иоанна в темницу, но и хотел убить его еще до того случая, по которому действительно ему усекли главу. Евангелист Матфей говорит:
«И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5).
Когда пророк Божий стал обличать нечестивого Ирода в его пороке, противном Божеским и человеческим законам, Ирод не уважил ни звания пророка, ни святости истины, но как низкий раб греха преследует Иоанна за своего идола и ввергает проповедника истины в темницу. Еще он не убил Иоанна, но это не по уважению к пророку или к истине; он хотел убить, но только боялся народа, который почитал Иоанна за пророка; боялся, чтобы народ не восстал на защиту чтимого им пророка.
«Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла» (Мк. 6:19).
И нечестивая, незаконная жена сочувствовала нечестивому мужу, злобилась, искала смерти пророка и не находила случая к тому. Грех был общий, и обличение пророка относилось к обоим равно, потому оба, муж и жена, заодно искали мщения обличителю порока. Но нечестивая Иродиада помышляла о погублении пророка Божия и в то время, когда Ирод, может быть, забывал о нем или невольно удерживался от мести пророку, вспоминая о нем как о муже праведном и святом, которого прежде слушал он и в некоторых случаях поступал по словам его.
Смотрите, как порок ослепляет человека! Как делает человека легкомысленным и безумным! Видите, Ирод не стыдится показывать себя рабом страсти! От нечестивого корня нечестивая и отрасль, с матерним молоком напитанная нечестием, дочь Иродиады плясала и угодила Ироду и гостям его, – и что же делает царь? Что говорит нечестивой плясавице?
«…проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (Мк. 6:22–23).
Не безумие ли это? За что же хочет дать даже до полцарствия? За пляску! Как Исав некогда продал первенство в снедь, так Ирод готов отдать до полцарствия своего за пляску! Смотрите, до чего доводит страсть! Как унижает она человека! Как помрачает его смысл и здравое чувство! Пляска не была в употреблении у иудеев на пиршествах, а вошла в дома вельмож иудейских из обычаев языческих. Впрочем, некоторые и языческие законодатели запрещали пляски на пиршествах, почитая их противными благоприличию и показывающими человека крайне испорченного; они почитали пляски училищем страстей.
«Она (дочь Иродиады) вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя» (Мк. 6:24).
Как Ирод безумно обещался и поклялся – так Иродиада дает безумный совет своей дочери. Было обещано до полцарства, и Иродиада предпочитает полцарству главу проповедника истины, обличителя их беззакония. Вот пример, как страсть гибельно порабощает себе человека и делается его идолом. Грешник, предаваясь греху, становится рабом греха, пленником своей страсти. Кто хочет быть свободным, тот должен не предаваться страстям, а покориться духу Христову и следовать истине, внимая слову Божию, которое есть совершеннейшая истина, и сия истина, по слову Христа Спасителя, освободит нас (Ин. 8:32), то есть сделает нас истинно свободными, не порабощенными порокам и страстям, а свободно служащими Богу и стремящимися к истинному счастью и блаженству Небесному.
«И она (дочь Иродиады) тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Мк. 6:25)
Эта дочь была от брата Иродова Филиппа. Как нечестивая мать скоро дала злой совет, воспользовавшись удобным временем, когда царь с гостями, предавшись чувственным удовольствиям, был в опьянении легкомыслия; так и дочь ее, достойная матери, является бесчувственною, скорою на зло. Видно, голос совести в ней был уже заглушен рассеянностью. Видно, она уже привыкла равнодушно смотреть на смерть человека. Иначе как бы так дерзко могла просить у царя смерти праведника: хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя?
«Царь опечалился» (Мк. 6:26). Где тут царское величие и царская мудрость? Отчего опечалился царь? Не должен ли был царь презреть безумное желание плясавицы, если бы сам не сочувствовал злому желанию? Ужели он не понимал, почему дочь Иродиады просит главу Иоанна Крестителя? Достойно было бы царя, если бы он, услышав безумное желание легкомысленной плясавицы, с негодованием объявил ей пред всеми своими гостями, что он никак не мог включать в предмет клятвы что-либо противное правде и совести, что-либо противное законам Божеским и человеческим, и что настоящее требование противно его царскому достоинству и долгу. Нет, он, как слепой раб страстей, честь почел за бесчестие, великодушие за слабость. Явно печаль царя не показывала в нем любви к добродетели; а так как он уже хотел убить Иоанна, но только боялся народа (Мф. 14:5), почему и Сам Спаситель называл его лисицею, то есть лицемером, то с вероятностью можно думать, что эта печаль была лицемерная или невольным смущением помраченной совести, а на самом деле он рад был случаю исполнить свое собственное желание – положить невозвратное молчание на уста грозного обличителя. Потому так поспешно и решился совершить великое злодеяние.
«И тотчас послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей (Мк. 6:27–28). Так Предтеча окончил поприще своего служения! Так умолк глас вопиющего в пустыне! Так не стало проповедника покаяния; не стало друга Жениха – Христа; не стало того, о котором Сам Бог Сын свидетельствовал: «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11).
«Ученики его, услышавши, пришли, и взяли тело его, и положили его во гробе» (Мк. 6:29).
Ученики Предтечи Христова исполняют последний долг к своему учителю; берут тело его и со скорбью и благоговением скрывают его во гробе.
Архиепископ Могилевский и Мстиславский Евсевий (Орлинский; 1808–1883)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править Галилеей еще некоторое время. Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23:7–12).
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Спустя несколько лет после убийства святого Иоанна Предтечи аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери – законной жены Ирода, которую он отверг ради Иродиады, двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37–41): он был обвинен пред римским императором Калигулой своим же племянником – братом Иродиады – Иродом Агриппою в изменнических замыслах против римлян, лишен всей своей власти и богатств и сослан в заточение сначала в Лион (Лугдун) Галльский, а потом в Лериду – испанскую крепость. Иродиада с дочерью последовали с ним в изгнание, в котором и окончили свою жизнь. Саломия, переходя зимой по льду небольшую реку Сикорис, провалилась под подломившийся под ней лед, который так сдавил ее, что она висела телом в воде, а головою находилась надо льдом. Подобно тому, как она плясала некогда ногами на земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде: туловище ее, не доставая дна речного, колебалось из стороны в сторону до тех пор, пока острый лед не перерезал шеи. Труп Саломии не был найден, а голову ее принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Сам Ирод с Иродиадой были поглощены землей при землетрясении.