12 сентября – День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского
Святого благоверного князя Александра Невского изображают и в скромной монашеском одеянии, и в роскошном княжеском платье. Образы смиренного молитвенника и грозного заступника в истории нередко чередуются, представляя князя то печальником о Русской земле, то радетелем о ее благе.
Но как именно выглядел святой князь – никто из ныне живущих на Земле не знает. В «Житии» Александра Невского говорится: «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую». Но в этом портрете нет ничего индивидуального. Это обычная формула византийских писателей-агиографов для характеристики достоинств святых воинов.
Мощи князя, обретенные нетленными в 1380 г. и находившиеся во владимирском Рождественском монастыре, сильно обгорели во время пожара 23 мая 1491 г. (согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI в., «тело князя великого Александра Невского згоре»). Поэтому и по ним мы не можем даже приблизительно судить о том, какого он был роста и телосложения. Памятуя о том, что предки Александра Невского женились не только на русских княжнах, но и на византийских принцессах, и на дочерях половецких ханов, можно предположить, что внешность его могла отличаться от того идеального образа «славянской красоты».
Изображения князя появляются после его канонизации на соборе 1547 г. Древнерусский иконописные «подлинники» рекомендовали изображать святого князя Александра высоким, плечистым, с короткой русой бородой и короткими же «кудерцами» волос. Но художники XVI–XVII вв. предпочитали писать Александра Невского худощавым, с тонкими вытянутыми чертами лица, изящными кистями рук, в скромном монашеском одеянии, с покрытой куколем головой, как и положено монаху-схимнику.
Наиболее ранние сохранившиеся изображения святого Александра Невского относятся к середине XVI в. Некоторые исследователи отождествляют со святым Александром всадника в доспехах и шлеме, представленного вместе с великомучеником Георгием, благоверными князьями Борисом и Глебом на новгородской иконе середины XV в. «Знамение от иконы Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами»).
Княжеская иконография представлена также в монументальной живописи и книжной миниатюре XVI–XVII вв. Так, в росписи (1665 г). Архангельского собора Московского Кремля святой изображен в богато расшитой шубе и княжеской шапке, с крестом в правой руке. На миниатюрах лицевого жития, входящего в Лицевой летописный свод (вторая половина XVI в.), – также в княжеском одеянии, в иллюстрациях с батальными сценами – в шапке, плаще и доспехах.
А вот на иконах в допетровский период Александра Невского изображали главным образом как преподобного. Так, на иконе-таблетке «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский» середины XVI в. из собора Святой Софии в Новгороде святой представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне; на плечи ему наброшен куколь схимы; у князя короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода, тронутые сединой. В левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Эта иконография характерна и для лицевых покровов на гробницу святого, созданных в XVII в.
Уникальная житийная икона конца XVI – начала XVII в. Александра Невского с 36 клеймами сохранилась в храме Василия Блаженного (Покрова на Рву) – в приделе Входа Господня в Иерусалим. Икона была написана для церкви Александра Невского, построенной в конце XVI в. в Московском Кремле. На протяжении XVII в. туда совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впоследствии церковь была разобрана). В небольшом среднике – фронтальное изображение князя в рост в монашеском одеянии – надпись: «Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий»; вокруг средника два ряда клейм.
Ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом меняется в 1724 г., после перенесения его мощей по указу Петра I в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. В этом же году Синод запрещает изображать Александра Невского в монашеском облачении – Петр I монахов не любил. Писать святого на иконах теперь дозволяется исключительно в княжеских одеяниях. Следовать монашеской иконографии будут только лишь в старообрядческой среде.
Для мощей святого князя в Александро-Невской Лавре устанавливают величественную гробницу из серебра, выполненную по эскизу Г.Х. Грота в 1750–1753 гг. (ныне пребывает в Эрмитаже). Раку святого украшает икона, написанная Иваном Адольским. В соборе у святых мощей в дни памяти князя собираются кавалеры ордена святого Александра Невского.
При императорах Александре III и Николае II в русской живописи формируется новое религиозно-национальное направление. Среди выдающихся работ того времени – монументальные иконы святого Александра Невского В.М. Васнецова для Владимирского собора в Киеве (1885–1896) и М.В. Нестерова для храма Воскресения (Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге (1895–1905). Васнецов изобразил святого Александра былинным богатырем, Нестеров – смиренным молитвенником.
После октябрьского переворота и укоренения советской власти интерес художников к образу Александра Невского не иссякает и особенно ярко проявляется в период Великой Отечественной войны. Так, в 1942–1943 гг., в дни самых суровых испытаний, по заказу Комитета по делам искусств художник Павел Корин пишет триптих «Александр Невский». На картине князь изображен в доспехах и алом плаще, опирающийся на меч, под развевающимся стягом с ликом Иисуса Христа. Это полотно стало легендарным: в феврале 1944 г., после освобождения Великого Новгорода, его огромная копия была установлена при въезде в город – дабы поддержать боевой дух фронтовиков.
На иконе художника Александра Стальнова (2001) из Успенского Блокадного храма князь Александр Невский изображен вместе с другим небесным покровителем Санкт-Петербурга – праведным Иоанном Кронштадтским.
Мозаичные иконы святого Александра Невского и его младшего сына – святого Даниила Московского – в монашеских облачениях размещены на внешней стене больничного корпуса Свято-Данилова монастыря в Москве. Мозаики выполнены в конце XX столетия тщанием поэта и музыканта архидиакона Романа (Тамберга).
Многообразие иконографических типов указывает на то, что современный человек, как и прежде, нуждается в заступничестве и славного воина, и смиренного молитвенника.
В образе святого Александра Невского они слились воедино.