К 170-летию со дня рождения Виктора Васнецова (15.05.1848–23.07.1926)
Урок по Основам православной культуры для 7–10-х классов средней школы.
Творчество Виктора Михайловича Васнецова хорошо известно многим из вас, прежде всего, благодаря его прекрасным картинам, посвященным русским сказкам, были нам и древней русской истории (можно попросить назвать известные ученикам картины). Однако полотна, созданные художником на христианские темы, мало известны широкой публике, не так часто экспонируются и анализируются. А между тем в мировой критике эти картины по праву считаются шедеврами. Кто знает, почему В.М. Васнецов обращался к религиозным сюжетам?
(Ответы учеников.)
А знаете ли вы, что на одной из самых знаменитых картин художника «Три богатыря» изображены реально жившие люди? Наиболее известный из них, пожалуй, сидящий на коне в центре картины святой преподобный Илья Муромец Печерский († 1188), один из главных героев русских былин, воплощение народного идеала героя-воина. Мироточивые мощи его почивают теперь в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.
Биография (рассказывают два–три ученика, подготовившиеся заранее)
1-й ученик.
Виктор Васнецов родился в Вятском крае в 1848 году в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Священниками были и дед, и прадед художника. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни. «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины», – рассказывал впоследствии Васнецов.
В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине. «Я всегда только Русью и жил», – вспоминал позднее художник. Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях. В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Учитель.
Давайте посмотрим на копии документы. Чрезвычайно интересно почувствовать дух времени, видя, например, свидетельства о рождении художника и об окончании семинарии (неполный курс). Обратите внимание на манеру письма, обороты речи, оформление, печати. Это подлинная история: «По указу Его Императорского Величества Вятская Духовная Консистория сим свидетельствует, что в метрической книге…» Или: «Виктор Васнецов при поведении очень хорошем, способностях хороших и прилежании ревностном…»
2-й ученик.
Начав учебу в академии, Васнецов познакомился с И.Репиным, общение с которым переросло и крепкую дружбу, сблизился с А. Куинджи, И. Крамским, В. Максимовым, В. Поленовым, В. Суриковым, М. Антокольским, братьями Праховыми. После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». Время это для Васнецова очень трудное. Он переживает смерть отца, печется о брате Аполлинарии, который приезжает из Вятки, много трудится ради заработка. В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдатской азбуке» Столпяпского, к «Русской азбуке для детей» Водовозова. Им были иллюстрированы сказки «Конек-Горбунок», «Жар-птица и другие».
3-й ученик.
Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьей крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России. В мамонтовском сообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры.
4-й ученик.
В начале 1885 года В.М. Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но свое согласие художник дает. У него уже есть опыт – абрамцевская церковь Спаса, эпические полотна. Все это позволяет ему обратиться к росписи больших стен, созданию монументально-декоративного пространства. Верующий человек, в работе для Церкви он начинает видеть свое настоящее призвание.
Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников – свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века.
Основной идеей программы, разработанной А. Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию Крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.
Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства – памятников новгородского, московского, ростовского и ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества. Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания. Он должен был постоянно проверять, согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное он должен был отбрасывать, если эскизы казались ему недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должны были приниматься церковным Советом.
Учитель.
Давайте посмотрим репродукцию центральной картины. Это «Богоматерь с Младенцем» (10-е годы ХХ столетия). Обратите внимание – это не икона, но что роднит ее с иконой?
(Ответы учащихся: сюжет, положение фигур – Христос прижимается к Матери щечкой, Богоматерь и Младенец смотрят прямо на зрителя.)
Скажите, пожалуйста, какое самое главное чувство испытывают Богородица и Господь, передано ли это в картине? Конечно, любовь, безграничная любовь…
Пожалуйста, запишите в своих тетрадях название картины и опишите фон картины, цвета одежды Богоматери и младенца и выражение глаз Девы Марии – любовь, готовая к жертве, поэтому глаза Ее грустные и кроткие.
5-й ученик.
Ему было дано воплотить образ Божией Матери по-новому, никого не повторяя, «с теплотой, искренностью и смелостью». Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX – начале XX века.
Работая над воплощением образов князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора, иконописца Алипия, художник продолжил свои размышления об историческом прошлом России. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский.
6-й ученик.
Когда сняли леса и в августе 1896 года в присутствии Царской Семьи и двора собор был освящен, вокруг работы Васнецова разгорелись яростные споры. «Его душа рвется к небу, но прикреплена к земле», – сказал о Васнецове его искренний почитатель отец Сергий Булгаков, безоговорочно приняв его религиозную живопись. Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература – исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове – «гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи». Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX – начале XX века во множестве храмов в России.
Характерно сохранившееся в воспоминаниях мнение самого художника о своей деятельности в соборе, высказанное им уже в конце жизни: «Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уже от гордости – технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта». Этот отзыв – мужественное признание мастера, считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».
По окончании работ в киевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболее значительной среди них была декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал там росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, – и сделал эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талант монументалиста-декоратора с наибольшей силой проявился в полотне «Страшный суд». В огромной композиции (700 на 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о Вселенной и человечестве. Он разделил полотно на три яруса и, как в сложных многофигурных иконах, легко и свободно заполнил его большими группами фигур. Масса эпизодов, сцен, фигур объединена здесь в цельную, строго симметричную и уравновешенную картину, согласованную с архитектурой церкви.
Так сложилось, что три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий – между парижским эскизом и полотном «Богатыри» (1898), венчающим героический цикл работ живописца. Позже он вспоминал: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью… но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…»
В апреле 1898 года Васнецова посетил Павел Третьяков. Несколько минут молча он всматривался в картину, закрывавшую всю правую стену мастерской художника, и вопрос о приобретении «Богатырей» в галерею был решен. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича.
С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте–апреле 1899 года в помещении Петербургской академии художеств. На ней было представлено 38 произведений живописи. Центром же стало самое «капитальное», по словам Стасова, произведение – «Богатыри».
Учитель.
«Изумительный труженик», «большой умник и разумник», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли «первопроходцем». И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки – недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров.
Одни отдавали ему дань как «типисту» и видели его силу в жанровой живописи, другие ценили более всего его обращение к народному эпосу и сказке, третьи его главный вклад в развитие русского искусства видели в его роли «провозвестника нового направления в религиозной живописи», четвертые – в том, что «он первый из художников вновь обратился к украшению жизни». Но для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века и, конечно же, одним из главных деятелей русской художественной культуры XIX века. «Десятки русских выдающихся художников, – писал в 1916 году Михаил Нестеров, – берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».
Как вы думаете, какие две огромные силы сотворили Васнецова как выдающегося мастера мирового класса?
(Ответы учеников.)
Да, конечно, это вера в Бога и любовь к Родине. Богатыри потому и богатыри, что защищают веру и правду, царя и справедливость, родную землю. Вот богатырь спасает царевну от змея. И ростом он меньше, и мыщцы не такие мощные, а сразит змея. Почему? Им движет любовь к Родине, он силен духом, а зверю это неведомо. Поэтому и рука богатыря, и его меч наполнены силушкой сильной, непобедимой.
Н.В. Варламова