Родившись на свет в пещере для скота, Младенец-Христос явил людям великое смирение. Как воспитать в себе эту божественную добродетель?
Сказка – ложь, да в ней намек
Смиренный человек – кроткий, послушный, любвеобильный, радостный, в его душе царит мир. «Смиренье – Богу угожденье, уму – просвещенье, душе – спасенье, дому – благословенье и людям утешенье», – говорится о добродетели смирения в словаре Владимира Даля. Смиренный не спорит и не задается, ведет себя смирно, чем избегает многих неприятностей.
Афонский старец Паисий Святогорец описывает забавный случай: в его келью забрался лягушонок. Кот старца Дикас этим очень заинтересовался и уже готов был придушить незадачливого посетителя, но благоразумный лягушонок сидел так тихо и смирно, что кот, которому хотелось поиграть, потерял к нему всякий интерес.
И как не похож этот смиренный лягушонок на знаменитую лягушку-путешественницу из русской сказки, которая из-за тщеславия раскрыла рот и шлепнулась в болото с высоты птичьего полета!
Смиренный не ленится, не перечит старшим – даже если они неправы. Главная героиня сказки Шарля Перро «Золушка» обладает добродетелью смирения. Мачеха взвалила на добрую и кроткую девушку тяжелую работу по дому, ругала ее и обижала, но Золушка не отвечала злом на зло. Спала девушка на чердаке, на тоненькой подстилке, отдыхала у самого очага, сидя на золе. Но и в стареньком платьице она была милее своих разряженных сестриц. И неслучайно ее полюбил принц.
Героини многих русских сказок – Марья-Искусница, Настенька из сказки «Морозко» – ласковы, послушны, расторопны, хороши не только внешне, но и внутренне, будто тихо светятся изнутри. Именно такой представлялась многим молодым людям идеальная невеста.
Богатыри духа
Но смирение – добродетель, необходимая не только девочкам и женщинам. Это – качество настоящего мужчины, воина. Что-то отнять – нужна сила, а уступить – смирение, и это может быть настоящим подвигом, проявлением мудрости и милосердия.
Подвигом смирения стало решение главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова в дни Отечественной войны 1812 года оставить Москву французам. Вопреки мнению большинства военачальников на совете в Филях Кутузов приказал отступить без боя – дабы сохранить армию. И уже через месяц французы бежали, преследуемые русскими воинами, голодом и крепкими морозами. К Рождеству Христову 1812 года (25 декабря по старому стилю) последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии.
В ознаменование Дня Победы в Отечественной войне 1812 года по указу императора Александра I был воздвигнут храм Христа Спасителя в Москве. На стенах собора начертаны имена офицеров русской армии, павших в войне 1812 года.
О них Михаил Юрьевич. Лермонтов написал в стихотворении «Бородино»:
«Да, были люди в наше время
Могучее, лихое племя;
Богатыри – не вы:
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!»
Награда для смиренных
Высокий пример смирения дал Своей земной жизнью Спаситель мира.
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29),
– сказал Он своим ученикам. Младенец Христос явился на свет не в царском дворце, а в пещере для скота, животные согревали Его своим дыханием. Подрастая, Христос находился в послушании у Девы Марии и праведного Иосифа, Он трудился своими руками – был плотником. После 30 лет Спаситель вышел на проповедь, терпя неудобства, зной, холод, преодолевая усталость. Он исцелял, творил милости и в то же время терпел поношения и в конце концов был предан распятию на кресте.
«Он, будучи образом Божиим… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6,8)
Незадолго до своих крестных страданий Спаситель совершил необычный поступок – умыл ноги своим ученикам.
«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:12–15).
«Кто хочет быть первым, – говорит Спаситель, – будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35).
«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).
Смиренных ожидает награда:
«Бог гордым противиться, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6).
Божественная благодать
Божественная благодать – это Божественная сила, которая наполняет нас радостью, любовью и добром. О ней воочию поведал преподобный Серафим Саровский своему другу и помощнику Николаю Александровичу Мотовилову. С 12 лет того мучил вопрос – какова же цель христианской жизни. И вот во время духовной беседы преподобный Серафим отвечает: цель жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа; добрые дела, послушание, милостыня, пост, молитва, – только средства для очищения души, для стяжания благодати.
Николай Александрович – в смущении от столь странного ответа. Тогда батюшка Серафим крепко берет Мотовилова за плечи, и лицо его сияет неземным светом. В теле, в душе Мотовилова разливается неизъяснимая радость, мир, покой и теплота, сердце его тает от блаженства.
«Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть. Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это царствие Божие теперь внутрь вас и находится, а благодать Духа Святого и освящает и согревает нас, наполняя благоуханием воздух, услаждая наши чувства, питая сердце радостью неизъяснимой», – говорит преподобный Серафим, открывая тайну стяжания благодати.
Свет-государыня, матушка!
Через гордость и непослушание первые люди Адам и Ева отпали от Бога. Путем смирения и послушания всем нам предстоит вернуться к Своему Создателю. На послушании держится все человеческое общество, семья. Послушание – средство воспитания воли. Не хочется делать – а нужно: что будет, если солдаты в армии перестанут слушать командиров? А матросы – капитана корабля? Издревле русские семьи были сильны послушанием: детей – родителям, жен – мужьям, мужей – Господу Богу.
В замечательном памятнике древнерусской письменности «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого, великий князь назидает молодежь «соблюдать слово Господне» и поясняет: «При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь…глаза держать книзу, а душу ввысь».
По правилам того времени, после смерти отца старшинство в семье передавалось матери, и дети, даже взрослые, не должны были выходить из-под ее опеки: «А вы, дети мои, слушайте свое матери во всем, из ее воли не выступайтеся ни в чем, – писал в завещании святой Димитрий Донской. – А который сын мой не имеет слушати матери, а не будет в ее воли, на том не будет моего благословения».
Дети участвовали вместе с отцами в крестьянском хозяйстве: им находилось посильное, но настоящее дело. Малолетних князей в восемь лет «сажали на коня» и брали на битву. В традициях воспитания было не просто послушание, но активность и трудолюбие. Дети должны были все делать для себя сами и не затруднять других.
«Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит, – призывает автор «Домостроя». «Аще охудеет разумом в старости отец ваш или мать ваша – то не бесчествуйте их, не укоряйте», и тогда почтут вас ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас…».
Притча о смирении и благодати
В давние времена жил один человек. Святость его была так велика, что ей удивлялись даже Ангелы и нарочно сходили с неба, чтобы посмотреть: как живя, на земле, можно так уподобиться Богу?
И сказали однажды Ангелы Богу:
– Господи, даруй этому человеку дар чудотворения!
– Я согласен, – отвечал Господь, – спросите у него, хочет ли он.
И спросили Ангелы святого:
– Хочешь ли ты одним прикосновением рук подавать здоровье?
– Нет, – ответил святой. – Пусть лучше Сам Господь творит это.
– Не желаешь ли ты иметь такой дар слова, силой которого ты бы обращал грешников к покаянию?
– Нет, это дело Ангелов, а не слабого человека. Я молюсь об обращении грешников, но не обращаю.
– Может, ты хочешь привлекать к себе сиянием добродетели и тем прославить Бога?
– Нет, привлекая к себе, я буду отвлекать людей от Бога.
– Чего же ты хочешь? – спросили Ангелы.
– Чего мне еще хотеть? Да не лишит меня Господь милости Своей! А с ней у меня все будет.
Но Ангелы продолжали настаивать.
– Хорошо, отвечал святой. – Я хочу так творить добро, чтобы самому об этом не ведать.
А Ангелы решили, что тень этого человека, которую он не видит, тоже может исцелять больных, облегчать на земле скорби и печали. Так и повелось с тех пор: где бы ни появлялся этот святой, тень его покрывала зеленью вытоптанные дороги, возвращала воду высохшим ручьям, под ней распускались цветы и высыхали слезы людские.
Пословицы и поговорки о гордости и смирении
Лучше дурак с кротостью, чем умный с гордостью.
Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись.
Загордился кот и с печи нейдет.
Не смейся, горох – не лучше бобов: намокнешь – сам лопнешь.
Высоко взлетел – низко падать.
Сатана гордился – с неба свалился, фараон гордился – в море утопился, а мы гордимся – куда годимся?
Ольга Каменева, Нина Русскина