Кандидат педагогических наук, игумен Киприан (Ященко) размышляет о том, что такое родовой грех и родовая добродетель.
Встретились двое людей, полюбили друг друга. Повенчаешь их, а дальше начинается…
Человек не может понять и осознать, почему он кричит, скандалит, в истерики впадает. Он с сослуживцами – учтивый, в храм придет – как ягненочек кроткий. А дома такое творит – все рушит, как слон в посудной лавке.
Я семинаристам часто говорил: смотрите в оба, кого вы выбираете себе в матушки. Чувство влюбленности довольно быстро улетучится. На какой основе вы будете существовать дальше? Хватит ли у вас духовных сил преодолеть трудности, вымолить себя и свою половинку?
Меня бабушка-сибирячка всегда спрашивала: это какой родовы, т.е. рода, человек? Я удивлялся: «Бабушка, ну что это, скотина – определять по породе?» – «Нет, не скотина, род – это очень важно».
Однажды в семинарии я целую лекцию прочитал на тему «Как выбрать невесту». Вы, говорю, не только с родителями пойдите познакомьтесь – вообще, со всем родом. Просмотрите хотя бы три-четыре поколения: кто был в этом роду, есть ли кто в духовном сословии? На основании личных, очень субъективных впечатлений человек выбирает спутницу на всю жизнь. Семья ведь – малая церковь, изменить ничего невозможно.
Есть люди породистые – из царской среды, из ученых. Я помню, приехал как-то к себе на родину, в Сибирь, и удивился: местные жители поставили памятник академику… И не только местные: собралось более полусотни людей, из разных стран мира, и оказалось, что все они – родственники академика, и все ученые, профессора, кандидаты разных наук.
Есть династии художников, композиторов, священников – существует расположенность к определенной деятельности, может быть, расположенность к добродетели, к совестливости. Например, у нас в роду несовестливых людей не было. Не то что кто-то их воспитывал, а человек сразу рождался на каком-то фундаменте, ближе к Богу. И уже от рождения ему были даны добродетели, вопрос стоял лишь в том, насколько он их приумножит.
С другой стороны, у нас было и сейчас есть несколько потерянных тяжелых поколений. Отчего? В начале XXвека столько монахов, священников, епископов поубивали, столько церквей разорили… Для того чтобы при Советах уцелеть, иногда требовалось предать Бога. Большинство просто не выживали. И мало кто покаялся за содеянное. И за грехи, как мученики, страдают те, кто рождается в этом роду. Пока кто-нибудь не додумается, не начнет молиться, каяться…
Профессор МДА А.И. Осипов говорит, что родовой грех – это своего рода нравственная болезнь, с которой рождается человек и источником которой являются родители, предки. Как лечить эту болезнь? Необходимо молиться о себе и о других, поминать всех своих родственников, которые сами не покаялись и в таком состоянии зачали своих детей, передав нераскаянность детям как предрасположенность к определенным видам грехов…
Например, в роду есть алкоголики, или самоубийцы, или воры. Никто ничего не может понять, включая самого человека, почему его так тянет на водку. А это – родовой грех, который передается. Но родовой грех – всего лишь предрасположенность. Человек родился со склонностью к алкоголизму. Но это не значит, что он станет алкоголиком. Его можно отмолить.
В Священном Писании сказано, что сын не отвечает за грехи отца. С одной стороны, действительно: «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и останется, и беззаконие беззаконного при нем и останется» (Иез. 18:20). И каждый «за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез. 18:24). Но здесь имеется в виду именно закон, юридическая норма, а не духовная. При этом в книге Исход говорится: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5–6).
Господь милостив. Если человек приходит в Церковь, чистосердечно кается, ему вообще все грехи могут проститься. Святой Паисий Святогорец пишет: «Блаженны дети, которые от чрева матери «родились святыми», однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божие в поте лица» (см.: Быт. 3:19).
Действительно, от родового греха можно избавиться при помощи молитвы, личного покаяния. Но есть у нас движение, граничащее с ересью, а может быть, даже и ересь – призыв к народному покаянию. Люди собираются у памятника царю-мученику Николаю и каются в грехах народа. С точки зрения духовной это фантастично. Человек приходит, сам весь в грехах, за свои грехи отвечать не желает, а кается за грехи всего своего народа – даже не рода. Это очень опасное движение.
Сам изменись, сам покайся, и вокруг тебя тысячи спасутся. Тогда ты по духу будешь уже по-другому смотреть на свой народ. Станешь его жалеть, и этим поможешь.
Меня спрашивают: существует ли проклятье?Конечно, а как же? В Таинстве Соборования есть специальные молитвы – от заклятья, от проклятья. В сложных случаях у меня есть благословение соборовать несколько раз. Одну женщину, например, соборовал 40 раз. Она восстановилась полностью.
Если у человека есть хоть какая-то воля – помогает частое Причастие, строгий пост, соборование, маслицем помазывать можно – и тело, и внутрь принимать, в источник святой окунуться, пить воду. Строгая жизнь и покаяние способствуют выздоровлению.
К тому же я вынимаю на каждой литургии частицу за человека, жертву приношу. Господь, конечно, лечит, а наше дело – обращаться, молиться, вымаливать…
Хорошо, когда молятся родственники – мать или дочь, – чтобы родовые связи как-то задействовать. Можно вспомнить духовное родство – крестные должны молиться. Все это в совокупности дает человеку шанс исправить свою жизнь.
Если он не в состоянии проявить свою волю, которая подавлена, – тогда нужно отчитывать.
Особо молится о людях зависимых святой Паисий Святогорец. Когда люди просят от сердца, он мгновенно откликается, помогает. У него очень любящее, скорбящее сердце. Он считал, что только через боль можно познать радость. Если кто-то страдал – он с готовностью помогал, говорил: лучше я по стеклам буду ходить, но только человеку будет полегче.
У Господа все возможно. Даже самые несовместимые люди – и психологически, и по интересам – могут соединиться и создать счастливую семью. И детишки могут у них быть без тяжелой наследственности, без болезней, без греховной обремененности. Святой Паисий пишет: «Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (но, напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и, повернувшись на 180 градусов, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту» (Слова старца Паисия Святогорца. Письма. Письмо шестое. Блаженства).
Мы должны понимать, что родовой грех – это не закон кармы, а разное стартовое духовное состояние людей. Предположим, человек понимает, что он, если можно так выразиться, дворняжка по своему происхождению. Но если эта дворняжка будет особо просить Господа о помощи, она может стать очень породистой.
А бывает наоборот: человек родился в семье, где все добродетельные, целомудренные, милосердные, и он особых трудов к этому не прилагает. Живет и живет – тихо, спокойно, у него даже никакие дурные мысли в голове не стреляют. Вот Господь и посмотрит: «А где твои труды? Укреплял ли ты ту платформу, на которой появился на свет?» Для такого человека будет другой суд: насколько он приумножил заслуги своих сродников, сколько сам попотел. А то, что он в тяжкие грехи не впадал, это не его заслуга, а рода.
Фарисей, который постился, молился, все правила вычитывал, благотворил, – из храма ушел менее оправданным, чем мытарь, который стоял у входа, бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!» Почему? Потому что фарисей находился в гордыне. Все его заслуги при несмиренном состоянии в ноль обращаются, они пред Богом – ничто. Для Бога не принципиально, что мы делаем, ему важно, как мы это делаем.
Неважно, дворник ты, инженер или какой-нибудь творческий работник, начальник или подчиненный. Есть у тебя карьерный рост или его нет – на Страшном суде это безразлично. Мы не скажем: «Господи, я это потому делал, что хорошую зарплату получал». Для Него это все равно. А вот как мы это делали и куда зарплату тратили? С Богом или без Бога? Со смирением или без смирения? За это придется дать ответ.
Прихожанам я иногда рекомендую составить генеалогическое древо своего рода до третьего и четвертого поколения, а если возможно – и глубже. На основании этого древа написать помянник, внести в него имена – о ком молиться в дни особого поминовения усопших, поминать на вечернем правиле. Можно, если известно, обозначить дни успения, рождения родственников. В помянник следует включить родственников, которые в настоящее время являются членами Церкви. «За родову», которая отпала от Церкви, может быть, даже является богоборческой, лучше попросить молиться опытных монахов, священников.
Если в роду есть священники, монахи, миряне, прожившие с Богом в подвижнической и праведной жизни, за Христа пострадавшие в годину гонений, или родственники, причисленные к лику святых, я обычно советую сделать портретные или фотографические образы в рамочках, поставить их в красный угол ниже икон и обращаться к ним на утренних, вечерних молитвах – в скорби или радости. У Бога нет мертвых. У Него все живы. Тем более, мы к ним обращаемся как родственники, они прежде всего нас и слышат.
Ко мне как-то пришла одна тетенька и рассказывает удивительную историю: «Меня колдунья выгнала. Она сразу определяет, какая у человека болезнь, лечит, исцеляет. Это мне очень понравилось, я ее попросила: «Слушай, научи меня этому искусству».
Целый год она меня учила, а потом начала выгонять: «Уходи, никакого толку от тебя нет!» – «Потерпи еще немножко, ты тоже ведь не сразу научилась, не за один год». – «Нет, уходи, – отвечает колдунья, – мне твоя бабка надоела». – «Какая бабка»? – «Мне ночью является твоя бабка, бьет меня палкой по голове нещадно, говорит: отпусти мою внучку! Не терзай меня».
Я спросил у этой женщины: «А где твоя бабка?» – «А она четыре года назад умерла».
Она у бабки была любимая внучка. И бабка на том свете молится о ней… Она была благочестивой христианкой, молилась, в храм ходила. Когда внучка сознательно отреклась от Христа, притекла к сатане, занялась колдовством, бабка от нее не отступила, молилась о ней. И ее молитвами колдунья внучку прогнала от себя. Человек сознательно хочет грешить, но не может. Вот что такое родовая молитва.
В Паисия Афонского, когда он был в армии, в упор стреляли множество раз. И ни одна пуля в него не попала. Ему командир говорит: «Слушай, у тебя кто-то из родственников молится так, что тебя убить не могут никак». Вот что такое молитва праведников.
Подготовила Ольга Каменева