«Память есть хранение познанного, а воспоминание – возвращение ушедшего»,
– сказал святой Василий Великий. ХХ век, как никакой другой, в нашей стране явил образы верности Христу даже до смерти, смерти же крестныя. Именно подвиги новомучеников позволяют нам по-другому смотреть на события истории прошлого страшного столетия.
Вот уже более семи лет инициативная группа приходов храма Преображения Господня г. Чебаркуля и храма Покрова Богородицы села Травники Челябинской епархии занимается поиском документов репрессированных жителей Чебаркульского района Челябинской области. Эта статья – попытка поделиться найденными фактами и документами, а главное именами, которые открывались нам порой чудесным образом.
С начала XX века и до 1930-х гг. население Челябинска выросло почти в семь раз. Обусловлено это было большим наплывом переселенцев из разных уголков России. В 1931 г. Челябинск был крупным индустриальным городом, в нем жили 175 тыс. человек. При таком притоке новых людей традиции большинством не воспринимались, единства даже среди верующих не наблюдалось. Местная власть отличалась особой жестокостью в борьбе с Церковью. Поэтому так легко здесь шло первоначальное развитие обновленчества и григорианства. В 1916 г. в Челябинске действовали 17 православных храмов, к 1930 г. остался всего один действующий Свято-Симеоновский храм, переданный с 1922 г. обновленцам.
«Вольнодумцы и прошлые еретики, сектанты ныне не в моде, и диавол не находит в них достаточного плода для погубления молодого поколения. В наше время цивилизации и культуры диавол стал перед образованным молодым человечеством без маски, он прямо заявил устами молодого человечества: «Бога нет! Религия – дурман, попы – обманщики». В это время великого отступления явилась весною 1922 г. новая небывалая ересь – церковный прогресс, обновленцы. Обновленцы-попы исказили правила церковные безо всякой на то нужды. Обновленцы решили не свою жизнь обновить правилами церковными и святым Евангелием, а наоборот – правила церковные и святое Евангелие подогнать под свою жизнь, полную всякого беззакония. Из всех расколов и ересей обновление считается у диавола самой совершенной общиной. Ни одна ересь так тонко не прикрывала себя православием в течение всех веков…» – писал в своем дневнике сосланный в Челябинск священник Яков Сторожилов.
Шел 1936 г. На территории Челябинска и области проживало еще много священнослужителей, многие из которых не раз уже были арестованы, прошли лагеря и ссылки и вернулись на свои приходы. Челябинские власти к этому времени уже твердо решили одним махом окончательно покончить с религией в своей области. Вот как они это сделали.
Епископ Антоний (Миловидов) арестован УНКВД Омской области 29 ноября 1936 г. 22 марта приговорен к 10 годам лишения свободы. Именно ему из Челябинска написал свое письмо священник Яков Сторожилов, и оно было найдено прибывшими по доносу чекистами. Там же найдена была листовка с «воззванием епископа Антония», сфабрикованная сотрудниками челябинского НКВД. История с «воззванием» была доведена челябинскими чекистами до омских коллег, которые как раз завершали собственное дело по обвинению Миловидова. Епископа Антония переводят в челябинскую тюрьму для обвинения в новых «преступлениях».
За два года следствия по «делу епископа Миловидова» было арестовано свыше 1200 священнослужителей и мирян, многие были расстреляны.
Протоиерей Глеб Коптягин к 1937 г. уже дважды был арестован, испытал на себе тяготы лагерной жизни в Красновишерском концлагере. Там он познакомился с епископом Антонием (Миловидовым), вместе отбывали срок. Работали на заготовке леса. За невыполнение нормы заключенных избивали прикладами, в сорокаградусный мороз держали босиком по два–три часа, наливали под ноги ледяную воду. После досрочного освобождения отец Глеб вернулся в Челябинскую область в г. Миасс.
В 1935 г. в Миассе действовали две церкви: Свято-Троицкая, в которой служили обновленцы, и Александро-Невская, где собрались «тихоновцы». Протоиерей Глеб Коптягин стал служителем Александро-Невской церкви и благочинным Миасского округа. На него первого вышли чекисты, желавшие скорейшего уничтожения миасской Тихоновской общины, оплота православия всего края. Арест, допросы священника Коптягина ни к чему не привели, сломить отца Глеба им тоже не удалось, показаний против других служителей он не дал. У отца Глеба была также «найдена» листовка с «воззванием епископа Миловидова», будто бы присланная от него.
Четыре месяца длилось следствие по миасскому делу о якобы созданной контрреволюционной организации «Партия угнетенных христиан» (ПУХ), возникшей под «предводительством епископа Антония (Миловидова)». В ходе следствия в Миассе было арестовано более 50 человек, как «тихоновцев», так и обновленцев. Расскажем о некоторых членах Тихоновской общины Александро-Невского храма. Все они были расстреляны вместе с епископом Антонием (Миловидовым) 4 октября 1937 г.
Протоиерей Николай Апполинарьевич Малышев (1862–1937) был самый старший из арестованных священников, ему исполнилось 75 лет, 50 лет из которых он отдал служению Церкви. На момент ареста в 1937 г. отец Николай был уже судим 4 раза. Рано овдовев, он воспитывал один трех дочерей и племянника. На допросах вел себя стойко, остался верен Церкви до конца. В последнем слове на суде произнес:
«Виновным себя не признаю. Я никогда не был в организации, называемой ПУХ… Только на суде узнал о такой организации. По своим годам и своему здоровью я стою на краю могилы, а посему прошу суд дать мне умереть на своей родине и на свободе».
Протоиерей Владимир Иванович Петров (1868–1937) в 1937 г. был настоятелем Александро-Невской церкви Миасса. Окончив Оренбургскую духовную семинарию, преподавал церковное пение и татарский язык в Челябинском духовном училище, вел занятия в церковно-приходских школах, в ремесленном училище. С 1918 по 1930 г. был благочинным Миасского округа. В 1930 г. был арестован, шесть лет провел в лагерях и вернулся в Миасс. Арестован вместе с другими священниками Тихоновской общины. Виновным себя не признал.
Протоиерей Владимир Васильевич Баев (1883–1937) происходил из семьи служащего. С 25 лет в сане священника, пережил два ареста и длительное пребывание в тюрьме. Служил в Александро-Невской церкви Миасса. Арестован вместе с другими священниками, обвинен как «участник контрреволюционно-повстанческой организации церковников и духовенства Миасского района «тихоновской» ориентации». Виновным себя не признал.
Священник Василий Михайлович Носов (1886–1937) происходил из кубанских казаков. С 19 лет в священническом сане. Служил в Петропавловском соборе Миасса до его разрушения. Арестован в 1930 г., пережил ссылку, лагеря, чудом выжил на строительстве Беломорканала. После освобождения вернулся в Миасс.
Служил в Александро-Невской церкви. «Тихоновец». Имел большую семью – жену и девять детей. Во время ареста в 1937 г., когда отца Василия стали уводить, один из сотрудников НКВД сказал ему: «Не жалко тебе такую семью, на кого ты их оставляешь?!» На это Носов ответил: «Я оставляю их на Бога, Он им поможет». Примером своей стойкости отец Василий помог не сломиться многим, кто находился с ним в заключении. Об этом свидетельствовал в своих дневниках ныне прославленный Церковью преподобноисповедник Гавриил (Игошкин).
Монахиня Марфа (Марфа Герасимовна Задорина; 1891–1937) была насельницей Свято-Введенского Верхнетеченского женского монастыря Шадринского уезда ныне Курганской области; вероятно, поселилась в Миассе после закрытия монастыря. Проживала в сторожке Александро-Невской церкви, была сторожем храма. Арестована вместе со священниками как «участница контрреволюционно-повстанческой организации церковников и духовенства Миасского района «тихоновской» ориентации». Виновной себя не признала. В Челябинской тюрьме пережила три допроса с избиениями и пытками. Через 20 дней пребывания в тюрьме была доставлена в тюремную больницу с признаками паралича обеих ног, расстройством речи и кровоизлияниями в мозг. Не разговаривала, ходить не могла. Умерла в тюремной больнице в июне 1937 г.
Параскева Степановна Кочнева (1890–1939) происходила из крестьян, в 1912–1932 гг. служила при Казанско-Богородицкой церкви пос. Кочнево. В 1932 г. выступала против закрытия храма, за что подверглась преследованиям со стороны властей. В 1932–1937 гг. проживала в Миассе, работала сторожем при Александро-Невской церкви. После ареста священнослужителей и причта Тихоновской общины Александро-Невской церкви в 1937 г. была выбрана членом «двадцатки» прихода. Церковный совет стал искать священника для совершения богослужений, но власти отказывались его регистрировать. Тогда Прасковья написала жалобу во ВЦИК, собрала подписи верующих и сама поехала в Москву. Приехав в Москву 27 декабря 1937 г., она подала жалобу во ВЦИК и встретилась с митрополитом Сергием (Страгородским), который назначил священника на Миасский приход. На Казанском вокзале 29 декабря 1937 г. назначенный священник и Прасковья Степановна были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму. На допросах Прасковья прямо называла себя активной церковницей, но категорически отрицала всякие политические обвинения. Обвинена по ст. 58-10. Приговорена 14 февраля 1938 г. к 10 годам лагерей и отправлена в Бамлаг, в Буреинский железнодорожный лагерь на станции Известковая. Во время работ в лагере была раздавлена вагонеткой. Скончалась 8 апреля 1939 г. в лагерной больнице.
Канонизирована в лике мучеников на заседании Святейшего Синода 16 июля 2005 г. по представлению Московской Патриархии. Святая мученица Параскева, моли Бога о нас!
Это лишь немногое из того, что открылось нам в найденных документах. Слава Богу, открывающему нам подвиги новомучеников. Их мужеством да укрепит Господь всех нас.
Елена Туранина