Какие знания необходимо передать подрастающему поколению?
У каждой эпохи свои знания и умения. Однако даже самые просвещенные люди в любую из эпох принимают за истину бесчисленные заблуждения и предубеждения. В чем причина? На этот вопрос шутливо, но точно ответил Козьма Прутков, сказав: «Специалист подобен флюсу». И действительно, зная многое в узкой области, хороший, но узкий специалист в силу своего одностороннего умственного развития часто не замечает самоочевидного и становится полным профаном в смежных областях. В этом не было бы особой беды, если бы мы всегда помнили и о своем неведении, и о границах доступного нам знания.
Но этой способностью обладают немногие. Поэтому не стоит удивляться, когда видный ученый, к примеру, публично демонстрирует свое непонимание и неприятие какой либо сферы искусств или столь же демонстративно повторяет бредовые суждения о «религиозном дурмане», почерпнутые им из школьной программы 30-х гг. прошлого века. Именно тогда религиозная вера в нашей стране приравнивалась к государственному преступлению, а духовенство физически истреблялось.
Сегодня воинственно-атеистическое затмение умов уходит в прошлое. Но ограниченность умственного и духовного развития общества остается как трудноизлечимая социальная болезнь. Об этом свидетельствует, в частности, непрекращающиеся попытки чиновников от образования свернуть к минимуму гуманитарную составляющую учебных программ. Поэтому выпускники школ не только не знают Закона Божия, как и их родители, лишенные в детстве и юности права на духовное просвещение, но, в отличие от старших поколений, зачастую мало осведомлены в области отечественной истории и родной литературы, а русским языком владеют так, как будто выросли в изоляции от родины. В результате, чем дальше идет образование по пути «урезания» гуманитарных предметов и узкой специализации, тем меньше остается шансов, что даже среди блестящих интеллектуалов будут встречаться широко образованные люди.
В какой-то степени этот дефект устраняется традиционным университетским образованием, которое с древних времен было ориентировано, во-первых, на усвоение студентами широкого спектра фундаментальных знаний, во-вторых, на привлечение к преподаванию ведущих ученых, представляющих разные области науки, и, в-третьих, на свободный выбор студентов, имеющих право самостоятельно в процессе учебы выстроить программу собственной специализации. Таким образом, студентам открывается горизонт знаний, недоступный даже их педагогам.
Правда, при такой системе подготовки многое зависит от самого молодого человека. Настоящие знания, необходимые для полноценной жизни, люди, имеющие необходимую базовую подготовку, всегда обретали сами, в процессе самообразования, и пополняли в течение всей жизни. Замечу, что в идеале самообразование не исключает, а предполагает получение системного образования. Кроме того, есть знания, которым нельзя научить, но которым можно научиться, если есть живые образцы, подлинные учителя.
Найти своего учителя – это в образовании столь же важно, как найти свое призвание. Среди моих любимых учителей, к примеру, был профессор Роман Робертович Гельгардт – немец по отцу, но русский по духу. Он был выдающимся ученым, посвятившим свою жизнь филологии, я же впоследствии выбрал другую науку, но именно его тип мышления, его отношение к научному творчеству, к России и жизни стали для меня образцом.
Для чего нужно образование?
Ответ кроется в самой природе человека. Еще Аристотель сказал, что все люди от природы стремятся к знанию. И действительно, с чего начинают дети познавать мир? С вопросов. А сама способность их задавать себе и другим – это самое ценное знание, каким обладает человек, поскольку вопрос или проблема – не что иное, как знание о собственном незнании. Известный парадокс «чем больше я знаю, тем меньше я знаю» может быть легко переформулирован так, чтобы в нем не было парадокса, а смысл сохранился. В этом случае фраза должна звучать так: чем больше я знаю, тем шире круг проблем, доступных мне. Не случайно говорится: правильно поставить проблему – наполовину ее решить! Поэтому ребенок и гений очень похожи между собой: если первый получил от рождения удивительный дар знания о непознанном, то второй просто не потерял этой способности.
Хорошее образование нужно, во-первых, хотя бы для того, чтобы понять, зачем оно нужно именно тебе, а во-вторых, чтобы сохранить способность удивляться и спрашивать. К сожалению, у большинства из нас именно образование эту способность убивает. И дело не столько в качестве обучения, сколько в недостатке воспитания и в нас самих: человек слишком подвержен гордыне, которая мешает образованным людям признаться в том, что они многого не знают или не понимают. Так гибнут дарования, таланты, способности, данные человеку от Бога. Чтобы обнаружить их и взрастить, приходится не только постоянно учиться и переучиваться, но и отдавать полученное обществу. В Первом Послании апостола Петра говорится: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной Благодати Божией» (1 Пет. 4:10). Если так подходить к определению цели образования, то все становится понятным: образование – это ключ, который позволяет открыть таланты в себе и в окружающих.
Но таланты – щедрый дар, данный как залог того, что получивший его сам станет щедрым дарителем, а не скупцом, хранящим свои сокровища. Апостол Павел и эту мысль выразил предельно ясно: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. …Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:6–7, 15).
Перед лицом смерти образованные и необразованные равны?
Смерть действительно уравнивает всех. Но страшна не смерть, поскольку все смертны и все смерти подвластно – и люди, и цивилизации, и даже знания. Страшна духовная гибель, ибо есть жизнь вечная, но далеко не каждому дано ее обрести. Именно об этом говорит Новый Завет:«Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).
Научные знания нужны только для земной жизни, которая так же скоротечна и тленна, как многие из научных истин. Знания устаревают иногда быстрее, чем стареют те, кто их производит. Смена парадигм в науках (парадигмы – это образцы научности) подобна смене поколений: она происходит или со сменою эпох (например, технологических укладов), или с появлением новых открытий и изобретений, меняющих общую картину мира, или с уходом из жизни и памяти поколений былых властителей дум. Поэтому человеку нужны не только постоянно ветшающие профессиональные знания, но и знания, ведущие его бессмертную душу к спасению, а не к погибели.
Научные знания – лишь малая часть знаний, позволяющих человеку адекватно ориентироваться в окружающем мире и открывать в себе самом себя подлинного – внутреннего человека. Поэтому никогда не утратят своей ценности так называемые неявные (вненаучные) знания, в которых закреплен опыт поколений, и, разумеется, то спасительное понимание мира и отношение к жизни и смерти, которое дает человеку религиозная вера.
И мы снова возвращаемся к первому вопросу: какие знания необходимо передать подрастающему поколению? Только вопрос этот придется переформулировать: какие знания необходимо включать в образовательные программы, чтобы передать их подрастающему поколению, принося пользу, а не вред? Задача системы образования заключается не только в том, чтобы заложить в головы учащихся некий образовательный минимум, но и в том, чтобы утвердить в душах и коллективном сознании народа нравственные максимы – представления о долге, любви и служении.
Само слово «образование» означает не только систему обучения. Оно означает, прежде всего, становление, то есть возникновение нового из небытия, будь то становление или образование мира, образование человека и общества, образование знаний о мире и обществе, образование души…
Валерий Расторгуев