Беседа с учащимися 4-х классов
Центральной и смыслообразующей в чеховском рассказе «Мальчики» является антитеза семейного и внесемейного миров.
Жизнь в доме Королевых основывается на традициях провинциальной простоты, христианской патриархальности и всеобщей любви. Эти фундаментальные черты «мысли семейной» Королевых наиболее ярко проявляются на фоне ситуации приезда Володи и в итоге стягиваются в одно емкое авторское определение – «теплота». То, что Володя отдалился от этой домашней «теплоты», вследствие долгого нахождения вне дома, подчеркивается «холодом», который он приносит с собой из внешнего мира и от которого он начинает освобождаться благодаря теплу родного очага.
Противопоставление семьи и тепла холоду внешнего мира в ходе развития повествования проецируется на характеры центральных героев – Чечевицына и Королева.
Королев – близок семье и принадлежит ей, приобщен к патриархально-христианской системе ценностей, мягкий, любящий, жизнерадостный, чужд гордыни, открыт для добра и сострадания, мягок, податлив, мечтателен, тяготеет к дому.
Чечевицын – чужд семейности, является носителем книжной образованности, холодный, угрюмый, молчаливый, одержим чувством превосходства, личностно замкнут, резок, склонен к лидерству, склонен к насилию (грабеж, охота), стремится в Америку.
Приезд домой в канун Рождества Христова становится для Володи, уже наполовину потерявшего собственное имя (Чечевицын, именовавший себя «Монтигомо Ястребиный Коготь», называл Володю «Бледнолицый брат мой». Имя во многих культурах считалось сакральным. Отказ от имени считался грехом и приравнивался к «утрате себя»), не только первым шагом возвращения в лоно семьи, но и началом духовного возрождении. Здесь Чехов использует сюжетную модель библейской притчи «О блудном сыне».
Проблема нравственного выбора, перед которой оказывается Володя, требует от него напряженной душевно-духовной работы (при изучении рассказа уместно, обращаясь к библейским текстам, дать детям представление о жизни душевной и жизни духовной). Псевдоромантическая мечта об Америке, внушенная ему Чечевицыным и воспринимаемая им в большей степени как игра, постепенно отступает под благотворным натиском «домашних» чувств и впечатлений. Важно, что одухотворяющим и душеспасительным фактором для Володи, замыслившего побег из семьи, являются молитва и целительный для человеческой души Божий дар слез: «Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!» К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер».
Любовь к матери и Богу заставляет героя чувствовать недопустимость измены нравственному идеалу семьи. Володя Королев подсознательно воспринимает себя не столько отдельным «я», сколько частью единого семейного целого. Однако это не уберегает его от отступничества (попытка бегства), которое сколь пагубно, столь и «необходимо» «блудному сыну» на пути к духовному воскресению в лоне семьи.
Именно неудавшаяся попытка бегства из дома и глубокие переживания героя, связанные с данной жизненной ситуацией, научили его отличать истинное от ложного. Отдаление от дома и влияние Чечевицына оказывается для Володи испытанием, которое учит его дорожить истинными ценностями, «жить не по лжи», сопротивляться злу, греху, которые часто скрываются под личиной «замечательности» и «необыкновенности».
Вопросы и задания:
- Когда и почему Володя впервые покинул родной дом?
- Как повлияла на него «самостоятельная» жизнь?
- Какие чувства переживают домашние в момент неожиданноговозвращения сына?
- Как это характеризует взаимоотношения между членами семьи Королевых (включая пса Милорда)?
- Как автор подчеркивает некоторое отчуждение Володи от любимых родственников?
- Почему Володя, только что вернувшийся домой, снова готов отправиться в путь?
- Как вы оцениваете влияние Чечевицына («Монтигомо Ястребиного Когтя») на Володю?
- Как характеризует Чечевицына имя, которое он присвоил? Как оно соотносится с портретной характеристикой героя?
- Какие нравственные чувства удерживают Володю дома (эпизод искушения)?
- Сколько раз Володя упоминает о маме и о Боге в эпизоде искушения? Как это его характеризует?
- Почему Володя все же соглашается бежать в Америку?
- Какие последствия для Володи и для семьи в целом имел его поступок?
А.Г. Садовников, Е.Е. Садовникова