10 декабря – память преподобномученика Кронида (Любимова)
Архимандрит Кронид (Любимов) – последний дореволюционный наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Во времена гонений на Русскую Православную Церковь и после закрытия обители он продолжал окормлять братию монастыря, совершал монашеские постриги, направлял священников, вернувшихся из ссылок, для служения на приходах – таким образом им был сохранен дух Лавры, дух Преподобного Сергия. Он до конца своих дней не оставлял духовное руководство.
Архимандрит Кронид родился 13 мая 1859 г. в селе Левкиево Волоколамского уезда в семье псаломщика сельской церкви. Он был назван в честь равноапостольного царя Константина. Родители, отличавшиеся глубокой православной верой, дали будущему пастырю первые уроки добра, любви и смирения. В 1877 г. Константин, не окончив курса в духовном училище, поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Испытательный срок перед постригом под руководством опытных духовных отцов продолжался более пяти лет.
Монашеская жизнь и послушания
28 марта 1888 г. Константин был пострижен в монахи с именем Кронид в Гефсиманском скиту Лавры. В следующем году он был рукоположен в сан иеродиакона, через три года – во пресвитера. Отец Кронид проходил в обители различные послушания: будучи послушником, его определили келейником наместника Лавры архимандрита Леонида – ученика Оптинских старцев. После рукоположения в сан иеромонаха отец Кронид был назначен смотрителем литографии и фотографии, а с 1896 г. был смотрителем епархиального училища иконописи при Лавре. Благодаря его непрестанной заботе и ходатайству «училище совершенно переменилось к лучшему как в нравственном отношении и учебной части, так и по самому содержанию оного».
В 1903 г. отец Кронид становится помощником казначея, затем инспектором епархиального училища иконописи и членом его совета. Важной вехой в жизни будущего архимандрита стало его участие в жизни Санкт-Петербургского Троицкого подворья Лавры, экономом которого он был назначен в 1905 г. Он активно участвовал в восстановлении подворья, приложил много труда, и за год подворье совершенно обновилось. Ввиду таких заслуг он был рукоположен в сан игумена, а затем архимандрита. 9 января 1915 г. Святейший Синод назначил архимандрита Кронида наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Несмотря на свою занятость отец Кронид большое внимание уделял пастырскому служению – он был опытным духовником, окормлял своих духовных чад, усердно и ревностно проповедовал. Он полагал, что поучение посредством Слова Божия является неотъемлемой частью пастырского делания. Проникнутый любовью к ближним, архимандрит Кронид делился своим опытом монашеского делания, как мудрый старец, искусный в духовной жизни.
Закрытие обители. Малая Лавра
Осенью 1918 г. началась конфискация имущества обители, а в начале 1919 г. в местной газете стали появляться статьи о возможном вскрытии мощей Преподобного Сергия. В Трапезном храме Лавры было организовано собрание верующих, на котором наместник обители архимандрит Кронид в пламенной речи призвал людей защитить от поругания «не монахов, а священное место, где отпечатались стопы нашего отца Преподобного Сергия».
По инициативе наместника в лаврских храмах и посадских приходских церквах стал производиться сбор подписей в адрес Совнаркома о том, чтобы не вскрывать мощи Преподобного. Всего было собрано 5000 подписей, но это не смогло повлиять на решение властей. Оскорбление мощей Преподобного Сергия вызвало сильный религиозный порыв в народе, и верующие стекались в монастырь в большом количестве. Архимандрит Кронид всячески пытался защитить Лавру от разорения, а монахов и послушников – от арестов. Он подавал ходатайства, пытался лично обратиться и переговорить с председателем Совнаркома о необходимости оставить Лавру и мощи в неприкосновенности, но все безрезультатно – Лавра была окончательно закрыта 7 мая 1920 г., храмы опечатаны, а все насельники выселены.
В связи с закрытием обители отец Кронид обратился с посланием к чадам Православной Церкви, в котором призывал верующих к покаянию: «Уж близится грозное время, и если не покаемся мы, отнимется от нас виноградник Царства Божия и передастся другим делателям, которым будет давать плоды в свое время. Да не будет сего с нами! Очистим же сердце наше покаянием и молитвами и будем молить Преподобного, дабы не покидал он Лавры своей, а «поминал стадо, еже собра мудре, не забывал, якоже и обещался посещать чад своих» и всех чтущих память его». Все же отец Кронид верил в духовное возрождение России после тяжелых испытаний: «Из грозных туч рано или поздно проглянет наконец желанный светлый луч и согреет окаменевшие сердца наших русских братьев во Христе… и семя Слова Божия возрастет в сердцах русских людей тучной нивой». Кровь мученика – семя христианства.
После закрытия обители часть насельников поселились в Гефсиманском скиту, а другие жили в Сергиевом Посаде на частных квартирах. В монастыре при охране музея оставалось 43 монаха, которые образовали «малую Лавру». Богослужения «малой Лавры» проводили в Пятницкой церкви. Таким образом, монастырское братство некоторое время сохранялось и после закрытия обители. Отец Кронид продолжал оказывать поддержку всем инокам, духовно окормлял своих чад из мирян. Он назначал вернувшихся из ссылок монахов на приходы округа, отправлял посылки священнослужителям, находившимся в тюрьмах и лагерях. В 1926 г. монахи, оставленные при музее в Лавре, были уволены, а через два года закрыли Пятницкую церковь.
Крест мученичества
11 октября 1937 г. против архимандрита Кронида было возбуждено уголовное дело: его незаконно обвиняли в контрреволюционной деятельности, в восстановлении связей с монашествующими и в том, что он лично принимал в Лавре «бывшего царя и других придворных сановников» и фактически оставался наместником Свято-Троицкой Лавры, владел и пользовался печатью наместника. В ноябре того же года 72-летний отец Кронид был арестован вместе со многими священнослужителями в Загорске и окрестных деревнях. Это были в основном лаврские монахи. Во время допроса архимандрит отрицал обвинения в бандитизме и контрреволюционной деятельности, отказался называть имена людей, посещавших его. На вопрос следователя об отношении к советской власти он ответил, что по своим убеждениям является монархистом, последователем Православной Церкви, советскую власть признает как верующий: она ниспослана народу как испытание веры и Промысл Божий.
7 декабря 1937 г. на заседании судебной «тройки» архимандрит Кронид был приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 10 декабря 1937 г., в день празднования иконы Божией Матери «Знамение». Отец Кронид принял свою мученическую кончину на Бутовском полигоне.
14 ноября 1958 г. архимандрит Кронид был реабилитирован, а в 2000 г. по решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских XX в.