11 декабря – день памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Урок для учащихся 8-х классов общеобразовательных школ.
Учитель: «Блаженны изгнанные за правду…» «И блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня…» Эти заповеди если и понятны нам теоретически, то недосягаемы на деле. Почему? Потому что они стоят на тех высотах духа, которые могут лишь сиять нам вожделенной, но трудно доступной красотой истинной любви. Той любви, которая способна отдать собственную жизнь за другого человека – лишь за Образ Христа в нем. Так сделал Господь Иисус Христос, умерев на Кресте за людей. К этому стремились все Дивеевские святые!
Изгнанные Правды ради… Той Правды, которую принес людям на землю Спаситель, – это Его Учение, Его Закон, Завет, Заповеди, по которым мы должны жить.
На предыдущих уроках мы говорили, что никто из них не смог бы совершить своего жизненного подвига, не пройдя, не усвоив и не живя по Заповедям Божиим. Почему? Потому что на живущего Заповедями Христовыми сходит благодать.
Не кажется ли нам непонятным то, что Собор Дивеевских святых возглавил Петроградский митрополит Серафим (Чичагов)? Почему? Может быть, эту тайну Божию мы никогда не узнаем. Но одно несомненно, что Господь все в мире творит с великим и иногда непонятным для нас смыслом.
Хочется думать, что наш пламенный Серафим, Саровский чудотворец, вымолил у Бога, у Матери Божией такого, как и он, пламенного Серафима себе в помощники и поставил его во главе Дивеевских святых в молитвенную помощь своим сиротам и всем, кто любит по мере своих сил Бога.
Перед вами фрагмент росписи Казанского собора – явление преподобного Серафима Саровского Серафиму (Чичагову). Здесь отображен один из самых важных, пожалуй, эпизодов жизни священномученика Серафима. О чем он?
Ученик: По завершении работы над «Летописью» в 1902 г. архимандриту Серафиму было видение, о котором он впоследствии рассказал своему духовному сыну протоиерею Стефану Ляшевскому: «По окончании «Летописи» я сидел в своей комнатке в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме. В этот момент в келью вошел преподобный Серафим, и я увидел его, как живого. У меня ни на минуту не мелькнула мысль, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за «Летопись». Проси у меня все, что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».
– Вдумайтесь в слова: «Господь все в мире творит с великим смыслом». Как вы можете иначе назвать этот смысл?
– Промысл.
– Да! В корне слова – «мысль». Мы уже говорили о Промысле Божием в жизни людей. Сегодня поговорим о Промысле Божием в жизни священномученика Серафима (Чичагова). На посвящении в епископа Сухумского в 1905 г. святитель Серафим дал пророческое прозрение своего будущего служения и мученического венца. «Неисследимы пути Провидения Божия (Рим. 11:33), предопределяющие пути человеческие. Со мною, вот уже третий раз в продолжение последних 12 лет, происходят перевороты, которые меняют весь строй моей жизни… иные опоясывали меня и вели туда, куда я не ожидал и не мечтал идти, и эти люди, конечно, были высокодуховной жизни. По их святым молитвам во мне открывалось сознание, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути ради Его Божественных целей, что это необходимо для всей моей будущей жизни, для предназначенных мне испытаний и скорбей, для моего сораспятия Христу».
Как же Господь избирает того, кто Ему нужен для прославления Его?
– Господь видит наши души, их силы, способности и таланты.
– Что можно сказать по поводу талантов владыки Серафима?
– Ему были даны таланты на литературном, художественном, музыкальном, военном, медицинском поприщах. Это светские, но во второй половине жизни ему были даны и духовные таланты…
– Да, эти таланты от Бога он не закопал, а всемерно приумножал. Но что еще Господь увидел в нем самое главное? Чистую, чуткую, нежную душу, способную служить Ему и любить Его. Еще в отрочестве Леонид Чичагов среди своих братьев (Николай, Михаил, Александр) отличался необыкновенной религиозностью и искал утешения в вере. Когда и как Господь дал ему понятие, чувство того, что он Его избранник?
– Во время русско-турецкой войны.
– Интересны литературные труды владыки Серафима на военную тему. Они не просто дают обзор театра военных действий в Болгарии. Главной темой размышлений молодого офицера была тема духовного смысла жизни и смерти, тема страдания русских воинов, полагавших свои души за славянских братьев, которые боролись против 500-летнего ига над их страной. Тема деятельной жертвенной любви к братьям во Христе занимала размышления будущего святителя.
– Леонид Михайлович Чичагов принял священный сан по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он оставил военную службу и в 1893 г. был рукоположен во священники Московской Синодальной церкви 12 Апостолов. С отцом Иоанном Кронштадтским он советовался по всем духовным вопросам. Господь управляет нашей жизнью через добрых, а также и недобрых людей. Первые оказывают помощь, вторые искушают. И те и другие – вразумляют. Какие еще встречи с людьми посылал ему Господь для укрепления мыслей о том, что спасение только в Боге?
– Со святой блаженной Пашей Дивеевской.
– По-видимому, во время первого посещения Дивеева Леонид Михайлович не был удовлетворен тем, что он узнал о Саровском старце Серафиме. И сердце повлекло его во второй раз уже в Саров. А оттуда – снова в Дивеево, где Паша сказала ему, что следует делать дальше: «Передай царю, что время мощи преподобного Серафима открывать». Убедить царя мог сделать только такой всесторонне образованный человек, каким был Леонид Михайлович Чичагов. Образование он получил в Пажеском корпусе. После участия в турецкой кампании 1877–1878 гг. заявил о себе на литературном поприще, написав две книги «Примеры из прошлой войны». Составил дневник пребывания Александра II в Дунайской армии в 1877 г.
Леонид Михайлович, по оценке современных музыкантов, был также одаренным композитором, его сочинения напоминают музыкальные сочинения П.И. Чайковского.
Овдовев в 1898 г., отец Леонид Чичагов принял постриг с именем Серафима и в 1899 г. был определен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В том же году он был возведен в сан архимандрита.
Составленная им Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря послужила прославлению преподобного Серафима, Саровского чудотворца, основателя Дивеевской обители. По высочайшему повелению 22 ноября 1902 г. на архимандрита Серафима были возложены подготовительные работы к торжеству прославления старца Серафима Саровского.
В 1905 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа.
Ни Февральская, ни Октябрьская революции не нашли сочувствия в сердце владыки. Господь говорит: «Кто близ Меня, тот близ огня». Владыка Серафим (Чичагов) понял, что начинается его восхождение на собственную голгофу. Уже в 1921 г. он был подвергнут первому аресту.
Последними ступенями его голгофы были те 10 дней (с 30 ноября по 11 декабря 1937 г.), в которые он находился в застенках Таганской тюрьмы, где «с пристрастием» его допрашивали следователи 4-го отдела УГБ УНКВД по Московской области. Мучители не смогли сломить волю физически беспомощного старца, ему исполнилось 82 года. И ведь от него не требовали отречения от веры, а только признания себя виновным в контрреволюционной деятельности. Но это было неправдой, и владыка не опорочил своего сана. Ему помогли выстоять понятия о чести, которые он, гвардейский офицер в отставке, сохранил на всю жизнь. Следственное дело №7154 по обвинению Чичагова Леонида Михайловича свидетельствует, что виновным он себя не признал, несмотря на зверские истязания, которыми он был подвергнут в тюрьме.
11 декабря, по приговору тройки НКВД, его расстреляли на печально прославившемся Бутовском полигоне.
Вопросы к учащимся
1. Как вы можете объяснить понятие «Правда Божия»? Чем она отличается от мирской, светской, человеческой правды? Как вы думаете?
2. Как Господь проявил Свой Промысл на судьбе священномученика Серафима (Чичагова), как сам он говорил об этом? Почему Господь избрал именно его?
3. Какими талантами обладал священномученик Серафим (Чичагов)?
4. Какие иконы написал владыка Серафим? Где они находятся? (На этот вопрос учитель может ответить сам или проиллюстрировать материал со своими комментариями.)
5. Как была написана Дивеевская «Летопись»?
Домашнее задание
Написать сочинение обо всех Дивеевских святых на тему: «Да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5:16).
Екатерина Грищенко