О практике непрестанной Иисусовой молитвы размышляет заслуженный деятель науки России, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН Константин Михайлович Долгов.
Источник: Медиаресурс нового поколения Святые.online
Если монашество является самым глубоким выразителем Православной веры, учения Иисуса Христа, то исихазм можно назвать сердцем монашества.
Слово «исихазм» происходит от греческого «покой», «тишина», «спокойствие». Но это не простая тишина, молчание, отрешенность от мира, а глубочайшая, интенсивнейшая работа сердца и души человека. И такая тишина дает возможность благодаря Божественному Духу приближаться к Самому Богу, соединяться с Ним. Святитель Григорий Палама (1296–1359), благодаря которому было сформировано учение о Божественных энергиях, Божественной благодати, считал, что Бог непознаваем. Он не может явиться человеку в Своем физическом виде, но подвижник может с помощью Святого Духа, Божественной энергии или Фаворского света (который апостолы видели на горе Фавор в момент Преображения Иисуса Христа) приблизиться к Богу, соединиться с Ним на уровне энергий, пребывая в райском состоянии уже на земле.
Этому способствует постоянное чтение Иисусовой молитвы – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Данные восемь слов по сей день считаются самыми великими, потому что в них кратко изложено все вероучение Иисуса Христа.
В 1329 г. с юга Италии в Константинополь прибыл ученый итальянский грек по имени Варлаам Калабриец. Его полемика с Григорием Паламой продолжалась около шести лет. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни. Однако Григорий Палама отвечал ему: «Бог действительно непознаваем, при самых исступленных и глубоких молитвах. Он не может явиться человеку. Но благодаря Святому Духу, Фаворскому свету человек может постичь Дух Божий, приблизиться к Богу, познать Божественную сущность в известной мере».
Ссылаясь на афонских исихастов, святитель Григорий Палама описывал христианский опыт богообщения. Отрицание возможности богопознания, проповедовавшееся Варлаамом, по мнению Григория Паламы, было ересью.
И Григорий Палама вышел победителем из этих споров – его учение было утверждено на двух соборах. На подвижника, видимо, снизошла Божественная Благодать, и ему открылось понимание Божественного Света и Божественных энергий.
Когда я впервые попал на Афон, познакомился с представителями Святогорского монашества, последователями исихазма, встретился со старцем Паисием Святогорцем, то, конечно, был глубоко потрясен. Афонские монахи в духовной сфере достигли таких глубин, поднялись на такую высоту, которую ни с чем нельзя сравнить.
На меня все происходящее произвело столь сильное впечатление, что я готов был остаться на Афоне и стать монахом. И меня удержало только то, что у меня была семья, дети. Но впечатления были совершенно потрясающие, поразительные, ни с чем не сравнимые.
Я вернулся в Москву с Афона в болезненном состоянии, видимо, заразился гриппом, меня положили в больницу, и в палате я лежал один. Температура была около 40 градусов. И я попросил свою жену (теперь уже покойную, Царство ей Небесное) Наташеньку: «Принеси мне сочинения Константина Леонтьева». Мне захотелось снова перечитать его, поскольку его жизнь и деятельность как дипломата была тесно связана с Афоном. Наташа была против: «Да ты что! Ты в таком состоянии…» Но потом все-таки сочинения Константина Леонтьева принесла. И я, с высокой температурой, с большим удовольствием читал Леонтьева и делал наброски для своей будущей книги. И пока болел, написал по существу то, что потом вошло в книгу под заглавием «Восхождение на Афон» – она вышла тремя изданиями и, как известно, получила Национальную премию. Все ее содержание было глубоко продумано и пережито. И я не просто сочинил что-то книжное, чисто теоретическое, а реально пережил и прочувствовал, что такое Афон, афонские монахи, исихазм. То, что я почувствовал на Афоне, я раньше никогда не переживал.
Кстати, Константин Леонтьев в конце жизни стал монахом, но вначале это был великий дипломат, писатель, мыслитель. В те годы глава внешнеполитического ведомства, светлейший князь Александр Горчаков, приходя на работу, спрашивал: нет ли послания от Леонтьева? Он хорошо знал, что Константин Леонтьев всегда писал глубокие по своему содержанию и анализу политической ситуации записки, в том числе об Афоне, об афонских монастырях и монахах. Это были доклады на самом высоком уровне.
А какой он был защитник православия, характеризует следующий пример. Когда один французский дипломат стал отзываться о России довольно нелицеприятно, Леонтьев отхлестал его публично, при всех. За это он был наказан, отстранен от дипломатической работы. А француза выслали из России. Леонтьев не терпел того, что сейчас называют русофобией.
Еще один пример. Когда турки обрушились на болгар со страшными репрессиями, чтобы по существу уничтожить их, вся Россия встала на защиту болгар. Началось общественное движение в их поддержку, переросшее затем в войну против Турции. А Константин Леонтьев выступил совсем по-другому, он осудил эти общественные выступления и назвал их «болгаробесием». Леонтьев хорошо знал, что руководящие слои болгар и других славянских народов не один раз предавали Россию, и только во времена смертельной опасности они обращались к ней за помощью.
Согласно святителю Григорию Паламе, Иисусова молитва связана с напряженной внутренней работой сердца и души человека, постоянным углублением и совершенствованием умственных и духовных способностей. Главное при этом – почувствовать, познать, воспринять Божественную сущность через Божественные энергии. Это великое дело. Это совершенствование монашества давало образец: того, к чему человек должен стремиться, как он призван себя вести, организовывать, творчески себя воспитывать и образовывать, чтобы действительно идти по праведному пути, чтобы приближаться к Богу.
Это имеет колоссальное значение во всех сферах: в монашеской и мирской жизни, в воспитании и образовании человека, в его научном или художественном творчестве, в культуре. Это дело всего народа, всей нации, всей святой Руси. Не случайно Русь всегда называли святой – именно благодаря духу исихазма, стремления к святости, христианским идеалам, характерным для русского человека и вообще для всех православных.
Сегодняшние нападки на Россию, русофобия – есть самое крайнее варварство, бескультурье, одичание. На Западе многие перешли к открытому сатанизму, не желая даже произносить имя Бога Отца, имя Божией Матери.
Интересно, что известный фильм Павла Лунгина «Остров» начинается с Иисусовой молитвы. В целом сам фильм является как бы иллюстрацией к этой молитве. Это – неспешный рассказ о том, как люди постепенно приходят к пониманию, постижению Божественной мудрости, Божественного Духа, Божественной сущности…
Я считаю, что Иисусова молитва – это нечто подлинно святое, священное. Почему? Потому что любая молитва охраняет человека от диавола, от тьмы, от мирового зла. Тем более молитва Иисусова.
Нет ничего более краткого, глубокого, универсального, чем то, что содержится в молитве из восьми слов. Это поразительно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Что может быть лучше, глубже этого кратчайшего высказывания, кратчайшей молитвы? Думаю, ничего. И она всегда помогала, очищала, защищала человека. И сейчас эта молитва не просто актуальна, а сверхактуальна для любого человека. Каждый может произнести эту молитву, и она будет его спасать в прямом и переносном смыслах. Эта молитва сверхдейственна, сверхспасительна, это действительно святые слова, которые охраняют мир от катастрофы.
Афонские монахи довольно часто – и в древности, и в современном мире – приезжали в Россию, в различные монастыри и церкви, распространяя исихазм. Например, я знаком с отцом Петром (Пигулем), духовником Высоко-Петровского монастыря в Москве. Однажды мы вместе ездили на Афон, до этого семь лет он был афонским монахом, а потом его перевели в Россию, в Москву. Но одновременно ему поручили восстанавливать монастырь недалеко от Сочи на берегу Черного моря. И сегодня он руководит возрождением этой обители, оставаясь по-прежнему духовником Высоко-Петровского монастыря. И он, по моему мнению, один из многих последователей Григория Паламы. На Афоне мы вместе побывали в Пантелеимоновом монастыре, других обителях.
Можно сказать, что все современные афонские монахи являются последователями Григория Паламы. Но и русские – так же. И прежде всего – Преподобный Сергий Радонежский.
У Преподобного Сергия, как известно, не осталось никаких сочинений. О его святости свидетельствуют его дела. То есть – полная тишина, никаких громких выступлений, званий, наград. Но сколько он всего сделал практически, сколько монастырей открыл он сам и его ученики! Это может сделать только человек, который ведет колоссальную внутреннюю жизнь и работу над собой. Преподобный Сергий успел за свою жизнь столько, сколько сотни, если не тысячи, людей подчас не могут сделать вместе.
Об Иисусовой молитве необходимо говорить детям с самых малых лет. У меня есть внуки, внучки, и я им, еще школьникам, рассказывал и рассказываю об Иисусовой молитве. Они меня спрашивали: дедушка, а как нам молиться? И первая молитва, которую я им назвал – Иисусова. Она четкая, ясная, ее легко запомнить и легко повторять. В то же время это самая глубокая, концентрированная и самая краткая молитва.
В житии преподобного Паисия Святогорца говорится о том, что мать святого, когда замешивала тесто, готовила еду, читала Иисусову молитву. Мой дед, Андриан, отец моей мамы Марии Андриановны Романовой, тоже много раз в течение дня повторял эту молитву, учил ее с нами, детьми.
Действительно, выучить Иисусову молитву совсем не трудно даже ребенку. Ибо каждое слово в ней – святое. И очень важно, чтобы наша молодежь, школьники, студенты ездили на Афон, знакомились с подвижнической жизнью наших монахов, чтобы молодые люди воспринимали этот дух Афона, его свет, чувствовали внутреннюю работу человека над собой и воспринимали ее. И это остается на всю жизнь.
Я сам, когда познакомился с этим, возил своих сыновей Константина и Александра на Афон, которые затем ездили туда уже со своими детьми Андреем, Николаем и Артемом. И это оказывает невероятное воздействие на молодых людей, на их сердце, душу, их внутренний строй, интеллект. Это просто поразительно.
Константин Долгов
Публикуется с сокращениями