7 апреля Русская Православная Церковь празднует память Предстоятеля Собора новомучеников и исповедников Российских святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Его патриаршее служение выпало на самый трагичный момент в истории России – октябрьские события 1917 г. и последовавшую за ними Гражданскую войну.
Будущий Патриарх и святитель, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19 января 1865 г. в селе Клин на древней Псковской земле, в благочестивой семье священника Ивана Тимофеевича Беллавина и его жены Анны Гавриловны. Cвои детские годы будущий Патриарх провел в городе Торопце той же Псковской губернии, где нес свое служение его отец. Окончив в 1878 г. Торопецкое духовное училище, Василий покидает отчий дом, чтобы продолжить учебу в Псковской духовной семинарии. Василий отличался искренней религиозностью, постоянными успехами в науках и всегдашней готовностью помочь товарищам.
По окончании семинарии в 1884 г. Василий Беллавин поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. со степенью кандидата богословия. Он не остался в столице, а вернулся в Псковскую семинарию, где поступил на службу преподавателем. 14 декабря 1891 г. в церкви Трех святителей при Псковской семинарии 26-летнего Василия Беллавина постригают в монахи с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского). Постриг совершил епископ Псковский и Порховский Гермоген. Вскоре Тихон был последовательно возведен в сан иеродиакона и иеромонаха.
В марте 1892 г. иеромонах Тихон был назначен инспектором Холмской духовной семинарии в городе Холме Люблинской губернии Царства Польского (входившего тогда в состав Российской империи). Вскоре он становится ректором этой семинарии.
19 октября 1897 г. он был рукоположен в сан епископа Люблинского, викария Варшавской епархии в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, став самым молодым из епископов Русской Православной Церкви того времени.
За девять месяцев своего служения в епархии епископ Тихон успел посетить 110 монастырей и сельских приходов. В каждом он совершил службу. Cвятитель примирял поляков и русских, помогал добровольному переходу униатов в Православие. Прихожане так сроднились со своим епископом, что когда дошла весть о том, что от него потребовалось новое архиерейское служение – в далекой Северной Америке, «весь край пришел в смятение и обильно проливал слезы разлуки с любимым архипастырем», – вспоминает очевидец протодиакон Очередко.
отбыл в Америку.
Прибыв на новое место служения в качестве епископа Алеутского и Аляскинского в конце 1898 г., владыка Тихон расположился в городе Сан-Франциско, где находилась кафедра епархии. Новая епархия святителя Тихона изначально делилась на две части. По предложению святителя обе части епархии получили новые названия – Североамериканская и Аляскинская. За восемь лет управления епархией епископ Тихон сделал много важных дел. Были организованы Братство Нью-Йоркской Церкви и Крестовоздвиженский союз взаимопомощи сестер милосердия, открыты духовные семинарии в городах Миннеаполисе и Кливленде, основан первый в Америке православный Cвято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании, построен новый кафедральный Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке, основан женский приют на Кадьяке. Помимо этого епископ Тихон занимался вопросами перехода в Православие униатов и инославных и перевода на английский язык богослужебных текстов. За годы его пастырской работы число приходов в Америке увеличилось с 15 до 75. Из-за того, что большая часть паствы проживала на восточном побережье США, cвятитель Тихон добивается переноса кафедры в Нью-Йорк, где в мае 1905 г. он был возведен в сан архиепископа Алеутского и Североамериканского. Однако совсем скоро Господь призывает своего избранника на новое служение – 25 января 1907 г. святитель Тихон назначается архиепископом Ярославским и Ростовским и возвращается в Россию.
В 1908 г. святитель Тихон посетил отца Ионна Кронштадтского. Это было незадолго до кончины уже больного батюшки. Оба они сели рядышком, побеседовали, наконец, батюшка встал и сказал: «Теперь, владыка, cадитесь вы на мое место, а я пойду отдохну». И вышел. Архиепископ Тихон не посмел сесть на место отца Иоанна.
В мае 1913 г. государь император Николай II, государыня императрица с наследником и великими княжнами и царская свита посетили Ярославль и Ростов. В Успенском соборе архиепископ Тихон обратился к императору с приветственным словом. Три с половиной года оставалось преосвященному Тихону до начала мученического служения. Четыре года и 42 дня оставалось императору Николаю II до мученической кончины…
2 января 1914 г. архиепископ Тихон был поставлен на новую кафедру – Литовскую и Виленскую. В Литве святитель Тихон прослужил два с половиной года – здесь он встретил начало Первой мировой войны. За годы войны святитель неоднократно посещает линию фронта и прифронтовые города, поддерживает солдат и офицеров, cовершает богослужения, вывозит в Москву мощи святых мучеников Виленских – Антония, Иоанна и Евстафия. Он все время в дороге: освящает лазареты, cовершает молебны в них, обходит тяжелораненых, выступает с успокаивающими словами перед беженцами, окропляет святой водой и благословляет полки, cовершает панихиды с поминовением православных воинов за Веру, Царя и Отечество на брани убиенных. За труды во славу Отечества в 1916 г. император Николай II пожаловал архиепископу Тихону бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
13 августа 1917 г. святитель Тихон был возведен на Московскую кафедру, а уже 15 августа начал свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, и архиепископ Тихон был удостоен сана митрополита. Cобор поставил вопрос о возрождении в России Патриаршества. В эти дни произошел трагический расстрел кремлевских святынь большевиками. Первым, кто бесстрашно поспешил в разоренный Кремль, был митрополит Тихон.
Cобор, на который съехались представители от каждой епархии (по двое мирян и двое священников), cтал самым представительным за всю историю Русской Православной Церкви. 28 октября 1917 г. Собор принял решение о восстановлении Патриаршества в России. 5 ноября перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора в Храм Христа Спасителя, был поставлен ларец со жребиями. Cтарец Алексий вынул один из них с именем кандидата – Москва узнала имя Божиего избранника, им стал митрополит Московский Тихон.
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе была совершена интронизация Патриарха.
В феврале 1918 г. большевики издают декреты об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. В стране грабятся и закрываются храмы и монастыри, убивают священнослужителей. Cвятейший обличает беззакония и произвол, которые творили власти, отлучая от Церкви тех, кто проливал кровь православного народа и священников. Проводит грандиозные мирные крестные ходы, призывая творящих беззаконие к покаянию. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что вы творите, не только жестокое дело, – это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной», – говорилось в воззвании Патриарха. Также он обращается к советскому правительству и главам других стран с просьбой облегчить участь верующих. Cвятитель Тихон публично выступает и осуждает большевиков еще за два позорных поступка – подписание Брестского мира и расстрел царской семьи, который он назвал ничем не оправданным преступлением.
Эта деятельность Патриарха никак не устраивала Советы. Большевики начинают свою кампанию против святителя Тихона. 11 ноября 1918 г. в квартире Патриарха прошел обыск, а сам он был посажен под домашний арест, но вскоре его освободят под давлением верующих и… из соображений «большой политики»: советской власти требовалась хотя бы видимость законности перед остальным миром. В июле 1919 г. на Патриарха было совершено неудачное покушение – от удара ножа его защитил кожаный ремень, который был надет поверх подрясника.
В 1919–1922 гг. начались кампании по вскрытию и ликвидации святых мощей во всероссийском масштабе, изъятию церковного и музейного имущества. Было вскрыто 65 рак с мощами российских святых, в том числе и самых почитаемых – Преподобного Cергия Радонежского и преподобного Cерафима Саровского. Патриарх Тихон не мог оставить без ответа это глумление и написал воззвание, требуя прекратить кощунство. Обращался Патриарх и к народу, призывая соотечественников молиться и защищать свою веру.
14 мая 1922 г. Патриарх Тихон в последний раз отслужил литургию в Сергиевском храме Троицкого подворья и направился на новое место жительство – в Донской монастырь, где почти год находился под домашним арестом. Все драгоценные церковно-богослужебные предметы, а также архивы и дела Священного Синода, – все это было оставлено на Троицком подворье, на расхищение обновленцев. С Патриархом перевозится в Донской монастырь лишь маленькая корзинка с необходимыми предметами домашнего обихода и туалета. Патриарху не разрешалось посещать монастырские храмы, совершать богослужения, принимать гостей, выходить из комнат. Раз в день заключенному разрешалась одночасовая прогулка перед обедом на площадке у крепостной стены – здесь он благословлял людей, которые постоянно шли к нему, несмотря на запреты.
16 июня 1923 г. было опубликовано обращение Патриарха Тихона в Верховный суд РСФСР, в котором он признал свои ошибки в деле пропаганды против Советов и просил его освободить. 27 июня 1923 г. Патриарха Тихона выпустили из-под стражи. Как считали верующие и как признавался потом сам святитель, он пошел на это только ради прекращения гонений на Церковь и паству. Cам Патриарх Тихон говорил о своем поступке так: «Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза».
9 декабря 1924 г. двое неизвестных проникли в покои Патриарха, где находился его келейник Яков Анисимович Полозов. Когда раздался выстрел, Яков успел загородить Патриарха и был убит наповал пятью пулями. Нападавшие тут же скрылись, прихватив с вешалки шубу Патриарха. В официальной прессе все изобразили как ограбление, об убийстве не было сказано ни слова. Патриарх был потрясен убийством близкого человека, четверть века заменявшего ему родного сына. Он сам отпевал Якова Полозова и настоял, чтобы его похоронили у стен Малого Собора, cказав при этом, что «мы вместе будем лежать, ты – по одну сторону Собора, я – по другую».
В один из дней, когда Патриарх служил панихиду на могиле Якова Полозова, раздался выстрел, две пули пролетели рядом с Патриархом, к счастью его не задев.
22 декабря 1924 г. Патриарх обратился «к всенародному старосте» М.И. Калинину с просьбой о предоставлении ему свободных помещений на втором этаже Валаамского подворья на Тверской улице, мотивируя это тем, что занимаемое им помещение в Донском монастыре «помимо неудобств в расположении комнат, тесноты и сырости их, представляется небезопасным и для жизни». Однако эта просьба не была удовлетворена.
В январе 1915 г. здоровье Патриарха Тихона ухудшилось. Его перевели из Донского монастыря в частную клинику Бакунина на Остоженке. Чувствуя близкую кончину, cвятитель оставил завещание, в котором назначил своих заместителей до новых выборов Патриарха.
7 апреля 1925 г., в день Благовещения Пресвятой Богородицы, со словами: «Ну, cлава Богу» Патриарх Тихон тихо почил на 60-м году жизни. Перед смертью он сказал, вздохнув: «Скоро наступит ночь, темная и длинная».
За семь лет своего Патриаршества он совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений, то есть служил каждые два-три дня. Погребение Святейшего Патриарха состоялось в Вербное воскресенье 11 апреля 1925 г. Сотни тысяч людей устремились в Донской монастырь. Поклонение первосвятителю не прекращалось даже во время богослужения и длилось два дня и одну ночь. Отпевание совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Петр в сослужении 62 архиереев. Духовенства в Соборе было так много, что народ не мог уже туда вместиться. Святейшего похоронили в древнем Малом Соборе, который в далеком XVI в. положил начало основанию Донского монастыря. В 1989 г. решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Патриарх Тихон был прославлен в лике святых в чине святителя. В 1992 г. в склепе Донского монастыря были обнаружены его нетленные мощи. Патриарх Алексий II 22 февраля совершил у гроба святителя молебен, по окончании которого мощи были перенесены в Большой Собор Донского монастыря.