9 декабря – празднование иконы Божией Матери «Знамение».
В 1898 г. на 3-й неделе Великого поста во время всенощного бдения в Курском Знаменском монастыре по обычаю собрались тысячи богомольцев, которые пришли помолиться перед чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Служба продолжалась до десяти часов вечера, а после чудотворную икону носили для молебнов в частные дома. В полночь святыня привезена была из пригородной слободы Ямской и ввиду того, что наступало время заутрени, поставлена была в киот под величественной сенью, куда она всегда помещалась во время богослужения, тогда как обычно, по заведенному правилу, на ночь ее ставили в другой киот, находившийся в правом приделе храма.
Около двух часов по полуночи вдруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулся не только весь монастырь, но и окрестные дома. Два монастырских сторожа побежали сказать о случившемся монаху Евфросину, который наблюдал за порядком в храме, у него же хранились и ключи. Взяв в собой четырех сторожей, отец Евфросин пошел в собор. Когда они открыли двери в храм, то обнаружили, что весь он полон едкого дыма. Заперев двери изнутри на засов и оставив подле них одного из сторожей, отец Евфросин с остальными пошел осмотреть собор. Приблизившись к сени, в которой находилась чудотворная икона Знамения Божией Матери, он нашел ужасающую картину разрушения: возвышающаяся на каменном помосте, полукруглая, деревянная, позолоченная сень (весом около 200 пудов) сдвинулась со своего места. Куполообразный кров сени в трех местах был пробит насквозь. Широкие боковые доски сени были отброшены в разные стороны, и только средняя доска, на которой был прикреплен киот с чудотворным образом, осталась на месте. От взрыва произошел небольшой пожар, но он был немедленно потушен отцом Евфросином и сторожами. Из железной решетки за святой иконой, за которую и был заложен снаряд, были вырваны прутья. В окнах и северных наружных дверях были побиты все стекла. Сила сотрясания воздуха была такова, что даже в алтаре, почти наглухо закрытом и отделенном от средней части храма, оказались разбитыми пять стекол. Стена над окном, ближайшим к сени, дала трещину. Толстое стекло в киоте, в котором находилась святая икона, разбилось на мельчайшие части.
Когда преосвященнейший Ювеналий и братия в сопровождении светских властей подошли к сени, где хранилась святыня, они увидели среди всего этого разрушения невредимым только образ Знамения Пресвятой Богородицы, как бы на воздухе стоявший перед ними.
Чудотворная икона осталась совершенно целой и невредимой, только немного закоптела от дыма ее риза. Даже нежные искусственные цветы, украшавшие венец Богоматери, не подверглись никакому разрушению. Убедившись, что чтимый образ невредим, и воздав хвалу Богу, владыка с благоговением вынул икону Царицы Небесной из киота и перенес ее на место постоянного хранения. Светские же власти приступили к подробному осмотру и следствию. Во время осмотра обломков в разных местах нашли части исковерканной коробки из жести, колесики и крышки от часового механизма, две небольшие проволоки, обмотанные шелком, и немного красного порошка, немедленно взятого на анализ. По общему мнению, снаряд был подложен под икону во время всенощного бдения, когда в соборе было до восьми тысяч богомольцев.
Мотивы этого преступления в то время были многим непонятны. Газеты, а вслед за ними и читатели, недоумевали: «Чего хотел добиться злодей, пытавшийся уничтожить чудотворную икону? Думал ли он поколебать величие и силу православия на Руси или просто снискать себе славу нового Герострата?» В Курск из столицы прибыли опытные агенты сыскной полиции. Вот уж у кого не было недоумения. Эти люди прекрасно знали о той кровавой волне, девятым валом катившейся по нашей стране, где модным сделались терроризм, «революционная» романтика, насилие и убийства людей, отрекшихся от Бога. Дня не проходило тогда, чтобы в газетах не сообщалось о покушении на того или иного государственного чиновника, военного, придворного или просто богатого человека. Грабеж на революционном жаргоне стали называть «экспроприация», а убийства – «актом борьбы за идеалы и великие цели». Но даже у этих отпетых людей, про которых на Руси говорилось: «Своя головушка – полушка, а чужая шейка – копейка», еще не поднималась рука на реликвии православия! Поначалу грешили на фанатика-иноверца, потом искали среди атеистов, напрочь отринувших Бога. Припомнили, что подобных случаев в последнее время было немало. Идея этого преступления вынашивалась не день и не два. Еще за год до этого события во время богослужения пытались кричать в толпе «Пожар!», чтобы вызвать панику, а при ежегодном перенесении святой иконы из Курска в Коренную пустынь в многотысячную торжественную процессию бросали петарды.
Виновник этого злодеяния был арестован. Им оказался совсем еще молодой человек, гимназист старшего класса Уфимцев. Говорят, был он небесталанный человек, впоследствии стал инженером и изобретателем. Юноша понял, что пока в России сильно православие, пока крепка вера в Бога, – никакие революции в стране невозможны, а стало быть, и «царства справедливости» на земле не видать, в воздаяние же после смерти он не верил. Уфимцев видел, какое перед ним и его «товарищами по идее» стоит препятствие: сколько ни печатай листовок-газеток, сколько ни убивай чиновников – толку от этого мало, а сыскная полиция работает споро, Сибирь большая, жизнь у бомбистов короткая. Вот и решил он, надумал незаурядной своей головою: взорвать чудотворную икону, уничтожить, доказать «темным и заблуждающимся» всю «пагубность их заблуждения» и веры в чудотворность «картинки»! Так, или примерно так, рассуждал этот юнец. Но этим своим кощунственным поступком злоумышленник добился эффекта противоположного. «Курский Герострат» и представить себе не мог последствий взрыва! После произошедшего в Знаменском соборе чудесного спасения иконы в Курске и окрестностях произошел невиданный всплеск религиозных чувств! Всеобщее воодушевление охватило всех! Молитвенным славословием откликнулась вся Россия. Во всех храмах обеих столиц торжественно прославляли всемогущество Бога, явленное миру в курском чудесном событии.
Газеты всей страны были переполнены сначала тревожными и гневными, затем уж ликующими публикациями. Весть о чуде молниеносно разнеслась по всей стране. В самом Курске с той поры народ ежедневно притекал к чудотворному образу Знамения Божией Матери, не прекращались молебны перед прославленной иконой.
Чудотворная Курская икона Знамения Пресвятой Богородицы со времени своего чудного явления около города Рыльска не раз подвергалась всякого рода злым нападкам, но все они заканчивались еще большим ее прославлением.
В 1295 г., 8 сентября, чудотворная икона Знамения Божией Матери была обретена одним благочестивым человеком при корне дерева, на берегу реки Тускари, в том месте, где ныне находится Коренная пустынь. Едва он поднял ее с земли, как тотчас из того места, где лежала икона, проистек источник светлой целебной воды. Это было страшное время татарского нашествия, когда город Курск, равно как и многие другие города и селения, был разорен монголами. Избежав гибели от оружия диких азиатских пришельцев, православные христиане разбегались по лесам и дебрям и возлагали упование на спасение свое только на Бога. В тяжкое для православной Руси время и была обретена святыня. В лесной чаще была устроена небольшая часовня, в которой и поместили обретенную икону. Из разных мест стали приходить к часовне богомольцы, и многие, удрученные недугами и скорбями, получили здесь исцеление и утешение. С этих пор святая икона прославилась предивными чудотворениями. Слух о явлении чудотворной иконы при корне дерева достиг жителей города Рыльска, где в то время княжил Василий Шемяка. Он приказал, чтобы чудотворную икону перенесли в Рыльск. Горожане с благоговением исполнили желание своего князя. Когда икона была у ворот Рыльска, то все ждали, что князь сам встретит ее с подобающей честью, но князь не исполнил этого и в наказание был поражен слепотой. Когда князь раскаялся в этом, то по молитве к Богородице получил исцеление. В благодарность за избавление от слепоты князь построил в Рыльске храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в котором и была торжественно поставлена обретенная икона.
Но икона в храме не осталась. Она чудесным образом была перенесена в пустынное место, в котором изначально была обретена. Было предпринято несколько попыток перенести икону с того места, но все они закончились неудачей. Один благочестивый иерей из города Рыльска по имени Боголюб любил посещать часовню и по собственному усердию служил в ней молебны перед чудотворным образом для стекавшегося туда многочисленного народа. В 1383 г. на часовню напали крымские татары и увели Боголюба в плен, а часовню пытались сжечь. Но пока икона находилась в часовне, им это не удавалось. Тогда татары вынесли икону из часовни и рассекли на две части, а часовню сожгли. Через несколько лет Боголюба выкупили из плена, он вернулся к тому месту, где была часовня, нашел части иконы, сложил их, – и они чудесным образом срослись, как будто икона всегда была целой! Со времени обретения иконы Знамение до царствования Феодора Иоанновича минуло триста лет. За это время Русь окрепла, сбросила с себя татарское иго и стала могущественным государством. В конце XVI века слава о Курской чудотворной иконе Знамения достигла Москвы. Благочестивый царь Феодор Иоаннович пожелал, чтобы чудотворная икона была перенесена в Москву. Здесь великая святыня была торжественно встречена множеством духовенства, бояр и народа во главе с патриархом и царем и внесена в царский чертог.
А в это время город Курск переживал нелегкие времена, частенько в ту пору подвергаясь нападениям врагов-самозванцев. До сих пор районы города носят названия слобод по служивым людям, жившим в них: Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная, – все это отголоски давних битв, набегов. Но помимо отваги и воинского искусства куряне помогали себе еще и горячей молитвой к Заступнице христиан Пречистой Деве Богородице.
Однажды нежданно налетел и осадил город гетман Жолкевский во главе большого войска. Едва сдерживая натиск, куряне со страхом ждали подхода подкрепления к неприятелю со стороны гетмана Потоцкого. В соборе, на стенах и при укреплениях все жители города горячо молили Господа и Пречистую Богородицу о заступлении. И вот ночью случилось преславное чудо – по городской стене шествовала в лучезарном свете Пресвятая Дева и с Нею два юноши в светлых ризах. Увидев это, защитники города воспряли духом и, вознося благодарственные молитвы Богоматери, пронесли крестным ходом список с Ее чудотворной иконы по городским стенам вокруг Курска. Город устоял, вскоре враги сняли осаду и ушли ни с чем. Тогда куряне в благодарность Царице Небесной за чудесное заступление дали обет устроить в Курске монастырь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы, что впоследствии и исполнили. В 1615 г. по просьбе жителей Курска чудотворная икона Знамения Божией Матери была перенесена из Москвы в Курск. «На сретенье чудотворного образа, – как гласит древняя курская летопись, – истокша иереи со всеми обитоша человецы и жены, и сущие младенцы с радостию велией». Образ был поставлен в новопостроенной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1812 г. граждане Курска, сняв точную копию с образа и богато ее украсив, отослали в действующую армию славнейшему князю Кутузову-Смоленскому, ведшему русскую армию к победе над наполеоновским войском. В воспоминание перенесения Коренной чудотворной иконы Знамения из Москвы в Курск и первоначального ее явления, святая икона ежегодно с 1618 года в Светлую пятницу торжественно с крестным ходом переносится из Курска в Коренную пустынь и остается там до 12 сентября.
После революции в Знаменском монастыре был устроен электроаппаратный завод, в соборе монастыря – кинотеатр «Октябрь», а в Коренной пустыни все пытались прекратить течение чудесных целебных источников. Не так уж и давно это было, хотя многие уже и позабыть спешат, как бульдозерами срывали землю, стремясь перебить водоносную жилу, а в местном краеведческом музее, в отделе антирелигиозной агитации, висели «разоблачающие» плакаты о Коренной пустыни и о ее чудотворной иконе, а именем бомбиста Уфимцева назвали улицу в центре города. Казалось, все рухнуло, зло победило. И только шепотом рассказывали друг другу детишки подслушанное от родителей о том, как «сумасшедший Уфимцев бомбой икону взрывал, а она не взрывалась». Но прошло время и оказалось, что среди осевших обломков «земного рая» уцелела подобно иконе еще и вера в душах людей! Снова идет богослужение в соборе, заполняются храмы, все больше молодежи приходит помолиться. И все же за этой радостью нельзя не видеть, как близок лукавый враг, но следует не забывать и то, что у нас есть Пречистая Заступница, спасающая нас во все времена.
Валерий Ярхо