Материалы для занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся
Темы воинского подвига и милосердия получают освещение, как правило, в разговоре о сестрах милосердия и подвиге медиков на войне. Но есть еще одна тема, которая остается в тени предыдущих – милосердия и нестяжания в контексте воинского подвига.
За годы работы в военном училище мне не раз приходилось слышать несправедливый и страшный упрек: «Вы там профессиональных убийц воспитываете».
– Почему убийц? Защитников Отечества!
– Но их же учат стрелять?
Да, в военных училищах учат стрелять, и каждый воспитанник понимает, что в его жизни может настать момент, когда ему придется выстрелить в человека. Это момент нравственного выбора между человеком и врагом.
В духовно-нравственном воспитании будущих военнослужащих существует одно важное обстоятельство, которое не имеет такой высокой значимости для тех, кто идет на военную службу. Это необходимость формирования готовности убить врага и отдать свою жизнь за друга, народ, Отечество.
Основу духовно-нравственного воспитания в военных училищах и кадетских классах составляют понятия: Отечество, товарищ – друг, враг, побежденный, нуждающийся в защите. У тех, кто связал свой жизненный путь с военной службой, закономерно возникают вопросы: во имя чего я, возможно, буду должен убить врага или отдать жизнь – награды, богатства или общего блага – мира в Отечестве или на земле?
Внеурочное занятие по теме «Милосердие и нестяжание как основа воинского подвига» ориентировано на учащихся 6–7 классов кадетских классов общеобразовательных школ и воспитанников II–IIIкурсов довузовских учебных заведений Министерства обороны РФ (военных училищ). Под военными училищами понимаются суворовские, нахимовские военные училища, кадетские корпуса, президентские кадетские училища и пансионы воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.
Именно для этой категории подростков свойственно скептическое отношение к традиционным ценностям, вере и наследию предков, а также скрытность и осторожность в раскрытии другим своих убеждений, зависимость от мнения коллектива (большинства).
Для воспитанников военных училищ, обучающихся в системе интерната, кроме указанных качеств характерно рубежное положение в сложении коллектива. С одной стороны, они уже хорошо познакомились и узнали друг друга за период Iкурса, но с другой, еще не научились адекватно реагировать на возрастные изменения в себе и товарищах, сопереживать друг другу, не завидовать успехам и благополучию ближнего и др.
Iэтап. Работа со словом
Школьникам предлагается ответить на вопросы: «Что такое милосердие?», «Что такое нестяжание?», «Как проявляются милосердие и нестяжание на войне?»
Как правило, доминируют следующие ответы:
Милосердие – «доброта, отзывчивость, умение помочь, сопереживание, сострадание».
Нестяжание – «не знаю» (94%); «наверное, доброта, не жадность, щедрость» (5%); «нежелание приобретать богатство» (1% учащихся, регулярно в силу семейных традиций посещающих храм).
Милосердие – «не добивание раненых» (более 90%), «помощь Красному кресту и мирному населению», а нестяжание – «когда не грабят захваченные территории и побежденных».
Такие ответы требуют пояснения, что неприкосновенность Красного креста и мирного населения установлено Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12.08.1949 и не может рассматриваться как милосердие или нестяжание.
Целесообразно предложить школьникам проанализировать толкования этих понятий в словаре В.И. Даля и некоторые цитаты (перечень цитат может быть изменен в зависимости от цели занятия, направленность образовательной организации и возраста учащихся).
Омилосердии
Из словаря В.И. Даля: «Милосердие, милосердость, сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость».
Вопросы к учащимся:
– Какие слова в толковании В. И. Даля вам не понятны?
– Знаете ли вы что такое сердоболие (сердечная боль о ком-то)?
– Кого вы можете назвать самым милосердным человеком на вашем жизненном пути? (Как правило, отвечают – мама).
Высказывания А.В. Суворова:
«Благость и милосердие потребны героям».
«Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови».
«Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость – тиранство».
«Не меньше оружия поражать противника человеколюбием».
«Вали на месте! Гони, коли! Остальным давай пощаду».
«Грех напрасно убивать».
«Товарищ товарища обороняй! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют, – Царство Небесное, живым – слава, слава, слава!»
«Победителю прилично великодушие».
Вопросы к учащимся:
– Как вы понимаете фразу «милосердие покрывает строгость»?
– Как можно поразить противника человеколюбием? Если учащиеся затрудняются с ответами, можно привести примеры:
Из военных кампаний святого Федора Ушакова, когда русские моряки оказывали медицинскую помощь пленным французам и оберегали их от варварской расправы со стороны турок. Из воспоминаний Н.Н. Никулина о Великой Отечественной войне, когда он взял в плен обмороженного немца, привел его к майору, а тот накормил обоих супом.
– Какие качества нужно воспитать в себе, чтобы оказать помощь пленному врагу, зная, что его соплеменники в этот момент могут разорять твой дом, убивать твой народ, а может и близких?
В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» повествуется: «На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив».
Вопросы к учащимся:
– Почему автор «Повести…» называет благоверного князя Александра Невского «безмерно милостивым»?
– Как вы думаете, в чем святой князь проявил милость?
– Кто такой враг? Кого можно и нужно считать врагом?
Здесь можно кратко рассказать историю о спасении русским солдатом немецкой девочки в Берлине в мае 1945 г., которая легла в основу создания памятника в Трептов парке.
После обсуждения вопроса о том, кто такой враг, рекомендуется познакомить учащихся с цитатой святителя Филарета Московского:
«Гнушайтесь убо врагов Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваша».
Вопросы к учащимся:
– Что означает слово «гнушаться»? (За редким исключением, учащиеся не понимают этого слова, тогда им следует объяснить, что оно означает «отворачиваться», «отвращаться»).
– Кто такие враги Божии и враги Отечества? Можно ли их простить? (Нередко в ответах звучит: «Да, если они раскаялись).
– Кого человек может считать своим врагом?
– Как научится любить своих врагов?
Цитаты из Священного Писания:
«Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя» (Пс. 20:9).
«Но Бог сокрушит голову врагов Своих» (Пс. 67:22).
Вопросы к учащимся:
– Что означают слова из Священного Писания?
– Почему нужно гнушаться Божиих врагов, а не прощать их и не преследовать их?
Онестяжании
Из словаря В.И. Даля: «Нестяжание, бескорыстие, нелюбостяжание, не корысть, отсутствие сребролюбия. Нестяжательный, бескорыстный, не жадный к деньгам, не падкий на мирские богатства».
Вопросы к учащимся:
– Какие слова из определения В.И. Даля вам не понятны?
– Знаете ли вы что такое бескорыстие, нелюбостяжание, сребролюбие?
– Приведите примеры нестяжателей. Есть ли нестяжатели среди ваших друзей и близких?
Высказывания А.В. Суворова:
«Обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат не разбойник».
«Загребающий жар чужими руками после свои пережжет».
Вопросы к учащимся:
– Кто такой обыватель?
– Может ли обыватель стать врагом для военного человека? (Здесь важно обратить внимание: вооружен ли обыватель или безоружен.)
– Почему нельзя грабить местное население в случае захвата его территорий?
– Можно ли забирать ценности, если город (поселок) взят штурмом и оккупирован?
– Есть ли оправдание захватнической войне?
– Поясните смысл фраз А.В. Суворова.
– Зачем военному человеку богатство, если завтра он может отдать свою жизнь на войне?
Прочитайте цитату известного искусствоведа, профессора Российской Академии художеств, Н.Н. Никулина из его книги «Воспоминания о войне»:
«Представить это отчаяние невозможно и поймет его лишь тот, кто сам на себе испытал необходимость просто встать и идти умирать. Не кто-нибудь другой, а именно ты, и не когда-нибудь, а сейчас, сию минуту, ты должен идти в огонь, где в лучшем случае тебя легко ранит, а в худшем – либо оторвет челюсть, либо разворотит живот, либо выбьет глаза, либо снесет череп. Именно тебе, хотя тебе так хочется жить! Тебе, у которого было столько надежд. Тебе, который еще и не жил, еще ничего не видел. Тебе, у которого все впереди, когда тебе всего семнадцать!».
– О чем говорит писатель-фронтовик?
IIэтап. Работа с художественным образом.
Рекомендуется продемонстрировать учащимся следующие изображения (желательно с музыкальным сопровождением):
1. М. Самсонов. «Сестрица».
2. Д. Шмаринов. «Возвращение». Из серии «Не забудем, не простим»
3. А. Пластов. «Фашист пролетел».
4. Памятник воину-победителю в Трептов парке.
5. Ю. Кугач. «Возращение».
6. Б. Неменский. «Мать», «Солдаты-отцы».
7. Б. Неменский. «Солдаты-отцы».
На данном этапе учащиеся должны эмоционально прочувствовать и пережить то, что они только что обсуждали.
Просмотренные картины можно оставить без комментариев. Свои мысли и переживания учащиеся смогут актуализировать на следующем рефлексивном этапе.
IIIэтап. Подведение итогов. Рефлексия.
Подведем итоги.
Подумайте:
– В чем должно проявляться милосердие на войне?
– Что самое ценное о военного человека?
Обычно доминирует ответ – жизнь. В этом случае следует пояснить, что для военнослужащего своя жизнь не обладает высокой ценностью, и жизнь близких, родных, товарищей для него имеет гораздо большую ценность.
В ответах на второй вопрос целесообразно помочь учащимся уяснить, что для военнослужащего, бывшего на фронте или в горячей точке, главными ценностями становятся Бог, к Кому он обращается в трудные моменты, и семья, куда он стремится вернуться после службы.
Конечно, каждый солдат мечтает стать генералом, но, как говорил А. В. Суворов, «Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим собою в пользу общего блага».
В конце беседы можно напомнить учащимся слова Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(Ин. 15:13).
В военных училищах дают много знаний и навыков, включая владение оружием, но главным остается умение любить «ближнего, как самого себя», что вместе с ним пройти сперва трудный путь суворовца, а потом быть готовым отдать за него свою жизнь, а без милосердия и нестяжания здесь не обойтись.
Виктория Гусакова
Литература:
1. Высказывания А.В. Суворова. Электронный ресурс.
URL. www.adjudant.ru/suvorov/suvorov05.htm.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
3. Никулин Н.Н. Воспоминание о войне. – СПб.: Издательство Гос. Эрмитажа, 2008.
4. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра. Электронный ресурс. URL. www.bibliotekar.ru/rus/79.htm.