1 августа 1903 г. состоялось одно из событий, не перестающих волновать сердца людей, – канонизация преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.
Перед своей кончинойотец Серафим говорил многим сестрам, что настанет время и в Дивеево приедет вся царская фамилия, и «среди лета запоют Пасху». Это было тем удивительнее слышать сестрам в начале 1930-х гг. XIX века, что их община была наибеднейшей, а о монастыре и речи еще не было (он был утвержден в 1862 г.).
От кончины старца до его прославления прошло 70 лет. В Дивеевском монастыре о нем никогда не забывали и терпеливо ждали обещанного открытия святых мощей. А до этого ежегодно 2 января, в день кончины Преподобного, дивеевские сестры приезжали в Саров, пекли блины. Блины раздавали всем паломникам.
В конце XIX века в Саров начал ездить блестящий гвардейский офицер Леонид Чичагов. В первый же его приезд известная дивеевская блаженная прозорливица Прасковья Ивановна (Паша Саровская) посмотрела на него и сказала: «А рукава-то ведь поповские!» И действительно, скоро Чичагов принял священство.
Чичагов начал собирать материалы и документы, которые оформил в объемистый 900-страничный том известной теперь «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».
Впервые «Летопись» опубликовали в Москве в 1896 г. Эта книга была преподнесена императору Николаю II. Государь проникся убеждением о святости жизни и деяний старца и вознамерился открыть мощи. При обсуждении этого вопроса в Синоде было много недоумений. Но Николай II настоял на продолжении дела.
Обследование останков преподобного Серафима было в ночь на 12 января 1903 г. В это время в селе Ламасове, в 12 верстах, увидели зарево над Саровом. Крестьяне побежали «на пожар». Прибегают и спрашивают, где пожар, видели зарево… Им отвечают: никакого пожара не было. Один монах разъяснил: «Знамение было. Сегодня ночью комиссия вскрывала останки батюшки Серафима. От батюшки уцелели лишь косточки, вот и смущался Синод: мощей нетленных нет!» На это одна из стариц Дивеева, жившая еще при отце Серафиме, сказала: «Мы кланяемся не мощам, а чудесам».
Приводим выдержки из доклада Синоду представительной комиссии «Деяния Священного Синода от 29 января 1903 года», в котором подробно излагается материал, явившийся основой решения о канонизации старца Серафима Саровского.
«В 1895 г. преосвященным епископом Тамбовским было предоставлено в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима, с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 г., окончено было в августе 1894 г. и проводилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Всех случаев благодатной помощи по молитвам старца Серафима было обследовано комиссией 94, причем большая часть их была удостоверена надлежащими свидетельскими показаниями.
Святейший Синод, рассмотрев во всех подробностях и со всевозможным тщанием обстоятельства данного дела, нашел, что многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам старца Серафима, обследованные надлежащим образом, не представляют никакого сомнения в своей достоверности и по свойству их принадлежат к событиям, являющим чудодейственную силу Божию, ходатайством и заступлением преподобного Серафима, изливаемую на тех, кои с верой и молитвой прибегают в своих душевных и телесных недугах к его благодатному предстательству. Вместе с тем Синод пожелал, чтобы и всечестные останки приснопамятного старца Серафима были предметом благоговейного чествования от всех притекающих к его молитвенному предстательству…»
По определению Святейшего Синода от 29 января 1903 г. было поручено митрополиту Петербургскому и Ладожскому Антонию совместно с епископами Тамбовским и Нижегородским: 19 июля 1903 г. торжественно открыть мощи преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца. Император Николай II поручил архимандриту Серафиму (Чичагову) принять заведование всеми подготовительными мероприятиями для устройства многосложных дел, связанных с предстоящими торжествами прославления Преподобного Серафима.
18 июня после поздней литургии была совершена последняя панихида по иеромонаху Серафиму, подвижнику Саровскому, а всенощное бдение уже совершалось в честь святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.