Как кораблю юности, летящему на алых парусах, не сесть на мель и не разбиться о подводные камни? Предлагаем очередную беседу из цикла «От зачатия до гроба» кандидата педагогических наук, руководителя Педагогического кабинета МДА игумена Киприана (Ященко).
Готов к труду и обороне
Юношеский период может начинаться и в 14, и в 16 лет, в зависимости от того, насколько молодой человек созрел для взрослой жизни. Еще сложнее с окончанием юношества. Сколько у нас инфантильных людей, которые живут совершенно несамостоятельно, прицепились к своим родителям! Такая зависимость может продолжаться десятилетиями – до тех пор, пока не разрешится ряд важнейших мировоззренческих проблем, в первую очередь вопрос о смысле жизни.
Вообще, молодость – это не возраст, это такой дух. Людям может быть уже 70 лет, а они все еще молоды. Другим 20 лет, а они чувствуют себя стариками.
Что можно сказать о физическом развитии юношества? Происходит полное созревание. Выравниваются подростковая угловатость и диспропорции тела, человек уже готов к преодолению физических испытаний. Юношей призывают в армию – в 18 они уже готовы к труду и обороне, можно работать, а можно и в тюрьму сесть. Кто из вас в армии был, поднимите руки?
Меньшинство. Хотя еще не вечер жизни…
Мне тоже пришлось служить на Дальнем Востоке, в ракетном дивизионе с ядерным оружием. И у нас «война» велась непрерывно: каждый день – тревога, подъем, через 10 секунд все должны стоять одетыми, с оружием, потом бежать. Целый год – всю зиму и все лето – мы жили в палатках в лесу.
В армии я повзрослел на много лет. У нас были боевые отношения, никаких неуставных, слава Богу!
– Многие мамы не хотят отпускать своих сыновей в армию.
– Лично я отправляю их в Синодальный отдел по работе с вооруженными силами. Пока ни одного промаха, все ребята, за которых мамы сильно хлопотали, служили либо где-то при монастырях и могли молиться, либо в православных частях, либо у них были нормальные командиры и товарищи.
А так, конечно, призыв – это рулетка. В какую часть попадешь: может быть хорошая, боевая, а случается – разложившаяся, как тюрьма, с дедовщиной. Или можно стать участником боевых действий. Недавно меня просили молиться за Александра. Взяли его в армию, везут в Сирию, а там уже военные действия, кровь льется. Через неделю говорят: «Батюшка, спасибо за молитвы, его в Сирию не взяли. Всех взяли, а его не взяли». Самое печальное, что молодых направляют в горячие точки – а они ни стрелять, ни прятаться не умеют. Вот это, конечно, тяжко.
Благословите покончить с жизнью
Но вернемся к особенностям юношества. В этот период имеет место обеспокоенность своим внешним видом. Прыщик на носу может волновать молодого человека больше, чем проблемы человечества. Насмешки над физическими недостатками в этот период бывают весьма болезненными. Зачастую такая чувствительность приводит к нарушениям невротического характера и даже суицидальным намерениям. Поэтому всякие несовершенства, физические недуги, какие есть у девушки или юноши, лучше не замечать. Наоборот, успокаивать: «Ничего страшного, все прекрасно».
Был такой случай в Петербурге: батюшка что-то сказал девице, а она взяла и бросилась в реку, оставив записку, что он виноват, что он ее оскорбил. Хотя священник вообще не мог припомнить, чем именно он ее обидел, пошутил неудачно, а для нее это оказалось трагедией. И вот этот очень деятельный батюшка, не буду называть его имени, уже больше 10 лет не может служить литургию.
Известно, что юношеский возраст, по статистике, во все времена занимал первое место по количеству самоубийств. Как это можно объяснить, как вы думаете?
– Юношеским максимализмом, ранимостью… События в юношеском возрасте воспринимаются очень остро, категорично.
– Можно добавить, что самооценка в этом возрасте крайне неустойчива, а смысловая сфера сужена. Юноша зацикливается на чем-то одном: если полюбил или полюбила, то весь смысл жизни видится только в ней или в нем. И если этот человек изменил или оказался не таким, каким его себе представили, юноша или девушка могут броситься под поезд, так как другого смысла в жизни у них нет. При этом в Европе существуют сайты, которые помогают заблудшему завершить эту жизнь. Такие организации нельзя назвать иначе как сатанинские.
Ко мне тоже как-то пришла 18-летняя актриса. «Батюшка, – говорит, – благословите покончить с жизнью». Думаю: «Другая давно бы покончила с собой, а эта благословения просит». Начали мы с ней беседовать. Оказалось, несчастная любовь: изменил, ушел к другой. Банальный, казалось бы, случай. Но у них, у 18-летних, это впервые. В юношеском возрасте, когда опыта подобных потрясений нет, потерянный источник влюбленности можно сравнить с потерей Бога. С юной артисткой мы договорились, что берем ее работать на кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Она у нас две недели потрудилась, у нее отлегло от сердца.
– А как человеку доказать, что несчастная любовь – это не конец света? Что все это проходит?
– Здесь универсального рецепта нет, общее направление – найти другие смыслы. Необходимо перевести внимание человека на что-то другое.
В целом я хотел бы вас предупредить: если в юношеском возрасте кто-то вам говорит, что хочет покончить с собой, бросайтесь ему на помощь, это очень серьезно. Он не шутит. Если видите, что человек страдает, плачет, помогите. Он ждет, чтобы кто-то разделил его горе, выслушал, пожалел, побыл рядом.
Отца Паисия Святогорца спрашивали:
– Геронда, а как можно найти подход к тем юным, которые сбились с пути?
– К ним надо подходить с любовью, – отвечал старец. – Если присутствует истинная, благородная любовь, то она сразу же извещает о себе юных и обезоруживает их.
Жизнь со смыслом
Юность – возраст, в котором возникают и решаются все основные мировоззренческие вопросы. Кто я в этом мире? В чем смысл моего существования? Зачем я живу? Зачем мне нужно учиться, быть кем-то?
Помню, в юности у меня был пятичасовой разговор с одним товарищем о смысле жизни и смерти. Он как-то легко говорил, что все мы умрем, нас просто закопают. Я не мог в это поверить. Мысль о том, что все это прекратится, не могла существовать в моем сознании. Чем тогда мы отличаемся, к примеру, от собаки, которая околела? Ее закопали и забыли.
Тот разговор меня очень всколыхнул, и я взялся читать. Лет пять читал все, что написано о смысле жизни. Мне очень важно было понять, зачем люди живут. Эта тема для меня была как оголенный нерв. И я не смог успокоиться, пока не написал диссертацию на эту тему.
Окончательно разрешилась моя проблема, когда я познакомился с Евангелием. После этого все философы со своим красноречием меня стали раздражать. Я понял, что все, о чем они говорят, относительно, в их трудах нет общего смысла. В философских трудах Монтеня, Фуко я иногда находил смыслы, которые спустя одну-две недели становились очевидно ложными. А с детства я понимал, что для всех людей должен быть какой-то единый, абсолютный смысл существования.
Не хватает опыта, но нет лукавства
Юноша подобен старичку-философу: он задумывается о том, как прожил свою жизнь, оглядывается, проводит ретроспективу. Можно сказать, что идет своеобразный отбор ценностей: «Для кого-то это важно, а для меня нет».
Конечно, в силу неопытности молодой человек строит в воображении некий идеальный мир, который с реальным имеет мало общего. Часто бывает, что, сталкиваясь с подлостью, несправедливостью этого мира, юноша испытывает чувства, вызывающие в душе бурю эмоций. Может возникать агрессия – либо на других, либо на себя.
Например, когда я окончил школу, я пребывал в юношеской иллюзии, что студенты – это некие святые люди, сливки общества. «Как я могу попасть в эти сливки?» – размышлял я. Но поскольку большинство моих одноклассников поступали в институты, я уж не стал выделяться и пошел в вуз. И к величайшему своему удивлению, поступил в Политехнический институт. И был потрясен до глубины души общежитием, где мы жили. Представление о святости студентов рухнуло, когда я увидел, как они пьют, курят, развратничают. Я забрал документы и сбежал, потому что физически не мог находиться в подобной среде, в этом обществе. Мой юношеский идеал полностью рухнул, и я вернулся в родовое гнездо.
Слава Богу, мудрые родители (а мама была деканом факультета) упросили, чтобы я с этими баллами пошел в Педагогический институт на физико-математический факультет. Так, неожиданно для себя я стал педагогом.
Юность, по мнению протоиерея Василия Зеньковского, «является периодом внутреннего единства и творческой цельности, периодом первого увлечения и вдохновения, энтузиазма и доверчивого отношения к миру и людям. Юность богата силами и полна творческих замыслов, смела, порывиста, но вместе с тем добра и великодушна. Это пора выбора пути жизни и составления планов».
Этот возрастной период характеризуется как время «черно-белой логики», юношеского максимализма. Для него все то, что соответствует его идеалу, – положительно, а что не соответствует, – отрицательно.
«Юношеский максимализм – причина частых разочарований. Только развивающийся процесс самопознания позволяет юноше скорректировать свою оценку, найти равновесие между своей позицией и позицией других людей», – пишет Василий Зеньковский.
Это идеальное время для философских споров с каким-нибудь «старчиком». «Молодым может не хватать опыта, но в них нет лжи и лукавства, – говорил преподобный Паисий. – У молодых есть идеалы, но им не с кого взять пример. Их стоит пожалеть. Поэтому нужно, чтобы кто-то «задел» их любочестие, тронул их своей простотой. Какой-нибудь бродяга лучше, чем христианин-лицемер. Поэтому нужна не лицемерная «улыбка любви», а естественное поведение, не злоба и притворство, но любовь и искренность».
Идеально, если «старчиками» для молодых людей смогут стать родители. Кстати, уже в зрелом возрасте я прочитал труды Августина Блаженного и был поражен тем, как этот выдающийся подвижник когда-то запутался, – манихейство принял и пр. Но потом, когда мать вымолила его, Августин Блаженный стал собирать школы для юношей, ученики выезжали на природу и целый день – от восхода до заката – обсуждали с учителем какую-то фундаментальную мировоззренческую проблему.
В юности хочется писать стихи, музыку. Можно добавить, что юноша всегда идеалист. И пусть он побудет в этой идеальности. Юность – это Ассоль, которая ждет свои алые паруса, очень трогательная, нежная, чистая.
Почему в нашей Православной Церкви так много поражений при работе с юношеством и мало успехов? А потому что молодежи нужна романтика. Если есть батюшка-романтик, за ним молодые идут толпами.
А чем юношеский возраст отличается от взрослого? Кто скажет?
– Опыта нет.
Совершенно верно. Это и хорошо, с одной стороны. Нет установок, привычек, то есть человек не заскорузлый, свободный. А с другой стороны, он, конечно, еще шишек не набил, молодой, неопытный, и часто, если нет доброго советчика, юноша попадает в такие истории, из которых потом самому трудно выпутаться.
Кстати, чем умный отличается от мудрого, знаете? Мудрый никогда не попадет в такую ситуацию, из которой умный выпутается.
Планы на будущее
«Это пора выбора пути жизни и составления планов». За эту ниточку также очень хорошо тянуть. Помню, я придумал ряд игр для молодежи по составлению жизненных планов. Они часами готовы обсуждать эту тему. Кем ты видишь себя через 10 лет? Через 20? Человеку интересно, он начинает описывать. А ты ему задаешь вопросы… Если юноша на вопрос «ты кем будешь?» отвечает: «Я не знаю», – то он еще не созрел до полноценной взрослости. План – это показатель зрелости.
Вот подходит ко мне маленький ребеночек, и я у него спрашиваю: «Послушай, ты кем будешь, когда вырастешь?» – «Капитаном». Часто через неделю он уже «ученый», потом «артист». Но у некоторых принятое решение остается на всю жизнь.
Иногда юношей и девушек тянет на экзотику – они упорно хотят стать водолазами, космонавтами и т.д. Хорошо бы с ними честно поговорить на эту тему. Предположим, ты стал космонавтом, а что из этого: как ты живешь, что делаешь, как живет твоя семья? И когда он начинает размышлять, рассказывать, выясняется, что он, собственно, и не понимает, о чем мечтает.
Ко мне как-то подошел один из монахов Лавры и говорит: «А ты знаешь, что такое «мечтать»? Слово это состоит из двух слов – «меч» и «тать». Действительно, долгое пребывание в мечтательном состоянии очень опасно, это отрыв от реальности, неадекватное восприятие себя.
У меня были такие случаи, когда родители приходили и жаловались: юношу невозможно развернуть. Говорю: «Давайте экскурсию устроим для него в отряд космонавтов». И когда юноша видит, какие перегрузки приходится преодолевать космонавтам, и налет романтики не исчез, он все еще желает лететь в космос, значит, это серьезное намерение. Даже если он не станет космонавтом, этот идеал будет главным «двигателем» на его жизненном пути.
Религиозная весна
Протоиерей Василий Зеньковский называет юность «религиозной весной», временем, когда оживает полноценная вера. «Духовный строй заключается в равновесии между эмпирическим и духовным началом человека, и духовный мир не оттеснен приспособлением к жизни». Он свободен и полон дыхания бесконечности. Возникает более зрелая молитва, возможны какие-то послушания в церкви, дерзновение, подвиги в храме, в монастыре. Это действительно, можно сказать, весна жизни духовной.
У нас на I курсе педагогического факультета ПСТГУ была традиция: Великим постом выезжать со студентами в Дивеевский монастырь. Приезжают барышни, девочки, только что после школы. Неделю пожили в монастыре, спрашиваю: «Ну как? Кто из вас хотел бы стать монахиней?» Почти все. Потом, к V курсу, это желание почти у всех тает.
Юноша осознает свое право на свободу, осознает свою силу. Самое тяжкое наказание для юноши – это ограничение свободы.
Только в юности возможно принимать решения на всю жизнь. Только в юности возможно воспламенение души навсегда: без колебаний, сомнений и перемен. Здесь присутствует не только романтика, здесь и героика, горение сердца, чистый энтузиазм.
О спасении в обществе потребления
Хотя молодежь может быть и меркантильной, корыстной, ищущей выгоду. Но потребительские смыслы на самом деле очень тупые, очень короткие. И они нормального человека не удовлетворяют.
Лет 20 назад во Франции у меня был случай. Зашел я в магазин подарков. Выходит мадам, молодая красавица разодетая. Сверху по ступенькам, как королева, сходит и так вальяжно на чистом русском языке ко мне обращается: «Ну, как вы там, в России, живете?»
А как мы в России живем? Тогда годы были тяжелые, 1990-е. Я и не знал, что ей ответить, говорю: «А как вы здесь, в Париже, живете?» Она отвечает: «Я здесь живу, как в раю». Спрашиваю: «А в чем это выражается?» – «У меня все есть. А если чего-то нет, я могу это купить». Я отвечаю: «Ну, тогда мы живем, как в аду. У нас ничего нет, и купить мы не все можем. Но нам Господь дал другое. Мы можем помолиться и быть с Богом, вот этого никто у нас не отнимет. И нам от этого хорошо». Сказал ей просто, как есть. Действительно, тогда у нас началось возрождение, которое и по сей день продолжается: и храмы открывались, и монастыри.
И она изменилась в лице, скуксилась, сморщилась, все эти блеск и улыбка пропали. Она была в каком-то замешательстве. Спросила, к какому монастырю я принадлежу. Я ответил – к Троице-Сергиевой Лавре, основанной Преподобным Сергием. И она вдруг заплакала: «Как мне попасть в Россию? У вас рай! Какой, – говорит, – у нас здесь рай? У нас здесь сущий ад».
И у меня это в сердце осталось. Общество потребления нормальному человеку надоест, если не за пять минут, то за год, за два. Греческие митрополиты говорят семинаристам: ни в коем случае в епископы не ходите, это каторжная управленческая работа, при которой молиться совершенно невозможно и спасаться очень трудно. Или как один старец говорил: вы будете жить в красивом месте, вас будут хорошо кормить, но никто вам правду не скажет. Вас будут бояться как начальника, строить отношения как с начальником.
У нас гостили три митрополита, бывшие афониты, так они говорят: мечтаем, когда закончится эта чума епископская и мы опять перейдем в нормальные монахи, будем спасаться. Это только кажется – красота, все кланяются, все бегут: владыко, благослови. А ты попробуй перед Богом постой за всю епархию. Это же действительно очень трудно – спастись.
Таким образом юношеские высокие идеалы преобразуются в зрелый выбор жизненного пути.
Полезное тщеславие
Ведущий вид деятельности в период юношества – поиск своего места в жизни, учебно-профессиональная деятельность. Авторитетом становится он сам. Сильнейший эгоцентризм – особенность возраста.
Физическая и интеллектуальная зрелость провоцирует юность на высокий уровень притязаний. В учебе проявляется стремление к внешним достижениям, привлекательным становится высокий социальный и материальный статус. В духовной жизни также могут превалировать эгоцентрические мотивы – тщеславие, честолюбие.
И здесь не нужно смущаться. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: вы должны действовать с человеком в педагогическом, духовном плане, основываясь на тех движущих мотивах, которые у него есть. Если он тщеславный, и другого мотора у него нет, работайте с ним в духовном плане на тщеславии, на гордыне. Да, юность – это часто честолюбие. Он трудится ради тщеславия, награды. Но это – временный мотив…
– То есть как? Поощрять гордыню в человеке?
– Да. Но временно, если не за что больше зацепиться. Да, мы тебя наградим, медаль повесим, грамоту дадим, у тебя будет вот такой статус.
У нас похожие истории случаются с благотворителями. Приходишь к нему, просишь: пожертвуй, мы тебя представим к Патриаршей награде. И человек начинает жертвовать, видит, как храм восстанавливается, потом говорит: «Да ладно, мне ордена не надо». У него интерес смещается на сам процесс, на дело, а не на награду. И тщеславие, часто так бывает, отходит на второй план.
Святейший Патриарх на одном из Попечительских советов замечательно сказал благотворителю: хорошо, что вы помогаете Церкви. Если вы будете помогать, то сами изменитесь, станете лучше, и это будет самой большой наградой для вас и в этой жизни, и в будущей.
Таким образом у юноши происходит сдвиг неблагородного мотива на добродетельную цель.
Опасные связи
Внутренняя напряженность, свойственная юношескому возрасту, порождает чувство одиночества, которое усиливает потребность общения со сверстниками. Поэтому огромное значение приобретают дружба и влюбленность.
«Лукавый использует юношеский возраст, в котором, к тому же, бунтует плоть человека, и старается разложить молодых в этот нелегкий период, который они переживают. Их разум еще незрел, они весьма неопытны и совсем не имеют духовных сбережений,
– пишет святой Паисий Святогорец. – Я понимаю, что физически здоровому парню или девушке нелегко в юношеском возрасте находиться в таком духовном состоянии, чтобы не различать «мужеский пол и женский». Поэтому духовные отцы и советуют, чтобы мальчики не водили дружбы с девочками, насколько духовными ни были бы дети, потому что сам по себе возраст создает трудности и их юность использует искуситель. Поэтому для юноши предпочтительнее, чтобы за его духовное благоразумие и чистоту девушки считали его даже глупым, и таким образом взять на себя этот тяжелый крест».
У Паисия Афонского есть совершенно замечательное наставление, основанное на его жизненном опыте. Если в юношеском возрасте человек преодолеет свою плоть во всех отношениях: и во влечении к противоположному полу, и в потребительском мировоззрении, то Господь дает особую благодать на всю жизнь. Более того, это вменяется человеку как подвиг мученичества: он пострадал, потому что плоть его домогала, а он ее с Божией помощью преодолел. В старости плоть уже не влечет, и в это время, святой Паисий рассуждает, Бог воздержание за подвиг не зачтет.
«Чем большим духовным деланием занимается человек в юношеские годы, тем легче ему потом – какую бы жизнь он ни избрал», – считает преподобный Паисий Святогорец.
Одна из важнейших задач молодости – освоение супружеской и родительской функций. К 24 годам в брак вступает 3/4 молодых людей, при этом специалисты подмечают следующую закономерность: если юноша и девушка не вступили в брак в возрасте от 19 до 28 лет, дальше сделать это будет все труднее. Для того чтобы жениться или выйти замуж, надо быть немножко сумасшедшим, потому что если трезво относиться к этому делу и анализировать все недостатки своего возлюбленного, то на такой шаг вообще невозможно решиться.
Краткие выводы
1. Общение с юношей должно быть ненавязчивым, с любовью. Василий Зеньковский так говорит: «Взрослый для юноши должен быть как друг жениха». То есть важно помогать ему «сосвататься», найти любовь, но быть всего лишь помощником, стоя немного в стороне, не довлея. Давить нельзя. Можно только советовать, причем очень деликатно. Юноша должен сам подойти к правильному решению.
Если вы не можете свободно входить в обсуждение важных для молодого человека проблем, планов, найдите того, кто мог бы отнестись к юноше с пониманием и общался бы с ним на равных.
2. Молодежь, конечно, зациклена на себе. Найти для юноши полезное дело, помочь ему выйти из этой скорлупы – наша стратегия и тактика педагогического воздействия в этом возрасте. Можно устраивать основанные на романтике молодежные лагеря, путешествия, паломничества. Организовывать на приходах разные виды послушания, клубы бардовской песни, трудовые лагеря. Одна раба Божия создала молодежный клуб «Самовар». Они заваривают чай, приглашают какого-то интересного человека, и идет беседа, обсуждение молодежных проблем, которые сами ребята решить не могут.
Можно менять кабинетную систему обучения на более свободную: вместо парт организовать занятие в кругу друзей. Можно использовать неутомимость юности в реализации социального служения – для посещения больниц, детских домов, домов престарелых.
3. Пастырям, педагогам и родителям важно видеть, куда направлены мысли юношества, и понимать, насколько их намерения адекватны. Часто для воцерковляющейся молодежи привлекательным становится путь монашеской жизни. После первого потрясения от неразделенной любви, неудачной сессии, они подчас просят нас благословить их уйти в монастырь. Важно вовремя распознать за благими порывами болезненное состояние души.
4. Необходимо идти навстречу молодежи, в том числе за церковную ограду. Как-то был на лечении на Кипре, и мы встретились с митрополитом Кипрским и Лимассольским Афанасием. Я был поражен: в 60 лет он каждый день по радио выступает перед молодежью – при всей его занятости в епархии. А последняя его передача – около полуночи и за полночь – «для тех, кто не спит». Час прямого эфира: митрополит отвечает на вопросы юношей и девушек.
Он понимает, что надо работать с подрастающим поколением, которое завтра будет представлять народ. Если они станут болтаться, спиваться, развратничать, в их жизни не появится евангельского смысла, то это будет потерянное поколение.