Материалы по воспитательной работе в школе по программе «Лествица добродетелей».
Об укладе семейной жизни нашего народа до 1917 г. и его составляющих
Уклад – это определенная жизненная стабильность, заданный ритм, которые являются основой спокойствия и уверенности семьи и ее членов. Семейный уклад – это устав, по которому протекает жизнь семьи (семейные традиции, преемственность поколений).
Каждый народ отличается особенностью традиций. Эти традиции формировались веками и происходили из традиций конкретных родов и семей. Слово традиция переводится с латинского (traditio), как «передача», «преемственность». Традиция не существует изолированно, а живет в реальных людях, которые передают преемственную связь от одного поколения другому. От родителей к детям, внукам и правнукам передается образ жизни и жизненный опыт, отношение не только к себе, но и к другим членам семьи, в общем, тот запас ценностей, которые накоплены были предыдущими поколениями. Принадлежность человека к традиции позволяет ему смотреть на себя и на свою жизнь с точки зрения своего народа и рода, с точки зрения вечных ценностей.
В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Семейный уклад на Руси на рубеже XIX–XX веков представлял собой жизнь во Христе, воплощенную в ежедневных семейных трудах и молитвах. Благочестивый уклад семьи был и остается одним из главных педагогических условий воспитания подрастающего поколения на базе традиционных нравственных ценностей.
Чем раньше была сильна семья? Тем, что был семейный уклад, по которому жили все члены семьи. А семья – это малая Церковь, то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Церковь – это объединение, единство людей в Боге. Участие в таинствах, семейная и соборная молитва, пост, семейное чтение, уход за престарелыми и малыми членами семьи, воспитание детей, народное творчество, обучение рукоделию и ремеслам, решающее слово старшего члена в семейном совете являлись основными характеристиками традиций. Семейный уклад имеет и свои составляющие части, об одной из которых мы поговорим сегодня.
Христианский брак
Истоком, в котором зарождается христианская семья, является таинство Брака. На Руси очень строго относились к церковным предписаниям о браке. Русские люди рассматривали вступление в брак как главное жизненное предназначение каждого человека, что отразилось в русских пословицах и поговорках: «Женитьба – вещь добрая, она от Бога показана»; «Птица крыльями сильна, жена мужем красна»; «Без жены жить – свет коптить, с женой – тоже». Рождение детей считалось главной целью брака. Поэтому брак считался как моральный долг перед Господом Богом, родителями и как главное условие добропорядочной жизни. Безбрачие считалось как аномалия, а холостой человек как неполноценный. Про холостого говорили, что он «не совершил закона, в нем путя нет, так, дрянь». Его всячески осмеивали, называя девуном, пропускным боровом, трутнем. В народе говорили: «холостой человек – полчеловека».
Про девушку, не вышедшую замуж, пренебрежительно говорили: вековуха, нерядиха, старая дева и относились к ней с жалостью и страхом. Жалость к ней вызывала ее судьба, как старой девы, не исполнившей свой долг на земле, а страх – вера в то, что она может принести зло: погубить урожай, наслать мор скота, засуху, град и т.д. Русский народ говорит: «Поповой собаки, отставного солдата, да старой девки злее нет».
Народные представления о браке и безбрачии создавались под влиянием многих факторов, в том числе и христианской культуры. Русские люди толковали обязательность брака, как необходимое выполнение воли Божией. Брак освящался церковью и этот обряд был не пустой формальностью, не просто данью традиции. Он имел огромное значение для человека. Важным было то, что брак считался освященным более высокой инстанцией, чем земная церковь. Ему предавалось особое, сакральное значение.
Народная пословица гласит: «Смерть да жена – Богом суждена». Одним брак – спасение, другим – наказание, третьим – счастье, а кому-то – испытание. Отсюда и ключевые понимания брака и семейных отношений для русского человека, как предопределение свыше. В соответствие с этим, жизнь без семьи считалась как отклонение от предназначений Божиих.
Половые отношения между мужчиной и женщиной вне брака нарушали христианскую этику: отношения полов считались «святы и чисты» только в браке, освещенном Церковью.
Русские люди считали вступление в брак делом серьезным и ответственным. Они говорили: «Идучи на войну – молись, идучи в море – вдвое, хочешь жениться – молись втрое». В этой связи подбор брачной пары не доверяли самой молодежи, которая не обладала жизненным опытом и могла ошибиться в столь ответственном вопросе. Согласно церковным правилам, этим занимались родители, которые могли как прислушаться к пожеланию сына или дочери, так могли и проигнорировать его.
Большим значением при выборе пары была репутация жениха и невесты в отношении труда не только в своем хозяйстве, но и на общих коллективных работах. Если невеста была из другого села, то о ней старались справиться: «… умеет ли она коров доить телят поить, стряпать, хлеб печь, шить, косить, жать и т.д.» Вот как много трудового навыка ждали от невесты, будущей невестки.
Вопрос о репутации семьи возникал, не только в связи с трудолюбием, но и при рассмотрении нравственных свойств.
Русские люди говорили: «Яблоко от яблони недалеко падает». Девичья честь (невинность), сохранение девушкой до замужества девственности считалось одним из важных нравственных устоев. Разрешение и благословение родителей на брак считалось обязательным. Отсутствию благословения родителей приписывали все неудачи жизни. При отсутствии родителей, обязательным являлось согласие и благословение крестного и крестной. Так же отмечалась некоторая тонкость в народных понятиях о родительской воле: при выдаче замуж дочери согласие матери считалось более важным, чем мнение отца. При женитьбе сына важным было решение отца. Браки без благословения родителей были редкостью.
В XIX веке молодые люди, вступали в брак, согласно церковным и светским традициям в возрасте: девушки – в 17–20 лет, а молодые парни – в 19–21 год. После 21 года для молодой девушки и 23 года для парня, замужье или женитьба для них были весьма проблематичными. Поэтому ранние браки в народном быту считались желаемыми и абсолютно необходимыми. Браки старались заключить между людьми, с разницей в возрасте, которая не превышала бы двух–трех лет. На Руси считалось, что брак без повенчания – сожительство. Русские православные люди воспринимали венчание, как соединение мужчины и женщины в нерасторжимый Божественный союз, который продолжался и после смерти. В деревнях считали, что идти под венец – это идти на «Божий суд, на страшный час». Молодые люди, жившие невенчанными, не считались мужем и женой, и их дети признавались незаконнорожденными.
По русскому обычаю, новобрачные начинали свою семейную жизнь в уже налаженном хозяйстве родителей мужа, не обременяя себя тем грузом забот, который они, будучи еще совсем молодыми, не могли бы перенести. В XIX веке браки у русских людей были крепкими, разводов было крайне мало. Ссоры между мужем и женой старались не выносить на всеобщее обсуждение. Супружеская неверность считалась большим грехом.
Брачность в России XIX века и начала XX века была почти всеобщей. Согласно статистике, в конце XIX века, только 0,9% крестьян к своим 60 годам не состояли в браке, что практически совпадало с процентом инвалидов (слепых, глухих и немых) и психически нездоровых людей.
Что дает нам уклад семейной жизни? Уклад скрепляет семью, задает стабильность жизни, ощущение защищенности, уверенность, спокойствие у членов семьи, позволяет ей быть не суммой отдельных «я», а единым, целостным организмом.
Православная семья в России через таинство бракосочетания освящалась благодатью Святаго Духа, что приносило элемент сакральности в ее жизнедеятельность. Венчальные обеты давались перед Лицом Божиим. Вступая в брак, молодые люди брали на себя ответственность перед Богом, супругом (супругой), родными и близкими и перед будущими детьми. Это была ответственность за здоровье, цельность и благополучие всех членов семьи.
Освященный церковью Христовой брак исполнял то единое и цельное предназначение перед Богом, в котором выражается сущность союза: спасительное начало двух соединенных личностей, продолжение в любви и благочестии рода человеческого.
Татьяна Становская