Материалы для бесед со старшеклассниками
Каким должен быть лидер или начальник, чтобы дело процветало, а люди были довольны? Вряд ли в ответ на этот вопрос вы услышите, что он должен быть «каким угодно трудником», а людям служить «как купленный раб».
Но таким был Преподобный Сергий Радонежский, игумен (что, по сути, означает начальник) основанного им же Свято-Троицкого монастыря, известного сегодня как Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Беседа о нем позволяет рассмотреть с разных сторон личность лидера или начальника, а также затронуть актуальные вопросы формирования лидерских качеств.
В числе таких актуальных вопросов:
1. Должен ли начальник любить подчиненных?
Как правило, старшеклассники отвечают на него отрицательно – «нет, не должен»; начальник должен «платить зарплату», «предоставлять социальный пакет, отпуск, выходные дни», «премировать», но не любить.
2. Должен ли начальник подавать пример подчиненным?
Должен, но не во всем. Например, он может подавать пример вежливости, но не знать, как сделать какую-то часть работы подчиненного.
3. Таким ли был Преподобный Сергий?
Нет.
Обратимся к источникам–Житию святого Сергия Радонежского в изложении его современника Епифания и историкам –И.К. Смоличу и В.О. Ключевскому, труды которых обладают высоким педагогическим потенциалом в виду наличия в них нравственной оценки событий.
Церковный историк И.К. Смолич, ссылаясь на текст монаха Епифания, писал, что: «Сергий, несмотря на множество выполняемых им дел по управлению монастырем, постоянно совершенствовался в своей духовной жизни…»1, а В.О. Ключевский отметил, что: «Он начал с самого себя и продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей»2.
В беседе важно отметить, что Преподобный Сергий, прежде, чем вступить на путь игуменства, «приготовился быть руководителем», и это приготовление он осуществлял с пристальным вниманием к душе человека и искренней любовью к людям.
Вопрос:
4. В чем выражалась любовь Преподобного Сергия к людям и, в частности, братии (монахам), жившим в его обители?
Ответ на этот вопрос можно найти в тексте Жития святого Сергия Радонежского. Ценность этого источника в том, что его текст составил современник святого Сергия, монах Троицкого монастыря, Епифаний, прозванный Премудрым, который около 15-ти лет жил рядом с ним.
Знакомство с Житием святого Сергия особенно важно для старшеклассников, потому что, читая текст, они не столько узнают последовательность житийных вех, сколько формируют представление о нравственном образе человека, который в учебниках по истории назван «духовным лидером» Древней Руси.
Преподобный Сергий подавал братии пример и в молитве, и в ежедневном будничном служении ближнему.
«Он без лености служил братии, как купленный раб. На всех он, как сказано, рубил дрова, толок жито, которое и молол в жерновах; пек хлебы; варил кушанья; приготовлял всякую пищу для братии; кроил и сам шил обувь и одежду; носил в гору с бывшего тут родника на своих плечах в двух водоносах воду, которую и поставлял каждому у кельи; ночи все проводил он без сна на молитве; питался же только хлебом с водой, и то употреблял в недостаточном количестве, и никогда ни одного часа не был праздным… Постоянно прилагал он труды к трудам, заботясь об устроении этого места»3.
Будучи свидетелем такой жизнедеятельности своего начальника Епифаний возводит индивидуальные черты характера преподобного Сергия до типических, показывая тем самым его непрестанное духовное совершенствование и обрисовывает в его образе пример наставника, лидера, начальника.
Эти черты заключаются в особом прилежании к труду и молитве, безупречности служения, и в самом главном качестве –«любви совершенной»4.
После Епифания многие жизнеописатели использовали эти качества для характеристики святых игуменов, основателей и начальников монастырей, духовных лидеров истории России.
Не случайно, в иконописи портретные черты Преподобного Сергия (а они были известны, так как первые иконы писали современники игумена, помнившие его внешний облик), тоже становятся типическими и сохраняются в иконографии его учеников, основателей Волоколамского, Сорского, Можайского Лужецкого, Высоцкого, Сторожевского и др. монастырей.
Задания:
1. Кто были основатели вышеперечисленных монастырей?
2. Сравните иконы святого Сергия Радонежского с иконами его учеников. Какие черты сближают все иконографии?
Преподобный Сергий Радонежский заложил, а его ученики закрепили и развили важную традицию духовной преемственности лидерских качеств учителя ученику, которая проявлялась в единстве труда и жизнедеятельности. Особенно ярко эта традиция отразилось в монастырях, где вектор и образ жизнедеятельности задавался личностью игумена, а «ученики всегда стремились сохранить духовный настрой своих наставников»5, перенять его «духовную одаренность»6и в армии, где личность командира становилась залогом победы.
В беседе со старшеклассниками важно подчеркнуть, что труд в монастыре Преподобного Сергия осуществлялся не по принуждению, а по любви – «совершенной любви» наставника ко всем ученикам и каждому в отдельности, учеников к наставнику в целом и каждого ученика лично; ученика к ученикам в целом и каждому.
Целесообразно продемонстрировать старшеклассникам работы петербургского художника А. Простева, на которых представлены ученики преподобного Сергия и сам игумен со своим преемником преподобным Никоном, вторым игуменом Троице-Сергиевого монастыря.
Задание:
3. Рассмотрите работы художника А. Простева. Какими вы видите учеников Преподобного Сергия Радонежского? Опишите их внешние и внутренние качества, исходя из изображения.
Вопросы:
5.Какие качества, по вашему мнению, ученики унаследовали от своего учителя, Преподобного игумена Сергия Радонежского?
6.Какие качества начальника мог перенять у преподобного Сергия его ученик преподобный Никон?
Задание:
4. Историк В.О. Ключевский назвал Преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа»7. Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то была ли любовь основой для воспитания духа? Если нет, то почему?
Вопросы:
7.Согласны ли вы, что Преподобный Сергий своим житием и начальствованием утверждал любовь, о которой писал апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (1 Кор. 13: 1–7)?
8. Должен ли начальник любить подчиненных?
Виктория Гусакова
[1]Смолич И.К. Святой Сергий Радонежский и его школа // Русское монашество. Глава 3. Электронный ресурс. URL. https://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/russkoe-monashestvo/3
2Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства // Православие в России. Электронный ресурс. URL.https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/pravoslavie-v-rossii/2.
3Житие Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и чудотворца, и похвальное слово ему, написанные учеником его Епифанием Премудрым. – ТСЛ, 1908. – С. 50–51.
4Там же. – С. 49.
5Смолич И.К. Указ. соч.
6Смолич И.К. Указ.соч.
7Ключевский В.О. Указ. соч.
Справка Виктория Олеговна Гусакова – преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища МО РФ, методист Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, кандидат искусствоведения.