О фильме Валерия Тимощенко «Чистая победа. Сталинград»
Как могло случиться, что немцы, сверхрациональные воины, за один дом в центре Сталинграда за один день клали по пять пехотных батальонов? Чтобы перейти на другую сторону улицы, им порой нужно было 28 дней, а чтобы взять квартал – 38. Те самые 38 дней, за которые они взяли Францию. До нас пали все: Чехия, Франция, Польша, Нидерланды… Европа разбита вдребезги. А потом снова аккуратно собрана из осколков и уже служит Гитлеру. Все союзники рейха – Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия, Словакия, Хорватия – спешат к дележу русского медведя, еще не убитого. И тут… Неудача под Москвой. Неужели это возможно – остановить терминатора?
Об этом – в документальном фильме известного режиссера Валерия Тимощенко «Сталинград» в цикле «Чистая победа», выходящем уже пятый год в эфир на ТК «Россия – Культура». За несколько лет мастером документального кино было создано около десятка фильмов в этом цикле: «Величайшее воздушное сражение», что произошло в небе над Кубанью в 1943 г.; «Битва за Поднебесную»; «Битва за Севастополь» – с участием легендарного героя Георгия Георгиевича Савенкова, прошедшего войну морпехом от Тамани до Японии; «Битва за Берлин», показавшая, что наша победа действительно была выиграна вистую; «Операция Багратион» – о самой масштабной, непредсказуемой для немцев, рискованной наступательной операции Великой Отечественной войны…
«На момент подхода к Сталинграду они поставили на колени полумиллиардную Европу, воюют в Африке, держат Атлантику. У них даже сомнений нет в том, что что-то пойдет не так. Да, под Москвой откатились и приняли решение: второго наступления не будет, русские именно этого ждут, атаки на центр. Нацистам ведь не Москва нужна, и даже не Россия как таковая. Мы – только ступенька к их власти над миром. Может быть, поэтому они делают этот блестящий, убийственный, непредсказуемый для нас ход – переносят центр войны на юг. Кавказ, Ближний Восток, Афганистан, Индия, – говорит автор сценария и режиссер Валерий Тимощенко в фильме «Чистая победа. Сталинград». – Нет сомнений, если бы Гитлер взял Сталинград осенью 1942 г., Турция втянулась бы в войну. Тогда с Кавказом можно было бы распрощаться. Кавказ – это нефть, кровь войны. Если они перережут эту нефтяную вену, мы просто умрем от потери крови. Остановятся танки, и самолеты не взлетят».
А еще – больше половины наших танков Т-34 производят именно в Сталинграде. Снаряды, мины, авиабомбы… Танки Т-60. Только за первую половину 1942 г. из заводских ворот их вышло 1500.
В фильме автор проводит мысль о том, что в эти же летние дни не только на Волге, но по всей стране шла тяжелейшая война, и были сотни Сталинградов. Например, в Новороссийске батальон морской пехоты – 500 человек – на какое-то судьбоносное время удержал целую 18-ю армию генерала Клейста. По мысли режиссера, в этом суть 1942 г.: где-то 500 безвестных героев десантников сдерживают целую армию, а где-то в одни и те же дни преступно кладут 240 тыс. молодых жизней. Речь идет о нашем бездарном наступлении на Харьков в мае, предпринятом по инициативе Хрущева, члена Военного совета фронта. Сталин поверил маршалу Тимошенко и Хрущеву. Генералы Жуков, Василевский, начальник Генерального штаба Шапошников отчетливо видели, что разведка толком не проведена, наступать на Барвенковский выступ очень рискованно. Они видели готовую к атаке сотню дивизий врага, но не смогли переубедить Верховного.
Именно здесь, под Харьковом, как рассказывает Валерий Тимощенко, героически сражался, получил ранение командир пулеметного взвода Сергей Извеков – будущий Патриарх Русской Православной Церкви Пимен. Заваленный после взрыва, вместе со своими бойцами он больше суток пролежал под землей. По сути, в могиле, из которой его подняли товарищи. А ведь совсем недавно, в 1936 г., он, молодой монах, не отрекся от веры, получил срок в ГУЛАГе, строил канал Москва–Волга, чудом вернулся живой. Сергей Извеков был эвакуирован в госпиталь, где провел четыре месяца между жизнью и смертью. Выжил, отправлен в тыл на переформирование – и снова в бой. Да, был у нас такой Патриарх. Может и в его судьбе – тайна Сталинграда, тайна Победы.
В эти дни, когда решалась судьба Сталинграда, быть может, и происходил перелом в судьбе не только войны, но во всем ходе русской истории. «Хрущев – под Харьковом, Лев Мехлис, один из организаторов массовых репрессий в Красной армии, – на Крымском фронте, Ворошилов – в Ленинграде. Результат везде один – катастрофа, – говорит автор фильма. – Везде, где пытались командовать профессиональные революционеры, – сотни тысяч потерь, полная утрата стратегической инициативы, с таким трудом, такой кровью вырванной у врага под Москвой… Доктрина революционной войны оказалась пустым звуком, а «рожденная революцией» армия, которую создавали Троцкий и Сталин, оказалась, увы, трагически небоеспособной. Не могли они этого не понимать. Таких потерь, такого поражения, как летом 1941 г., не знала история российской армии. Видно не с руки русскому человеку воевать и умирать за Третий Интернационал и мировую революцию. Хотя нет, умереть можно – победить нет».
Именно Сталинград, по мнению Валерия Тимощенко, – перелом от войны революционной к войне Отечественной. И похоже, Сталин это понял. 14 августа в Москве во время переговоров с англичанами и американцами он сказал послу США Гарриману: «У нас нет никаких иллюзий, что они воюют за нас, большевиков. Они сражаются за свою матушку-Россию». Так и сказал: они и мы.
Режиссер с горечью сопоставляет такие факты: 23 августа с неба над Сталинградом были выброшены особые зажигательные фосфорные бомбы. Миллиарды кусочков фольги вспыхивали и горели при жуткой температуре. Только затем последовал удар фугасных бомб. Стандартный «Юнкерс-88» в Сталинграде нес примерно три тонны бомб. Это означает, что только за эти три дня враг сбросил на город около 20 килотонн – больше, чем на Хиросиму. Одна из самых знаменитых фотографий войны «Фашист прилетел» – дети в наспех вырытом окопе, с ужасом смотрящие в небо, снята именно в Сталинграде и именно в августе.
Есть свидетельства, что массовые пожары в Сталинграде вызвали огненный смерч, торнадо, примерно такой, что возник после англо-американской бомбардировки Дрездена, спустя три года, в 1945 г. В первый день погибло, сгорело в огне около 50 тыс. человек, в подавляющем большинстве – женщин и детей. Это был предел терпения всех – народа, армии.
Дальше будут только неимоверной ценой вырванные у врага победы. В какой-то момент только ввод в бой дивизии Родимцева, сразу после форсирования Волги, спас город от неминуемого захвата врагом. Легендарная 62-я армия… Генерал Василий Иванович Чуйков неожиданно для всех перемещает свой штаб вплотную к противнику.
Враг увеличивает количество вылетов, их снова до двух тысяч в день. Но во время одного из налетов, как рассказывается в этом фильме, бомбардировщик Люфтваффе по ошибке поразил штаб собственного 339-го пехотного полка. Погибли практически все старшие офицеры. Это разведчики 13-й дивизии, захватив у немцев сигнальные ракеты, дали немецким летчикам целеуказания в ложном направлении.
Документальный фильм выстроен на архивных фотографиях тех дней. В нем также участвуют боевые офицеры, воевавшие в Афгане и Чечне. Они комментируют, исходя из личного опыта, что такое, к примеру, бой в городе и как это происходило в Сталинграде.
В фильме – на основе авторского повествования – проходят фотокадры событий: в конце сентября бои полностью переместились в город, шли за каждую улицу, за каждый дом. Нацисты врываются в центр, выходят к Волге и добиваются своего – рассекают нас на части. Теперь три изолированных острова нашей обороны сражаются порознь. Ценой безумных потерь танки и мотопехота врага выходят к нам в тыл с севера, добиваясь оперативного окружения. Но вопреки привычной логике бойцы армии Чуйкова контратакуют беспрерывно, в полном окружении продолжают успешно сражаться небольшие подразделения, а иногда и просто одиночные бойцы. В этот момент в наших руках осталась десятая часть города. Но на этом островке каждый дом стал легендой. На подступах к знаменитому Дому Павлова погибло больше нацистов, чем при взятии Парижа. А рядом был дом Заболотного. И еще много безымянных крепостей.
Валерий Тимощенко сам участвовал в войнах, которые разгорелись на окраинах нашего государства после развала Советского Союза. Только воевал он не с автоматом, а с камерой. (Документальный фильм «Не стреляйте в оператора!» также можно посмотреть в архиве ТК «Культура».) Профессиональный военкор, он по праву исследует и комментирует ход событий в той, самой страшной войне: «В Сталинграде появилось новое тактическое понятие… Не окружение, а круговая оборона. Для сегодняшних десантников это в какой-то степени логичный вид боевой работы в тылу врага, где они получают боевую диверсионную задачу и выполняют ее, точно зная, что враг будет их неминуемо преследовать и они, отступая к фронту, постоянно будут находиться в круговой обороне».
Этот фильм, как и все остальные в данном цикле, создан не просто к дате, к юбилею сражения, Победы. Нет, это нелегкое осмысление нашим современником событий Великой Отечественной предпринято для того, чтобы вернуть нам и нашим детям эту Победу как что-то реальное и произошедшее именно с каждым из нас.
В фильме проходит множество имен героев, их судьбы, роль в этой войне каждого конкретного человека. К примеру, автор фильма напоминает о том, что мы противопоставили врагу свою особую снайперскую тактику, и рассказывает о самом знаменитом снайпере Василии Зайцеве – уральском охотнике, создавшем свою собственную школу снайперов.
Автор фильма уверен, что именно здесь, в Сталинграде, проявился русский характер, который дал нам возможность победить. Характер, помноженный на точный расчет и невиданное до этого дня взаимодействие всех родов войск. И одинокие дома держались по 60 дней, в полном окружении, под ураганным огнем.
Эта история о том, как сержант Иван Павлов, будущий архимандрит Кирилл, на развалинах дома в Сталинграде нашел разорванное после взрыва Евангелие, собрал его по листочкам и читал между атаками врага. Вернулись силы и успокоилась душа воина. А потом Иван Павлов пронес Евангелие в солдатском вещмешке через всю войну, с боями прошел Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию. «Мы вновь объединились, собрались, как то сталинградское Евангелие, и что-то таинственное, грозное, спасительное родилось зимой 42-го в руинах этого города», – повествует Валерий Тимощенко.
Поразительно, но наши прямые боевые потери с немцами сходятся практически до единиц. Враг разгромлен и обезоружен, 6-я армия сдалась, в том числе и Фридрих Паулюс, которому Гитлер только что присвоил звание фельдмаршала. В плен попали 22 генерала. На стене подвала городского универмага, где располагался их штаб, они не написали «Умираю, но не сдаюсь», не бились до последнего патрона. «Думаю, – говорит автор фильма, – что-то в этом сражении было такое, что они согласились, приняли нашу победу. Это очень дорогого стоит».
Лед и пламя Сталинграда: август и февраль. В своих фильмах Валерий Тимощенко часто выводит символические параллели. И здесь они присутствуют. Летом 1942 г. 100 тыс. мирных жителей Сталинграда сгорели заживо. Через полгода ровно столько же – 100 тыс. солдат вермахта превратились в лед, замерзли в полях под Сталинградом.
После Сталинграда мы уже шли только на Запад. Позади была Волга, а впереди – только чистые победы: за Днепром, за Вислой, за Одером. Об этом – уже созданные и новые, готовящиеся фильмы победителя многих кинофестивалей, лауреата множества кинематографических наград Валерия Тимощенко.
Ирина Ушакова