Как относиться к экономическому кризису в стране и можно ли считать, что Россия сегодня пребывает в кризисе? Где находится мировой центр политической жизни и кто является нашим союзником в современном геополитическом пространстве? Об этом рассказывает иерей Владимир Соколов.
– Отец Владимир, вопрос к вам как к общественному деятелю и писателю: как относиться к тому, что сегодня наша промышленность продолжает находиться в упадке, многие крупные заводы, такие как ЗИЛ, уничтожаются до основания, наше образование терпит губительные реформы?..
– Несколько лет назад и я был убежден, что вся наша промышленность разрушена, что армии как таковой нет, что в ней остались только ржавые танки да пьяные майоры, а она переделывается по образцу американской армии, которая привыкла воевать на чужих территориях. У нас ведь была армия, структура которой была приспособлена для защиты своей территории. Но сейчас мы увидели нашу армию совершено в другом качестве – по-новому организованной, великолепно оснащенной технически. Часто я слышал такую версию, что, дескать, американцы нас ловко обманули, втянули нас в гонку для звездных войн – мы штамповали ракеты, а на электронику у нас не оставалось денег – и мы в этой области безнадежно отстали. Но на самом деле такую стратегему (обманный военный маневр. – Ред.) применили мы – и в это время серьезно занимались электроникой. Это показали наши бомбардировки в Сирии. Наши самолеты бомбили в основном не самонаводящимися ракетами, а простыми фугасами, такими же, которые применяли во время Великой Отечественной войны. Но наведение на объекты производилось с помощью электроники, при котором учитывались многие компоненты, такие как порывы ветра, температура, высота, скорость и др. Бомба выпускалась автоматически, но настолько точно, что это исключало попадание в другие объекты – и с точностью до нескольких метров.
А когда Украина начала сосредоточивать свои войска возле Крыма, наши военные с помощью особой техники парализовали все средства связи украинской армии, сделав таким образом невозможным военные действия. Американский эсминец «Дональд Тук» зашел в нейтральные воды неподалеку от Крыма. Ему навстречу вылетел наш бомбардировщик, у которого не было боекомплекта, но был подвешен ящик с электронным оборудованием, которое вывело из строя всю электронику на корабле. Летчик сделал 11 заходов как бы на бомбардировку, показав тем самым, что он мог бы 11 раз атаковать корабль, не встретив никакого сопротивления. Тем самым летчик продемонстрировал уровень нашей боевой электроники. Когда корабль прибыл в промежуточный порт, 20 с лишним человек подали рапорт об отставке, – по-видимому, они хорошо себе представили, чем могла бы закончиться реальная атака такого бомбардировщика. Или точнейший ракетный удар по позициям террористов ИГИЛ с дальней дистанции с боевых судов малого водоизмещения. Все это в совокупности показывает уровень нашего вооружения и боеготовности. Ну и, наконец, то, что наша армия сегодня явилась в новом качестве, мы отмечаем по характеру учений. А боевые действия в Сирии можно считать венцом этих учений.
– А что касается образования и науки?
– Образование – это как раз та сфера, которая находится в исключительном внимании тех, кто во власти. В зависимости от того, какие цели ставит перед собой власть, меняется и характер образования. Обычный запрос власти – это послушные, не очень склонные к рефлексии люди. Если человек религиозный, то он склонен к размышлению о бытии, он высоко ценит свободу и у него фактически двойное гражданство – небесное и земное. Им тяжело манипулировать и управлять. А вот когда мы воспитываем человека в атеистическом духе, то им управлять гораздо легче, он ориентирован на земные ценности. Ограничивая его доступ к таким ценностям, можно им манипулировать, тем более что существуют управленческие технологии и другого уровня.
Однако сегодня при мобилизации у власти другие запросы к образованию. Мы видим, как его характер под действием непреодолимых обстоятельств и новых научных открытий медленно, но меняется в сторону религиозного мировоззрения. Перед этой встречей я почитал научные доказательства того, что Библия – результат Божественного открытия, вдохновения. Ученые выяснили, что текст Библии организован по определенному алгоритму, которому подчинено каждое предложение Библии. Так организовать текст – это превышает возможности человека, проделанные опыты подтвердили это. А это говорит о том, что Библия – творение нечеловеческого разума, нечеловеческих возможностей. Пророки в Библии так и пишут: «Бог мне говорит», «Бог послал меня сказать вам». Такого рода свидетельства игнорировать нельзя.
Сегодня открыто, что есть частицы, которые могут двигаться с большей скоростью, чем скорость света. А это меняет все представления о мире, дает другую картину мира. Наш ученый Виктор Дмитриевич Плыкин утверждает, что материя – это уплотненная под действием информационного алгоритма энергия. Наша физика, говорит он, занималась изучением вещества и энергии, но практически не занималась информацией. А информация, являясь программой, определяет облик материального бытия. Интересно, что об этом же говорили отцы IV века преподобные Иоанн Дамаскин и Максим Исповедник. Они говорили, что материя вторична по отношению к логосам. А логос – это и есть информация. Берут начало эти так называемые семенные логосы, как называл их Максим Исповедник, в ипостасном Логосе, то есть берут начало во Святой Троице. И сегодня к этому подводит нас и наука.
– Еще в 1990-е гг. наш ученый Фатей Шипунов сделал множество открытий в квантовой механике. В частности, он зафиксировал на радарах, что на месте разрушенных храмов можно услышать молитвенное пение. Ученые-подвижники работали и в самые тяжелые для страны годы.
– Я был знаком с Фатеем Яковлевичем. В начале 1980-х гг. с одним диаконом мы поехали на Валаам. В то время там царила полнейшая разруха – оскверненные и загаженные храмы стояли в запустении. На монастырском кладбище мы начали петь панихиду, и я совершенно отчетливо услышал, как нам подпевает слаженный мужской хор. Я подумал вначале, что у меня слуховая галлюцинация, поделился этим с диаконом – и он признался мне, что тоже слышит это пение. «А чему ты удивляешься? – успокоил он меня, – это монахи, которые здесь вот лежат, подпевают нам». Так что я сам убедился в том, что такое явление существует.
– То есть Россия живет не по обозначенным наукой законам, а по благодати? Как в связи с этим относиться к экономическому кризису?
– Кризис испытывает только живой организм, в мертвом не бывает кризиса. После кризиса наступает или выздоровление, или смерть. Кризис очищает организм, и после выздоровления организм обновляется. Поэтому мировой кризис говорит нам о масштабной болезни, но при масштабной глубокой и всеохватной болезни может наступить и такое же глубинное обновление. У китайцев есть иероглиф, который означает кризис – и в нем имеется еще маленький иероглиф, значение которого – новые возможности. И действительно, в кризисе всегда есть новые возможности – и они, будучи реализованными, придают совершенно другое качество жизни. Мы сейчас находимся в такой стадии, когда уже ростки этого нового всходят, а старое разрушается. Это сродни органическому процессу, который происходит в природе: лист, исчерпав все обменные процессы, без всякой боли отрывается от дерева – процессы вегетации замирают, но весна обновляет все токи этого дерева. Так живет и общество. Мы думаем, что оно живет по каким-то общественным технологиям, управляется рычагами, которые мы регулируем общественной энергией. А на самом деле оно живет органично, как и все живое.
– Недавняя встреча президентов России и Сербии показала, что Сербия едва ли не единственный союзник России. Сегодня актуально объединение славянского культурно-исторического пространства или все же евразийского?
– Нам важно понять, что центр управления мировой политикой периодически перемещается. Сегодня центр политической жизни переместился из Европы в Южный Китай, в Гонконг. В октябре 2015 г. состоялась символическая передача этой власти. Глава Китайской Народной Республики Си Цзиньпин приехал к английской королеве Елизавете II, воплощавшей европейскую власть и проект мировой власти, который можно назвать атлантизмом. Английская королева при встрече с Си Цзиньпином сделала поклон, символизирующий передачу власти. Рядом стоящая с королевой принцесса была одета в красное платье, на котором были нашиты мелкие бриллианты, что напоминало расположение звезд на китайском флаге. И символизировало договор, который воспринимался как брак, потому что в Китае в красное платье по обычаю одевается невеста. В Гонконг перевели свои активы Ротшильды – они и скрываются, как активисты мировой политики, за широкой спиной Си Цзиньпина. Новый проект можно назвать тихоокеанством или евразийством.
На этом фоне объединение славян становится все более и более актуальным. Наше единение с Сербией состоит в общих истоках духовности. Вспоминаю, как однажды ехал в троллейбусе – при торможении не удержался, задел человека, извинился – а по акценту понял, что разговариваю с сербом. Мы разговорились, такое было впечатление, что прожили рядом с ним всю жизнь, так согласно было наше миросозерцание и менталитет. А что касается Европы, то она очень специфически относится к славянам, в частности к сербам. Слово сервис в европейских языках происходит от слова серб и означает слуга, отсюда и понятие сервис как услуга. Европейцы решили, что славяне должны служить им. Слово раб в европейских языках звучит как slave и происходит от слова slav, которое означает славянин.
Недавно я слушал выступление одного раввина. Он говорил своей пастве, что только евреи происходят от Бога, и каждый еврей носит в себе частицу Бога, а все остальные народы созданы служить евреям. В значительной степени менталитет европейцев складывался под воздействием этой еврейской идеологии.
Поэтому нашу солидарность с Сербией можно рассматривать как солидарность тех, кого называют слугами. В 1999 г. у НАТО не было никакого основания в международном праве вторгаться в Косово, тем более бомбить мирное население. Практически это был геноцид, причем с явно вызывающими «приветами» на Пасху, написанными на бомбах.
– Можно ли сравнить сегодняшнюю ситуацию на Украине с ситуацией в Косово в 1999 г.?
– Несмотря на то что в Косово не было никакого референдума, они провозгласили независимость, и вся западная пресса поддержала это и сказала, что это их право на самоопределение. В Крыму был референдум, когда народ на 98% выразил свою волю быть в составе России. А западная пресса до сих пор считает присоединение Крыма аннексией и на этой основе раздувает вражду русского народа с русским народом. И в Сербии национальная вражда имела религиозную основу. Хорваты-мусульмане также относились к сербам, как униаты сегодня относятся к православным белорусам и русским. Даже название ножа – сербосек, которым пользовались хорваты, происходит от слова серб, то есть это название специального ножа для умерщвления сербов.
– Отец Владимир, в чем заключается ваша работа помощником Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами?
– Я отвечаю за информационное обеспечение в СМИ: выступления, интервью. И отвечаю за взаимодействие с пограничными войсками. В армии сейчас введена должность капеллана – это священники в статусе офицеров, они внедрены в структуру армии. А в пограничных войсках не положены военные священники, поскольку заставы маленькие по составу военнослужащих, а штатные священники положены только в полках. В храмах пограничных войсках служат священники тех епархий, на территории которых находятся заставы, сейчас они называются пограничными службами. В епархиях есть священники, которые отвечают за взаимодействие с Вооруженными силами, в частности и с пограничными войсками. А я отвечаю за координирующую деятельность с ответственными за эту работу в епархиях. Мы помогаем формировать библиотеки и видеотеки в воинских частях, у нас есть сайт, с помощью которого идет информационный обмен. Проводим семинары с теми, кто в армии занимается воспитательной работой, армейские священники проходят у нас стажировку.
– Для чего нужен священник в армии?
– Я разговаривал со многими людьми, кто был на войне. Когда человек находится в опасности, у него обостряются чувства и пробуждается то, что мы называем шестым чувством. Практически никто из тех, кто участвовал в боевых действиях, не обошел это состояние. Любой в момент опасности начинает, как умеет, молиться. А раз начинает молиться, то у него происходит открытие этой реальности. Душа любого человека сотворена Богом, и в Евангелии от Иоанна прямо сказано: «Был истинный свет, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Значит, у человека память-то остается об истинном свете, о том, что душа его сотворялась, а значит, сотворялось и его сознание. И обязанность и задача священника – помочь человеку пробудить эту память. Тогда вера обретает для человека сверхреальность, которая и является подлинной реальностью, ибо все остальное – отражение этой реальности. Человек пробужденный начинает обладать другими качествами.
– Какова в метафизическом смысле природа войны?
– Война – это как метастаза на теле человечества, сугубое выражение нашей греховности, нашего отчуждения от Бога, другого человека и мира. Выдающийся греческий богослов и философ Христос Яннарас пишет о том, с чего начинается грех и что он означает в своем существе: «Грех – это объективация «другого» и объективация самого себя в противоположность «другому», это отчуждение и обезличивание масс». Что есть сама по себе объективация. Латинское слово objectus, от которого произведен столь распространенный ныне термин объективный, означает «противолежащий, противопоставление, преграда, оставленный на произвол, являющийся жертвой». Но главное значение, прочно вошедшее в наше сознание, – это «независимый от меня, лежащий напротив».
Мы все обучались или обучаемся в школах, институтах и прочих образовательных учреждениях, где мы невольно усваиваем научное мировоззрение. Но если мы вынем из научного мировоззрения главный базисный тезис о том, что мир существует объективно, независимо от нашего сознания, то науки как таковой не будет, ибо наука зиждется на этой недоказуемой ни теоретически, ни экспериментально аксиоме. Субъект изучает объект. Собственно, и человек, как предмет изучения, в таком контексте становится объектом. Нам всегда говорили, что научное мировоззрение не имеет никакого отношения к нравственности, что наука просто изучает объективно существующий мир. Однако в научном мировоззрении все-таки существует нравственный подвох – это объективация «другого», которая ставит преграду любви субъектов. С такого представления о другом человеке и начинается, по словам Яннараса, грех. В самом деле, как можно любить того, кто к тебе не имеет никакого отношения, кто противолежит тебе и является к тому же преградой для соединения и даже приготовленной жертвой.
Но объективности ради, которой требует научное мировоззрение, надо сказать, что в самой науке произошло уже разоблачение этого ложного представления об объективном мире и объективированном человеке. Сегодня имеются данные, которые опровергают это фундаментальное положение. Оказывается, микрочастицы реагируют на субъект исследования, причем по-разному, то есть это уже не объективное реагирование, а скорее субъективное. А ирландский физик-теоретик Джон Белл, разработав специальные инструменты, с помощью которых можно установить, существует ли явление до опытного исследования, или оно появляется в результате его, обнаружил, что оно появляется именно в процессе, иначе говоря, исследовательский замысел влияет на результат исследования. Вот вам и объективное существование исследуемого!
Беда современного человека в том, что нас так обучают: есть я, а есть окружающая среда. Но это сознание животного, которое, с одной стороны, боится этой среды, охраняет свое животное эго. Святые отцы говорят о том, что первым в состояние неразумных животных впал сатана. А следом за ним в это состояние впал и человек. В этом состоянии падшести в человеке стало преобладать животное начало. И значит, что он стал защищать свое эго, а внешнюю среду и другого человека стал воспринимать как пищу и как врага. От этого отчуждения и возникает отношение противоборства: отношение взаимной ненависти, вражды и войны. Это беда падшего человека, в котором действуют страсти и приводят его к смерти и тлению. Святые отцы и говорили, что грехопадение привело к тому, что человек стал страстным, смертным, тленным. Но с другой стороны, именно там, где грех приобретает такие масштабы, человек, встречаясь с этим качеством своего отчуждения, вдруг, на грани жизни и смерти, обретает вновь тот остаток человечности, которым он и жил свой век в падшем животном состоянии. И только этим оправдана война.
– 22 июня мы отметим скорбную дату 75-летия начала Великой Отечественной войны. В мае же снова пройдет Парад Победы. Скажите, Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами участвовал в организации шествия Бессмертного полка? Примет ли участие в нынешнем году? Почему это шествие многие сравнивают с крестным ходом?
– В том-то и дело, что Бессмертный полк – это спонтанное явление, некий глубинный отклик народной души, солидарно свидетельствующей о живой связи поколений, о связи с Живым Богом, в Котором нет мертвых, а все живы, ибо Он Бог живых, а не мертвых. Тем не менее, конечно же, и Отдел вложил свою лепту в это явление, – панихиды, которые священники служили в армейских подразделениях, способствовали тому пониманию, что в Боге все живы. Проповедь также рождает некое новое качество души, отзывающейся в любви и на горе, и на радость ближнего. Я думаю, что этот крестный ход станет традицией, собирающей наш народ в соборное единство.
Беседовала Ирина Ушакова
Справка:
иерей Владимир Соколов – помощник Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, директор и преподаватель Воскресной школы для взрослых при храме Девяти мучеников Кизических, клирик этого храма и настоятель двух строящихся храмов: во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Алексия, человека Божия