«Традиция и новации: культура, общество, личность» – такова тема крупнейшего церковно-общественного форума – XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, которые проходят в Москве с 25 по 28 января 2016 г., а начиная с сентября 2015 г. уже состоялись в рамках регионального этапа более чем в 100 епархиях Русской Православной Церкви. На тему традиции и новаций в нашей жизни рассуждают участники Рождественских чтений.
Митрополит Казанский и Татарстанский ФЕОФАН
Самая страшная новация – это желание изгнать из общественной жизни религиозную составляющую. Между тем та традиция, которая была укоренена в религиозных ценностях, донесла до нас, слава Богу, еще здоровую Землю. А вот новации, когда сверхпотребление провоцирует создание сверхтехнологий, направленных на создание комфортных условий жизни, разрушают экологию. Человечество забывает, что самое дорогое – это жизнь, данная Богом, которую нельзя отнимать по произволу.
В наше «сытое» время что мы видим? Молодеет кладбище: 20–30 лет – возраст, указанный на могильных памятниках. Биографии этих людей подчас связаны с наркотиками, пьянством, стрельбой, истощением от разврата. Какая прямая зависимость от нарушения Богом данных норм! Нам только кажется, что мир более благополучен. А на самом деле – разбалансированность взаимоотношений Неба и земли, человека и Бога отражается на всем. И это не просто слова – это боль сердца. Мы должны прийти только к одному: та традиция является поистине спасительной и верной, которая испытана личной жизнью миллионов и миллионов идущих за Христом, исповедующих не словами, а образом жизни свою веру.
Никита Сергеевич МИХАЛКОВ, народный артист России, председатель Союза кинематографистов России, президент Российского Фонда культуры
Консервативную традицию от радикальной новации любого толка отличает то, что она не рационалистична, а мистична. Она опирается не на внешнюю систему логических правил и рассудочных представлений, а на внутренний духовный строй личности, психологию нации, обычаи, ритуалы и обряды племен и народов. Традиция – это волна, текущее духовно-материальное единство бывших, настоящих и будущих поколений.
Российская культура с давних пор впитала в себя и творчески переработала многие этнические традиции. Поэтому она предполагает уважительное и бережное отношение ко всем верованиям, традициям и обычаям нашего многонационального народа. Однако она не всеядна и не пассивна. В ней есть решимость и воля, для того чтобы дать отпор сектантству и агрессии, противостоять террору и оказать сопротивление злу силой.
Революция как принцип и способ решения политических, экономических, культурных и социальных проблем нами отвергается. Мы отрицаем ее не только в прямой форме – как кровавый бунт и тотальное насилие – но и в скрытом виде – как ползучее государственное разложение, хроническую общественную болезнь и духовное обнищание человека.
Пришло время сказать: революции закончены – забудьте!
Архимандрит ГЕОРГИЙ (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня
Традиция складывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот поток, уклад, дух жизни, с помощью которого одно поколение перенимало от предыдущих все необходимое для сохранения данного народа. Традиция – это всегда обновляющаяся жизнь, вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою особую миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое особое лицо, он рассыпается, образуя население, организуемую извне массу.
Традиция укоренена в онтологии. Православная традиция зиждется на Божественном Откровении. В основе любого культурно-исторического типа, или цивилизации, лежит вера народа, его религиозные воззрения.
Мировоззрение строится либо на традиции, либо на идеологии. Что касается идеологии, то ее основа всегда рационалистична, она проистекает из сконструированных человеческим рассудком представлений о жизни, ее целях и возможностях. Эти представления при ближайшем рассмотрении отражают прагматические интересы конкретных людей или групп людей: стремление обогатиться, завоевать власть и влияние или удержать их.
Идеологии, как правило, изменчивы, существуют не дольше чем два–три поколения. Они многообразны и враждуют одна с другой. Традиции народов мира также многообразны. Но они не враждебны друг другу. Напротив, в традиции заложен механизм взаимодействия с народами, выработавшими другие способы жизни.
Главная задача нашего времени – вернуться от идеологии к традиционной жизни, и в этом особую роль играет система образования.
Иерей АНТОНИЙ Суханов, настоятель храма Покрова Божией Матери в пос. Нахабино Московской области
Новации, подразумевающие отказ от нравственных устоев, церковных традиций, евангельской морали, губительны не только для Церкви, но и для государства. Сейчас активно насаждаются западные устои, идеология; благосостояние и вседозволенность воспеваются как высшие идеалы современного общества. Как результат, появились немыслимые ранее «новации»: однополые браки, пропаганда педофилии, эвтаназии, ювенальная юстиция.
В то же время новации, основанные на уважении вековых традиций нашего народа, могут послужить на благо Церкви и общества. Церковь использует новые технологии для помощи пожилым, людям с ограниченными возможностями. У них (и не только) есть возможность пообщаться со священником не выходя из дома: можно задать вопрос на сайте «Батюшка онлайн». Существует множество других сайтов, онлайн-библиотек, где можно найти необходимую православную литературу, посмотреть и послушать проповеди, лекции священников или православных преподавателей. Можно послушать, как Святейший Патриарх читает Великий канон Андрея Критского, – такие службы транслируются православными, а в великие праздники и общественными телеканалами.
Новой традицией нашего храма стали фестивали, приуроченные к большим церковным и государственным праздникам: Святой Пасхи, Троицы, Успения Пресвятой Богородицы, памяти равноапостольного князя Владимира, ко Дню Победы.
18 октября 2015 г. мы провели в Нахабине фестиваль «Под Покровом Богородицы», посвященный сразу двум нашим юбилеям – 440-й годовщине основания нашего храма и 15-летию возрождения прихода.
В ходе фестивалей сплачивается приход, люди знакомятся друг с другом и проводят время в обстановке дружеского общения. После таких мероприятий у нас, как правило, появляются новые прихожане, а в воскресную школу приходят новые дети.
Андрей Александрович ОСТАПЕНКО, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета и Екатеринодарской духовной семинарии
За 30 лет учительской бытности переживаю девятую крупномасштабную (на уровне всей большой страны) школьную новацию (реформу, модернизацию, нацпроект, оптимизацию, новый стандарт, etc.). За 10 лет профессорства в университете дожил не просто до стандарта третьего поколения, а до стандарта поколения с номером «3+» (троечка с плюсом). Так быстро поколения меняются только, видимо, у простейших, которые быстро размножаются.
Если в 1990-х учительство с вдохновением воспринимало плеяду учителей-новаторов (Шаталова, Лысенкову и др.), то сегодня от реформаторов и их новшеств тошнит, что бывает, как известно, от несварения. Достаточно сказать, что с 2006 г. ежегодно в стране появляется 3 тыс. (!) инновационных школ.
Много легенд и мифов ходит вокруг качества финского образования, которое вроде бы как лучшее в Европе. Как-то на встрече с советником Национального департамента образования Финляндии госпожой Ирмели Халинен услышал, что один из принципов организации финского образования состоит в запрете на проведение реформ в системе чаще чем один раз в 20 лет. Вот тогда-то я, каюсь, позавидовал.
Образование, конечно же, должно меняться, но постепенно. В основе школы должна быть стабильность – и у детей, и у родителей, и у педагогов. Необходима некая прочная база, фундамент, на который можно опереться. Увы, сегодня все по-другому. Может быть, хоть наша Православная Церковь, твердо знающая о том, как неполезно быстрое обновление, заступится за школу и учителя и возвысит свой значимый голос? Если, конечно, сама не поскользнется на лукавстве инновационности. Надеюсь, что не поскользнется!
Александр Михайлович ШАРИПОВ, кандидат исторических наук, сопредседатель Международного Ильинского комитета, член Союза писателей России
Культура по сути своей есть творчески развивающаяся традиция. В «семени» традиции – и корни, и крона живой культуры: корни питают творческий разум соками определенных образов, крона непрерывно дает цветы и плодоносит, продолжая традицию. Если традиция не развивается, то культура, творящий ее организм, сходит с исторической сцены, умирает, ее место занимает иная цивилизация. Археология знает умершие традиции: у них нет живых носителей – творцов культуры, только – артефакты или информация письменных источников. Поэтому верно утверждение, что именно непрестанное обновление сохраняет и продолжает традицию. Другой вопрос: какие обновления оживотворяют традицию, какие умерщвляют?
Даже когда Синод издавал Библию на русском языке в конце XIX и начале XX века, находились те, кто добивался запрета на ее распространение. Между тем великая ценность перевода, сделанного еще в условиях православно-христианской державы, сегодня ни у одного православного не вызывает сомнения.
Мы привыкли к звону церковных колоколов как к непременной принадлежности церковной службы и русской культуры. Но напомню почитателям византийской традиции, что в Восточной Римской империи колоколов не было, а появились они в Константинополе только с приходом западно-римских крестоносцев…
Еще одна «животворящая» новация. В древних манускриптах тексты писали без знаков препинания, не разделяя на слова и предложения, с пропусками многих звуков. Все ныне издаваемые церковнославянские материалы – «обновленные», в соответствии с современной пунктуацией.
После революции Церковь была гонима не только чекистами, но и обновленцами, требующими запрета «монархической тихоновской церкви», даже казни «черносотенца Белавина». Среди обновленческих течений были и такие, которые требовали «древнеправославного упрощения» богослужения. Обновленцы захватывали церкви, разрушали «отделяющие народ» иконостасы, ставили «алтарь» в центр храма и устраивали свои шабаши «по-древнему». Обновленцев чекисты активно поддерживали…
А вот и современная разрушающая единство славянских православных народов новация. Стали появляться несогласованные с другими славянскими православными Церквами нововведения в церковнославянский язык. Так, слово «тма» стало часто писаться с мягким знаком.
Иеросхимонах ВАЛЕНТИН (Гуревич), духовник московского Донского монастыря
Традиция – это жизнь Церкви. По мере усиления цивилизации мега¬полиса-вавилона со всем комплексом ее новаций усиливается влияние общества грешников и мира демонов на жизнь Церкви и каждого ее члена. Желательная и раздражительная части души все в большей степени подвергаются провокациям и склонны погружаться в бездны разврата и агрессивности. Однако на всем протяжении церковной истории всякое наступление тьмы приводило к результатам, противоположным ожиданиям князя тьмы. Не составит исключения и последний натиск антихриста. На этой закономерности основано и пророчество о том, что врата ада не одолеют Церковь и ее жизнь. И что претерпевший до конца спасется.