Как смастерить рождественские орехи с секретом, обустроить рай своими руками, побегать и повеселиться «со смыслом»? Играм и развивающим занятиям с детьми посвящена очередная беседа из цикла «От зачатия до гроба» кандидата педагогических наук, руководителя Педагогического кабинета МДА игумена Киприана (Ященко).
Игумен Киприан: Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Можете назвать игры, которые любили в детстве сами или же играли недавно вместе с детьми?
Слушатели:
– Салки, прятки, догонялки…
– Казаки-разбойники. Дочки-матери.
– А я хочу рассказать об игре, которая называется «Найди и промолчи», – на воспитание выдержки у детей. Прячется игрушка где-то почти на видном месте, ребенок входит в комнату, ищет, находит и… молчит. Его задача состоит в том, чтобы подойти к учителю и тихонечко на ушко ему сказать: а игрушка – вот там. Первые три раза дети кричат: «Вот она, вот она!» Тогда все начинается сначала.
– Хорошо собрать и разобрать с детьми матрешку. В этой замечательной игрушке-сувенире кроется глубокий смысл. Когда ребенок вкладывает одну фигурку в другую, он замечает существование определенной последовательности, иерархии. Матрешками можно сыграть в семью, рассказать о том, что каждый человек – это не только сам по себе, на него влияли его предки, которые участвовали в формировании его характера, знаний, опыта.
Разбирая и собирая матрешку, можно обсудить с детьми существование в мире иерархии, последовательности
– А мы в детстве все, включая девочек, играли в войну. «На войне» были сестры милосердия, госпиталь с красным крестиком. Через такую игру в какой-то мере дети познавали историю, воспитывались патриотизм, милосердие.
Девочки в поварят играли – «готовили» трапезу: резали травку, овощи.
Еще помню, подбрасывали мяч высоко-высоко, и детям, пока мяч летел вниз, надо было разбежаться в разные стороны. Ведущий ловил мяч, говорил: стоп! И каждый ребенок считал – сколько шагов от него до ведущего. Дети учились считать, развивались физически.
Игумен Киприан: Действительно, игра – это деятельность, которая помогает развиваться, в чем-то совершенствоваться. Ребенок не может сидеть на одном месте: ему необходимо подвигаться с каким-то смыслом, кого-то догнать, что-то найти. При этом развиваются мысли, чувства, ребенок может развиваться в том числе духовно.
От игры в салки – к математической теории игр
Наиболее сложные игры – ролевые, сюжетные. Они моделируют действительность, события, профессиональную деятельность. Возникают правила, ребенок начинает играть роль врача, педагога, директора школы, епископа. Дети могут меняться ролями, «примерять» разные профессии, и это очень важно.
Кстати, ролевые игры используются в профессиональных тренингах у взрослых. В бизнесе, например, когда договариваются: кто-то – заказчик, кто-то – исполнитель, кто-то – налоговый инспектор. Каждый по-своему свою позицию защищает, рассматривает возможные варианты поведения, развития событий, риски. Политики, военные моделируют геополитические конфликты и союзы.
Существует математическая теория игр. С ее помощью моделируют различные процессы: геополитические, экономические, природные. Сейчас, например, российские военные эксперты «проигрывают» сценарии: а если нападут на Крым? а если в конфликт на Украине вмешается НАТО? а если НАТО расположит ядерные боеголовки на Украине? Наша ракетная система не потеряет свою боеспособность? Похожим образом играют дети: возникают определенные планы, правила, друзья, противники. Дети могут играть без взрослых или же – под их руководством. Иногда возникают игры с продолжением.
Продолжение следует…
Игумен Киприан: Расскажите, какие игры вы предлагаете детям летом в оздоровительном лагере?
Слушатель: У нас в лагере в играх используются две сюжетные линии. Одна связана с животными, под условным названием «Хроники Нарнии». После первого легкого завтрака (чай с выпечкой) детям предлагается пообщаться с животными: накормить кроликов, собак, кошек или даже подоить корову. Дальше – мастер-классы. Например, из зерна мы печем хлеб. Надо помолоть муку, замесить тесто, испечь каравай. Или же делаем сыр из сметаны. Дети выясняют, что яйца не растут на деревьях, их несут куры, яички надо собрать… Вся эта игра в основном направлена на познание мира городскими детьми.
Еще одна сюжетная линия – строительство городка для кроликов. Каждому отряду выделяется определенная порода зверька: «французский барон», «серебристая», «шиншилла»… К домикам примыкает своя территория, которую нужно содержать в порядке, обустраивать. Все происходит под руководством вожатых, совместно разрабатывают планы, рисуют архитектурные, ландшафтные схемы. У детей развиваются творческие способности. По сути дела, происходит обустройство некоего мира.
… Помню, сам я единственный раз был в пионерском лагере. Было очень скучно – до тех пор, пока не началось строительство в песочнице. Подключались все новые дети, строительство нарастало – один домик, другой, возник целый городок из песка, соломинок, веток. Это продолжалось несколько дней.
Что-то похожее можно организовать с участием взрослых, вожатых.
Игумен Киприан: Мы с детьми однажды проигрывали Шестоднев – шесть Дней сотворения мира. Бог творил мир, а деятельность детей, в свою очередь, была направлена на обустройство рая. В конечном счете создавалось несколько альтернативных Райских садов. Это был действительно хороший повод обратиться к Священному Писанию: а как там было, в раю? Как животные уживались? Чем питались? Чем занимались первые люди? Дети брали на себя роли Адама и Евы – царей Райского сада.
Нечто похожее я видел в Израиле. Под Иерусалимом для туристов обустроен Райский сад, туда взрослые и дети приезжают и проживают различные эпизоды Священной Истории. Там тоже общаются с животными, сеют пшеницу, выпекают лепешки. Посетителям даже предлагается «библейский обед». И все это сопровождается чтением Библии. В прикладном, хозяйственном ключе эти тексты запоминаются очень легко. Таким образом, работает целая познавательная программа для детей и молодежи.
Видите, игра может двигать не только детьми дошкольного возраста, она способна моделировать телесную, душевную и духовную деятельность в любом возрасте.
Рождественские затеи
Игумен Киприан: А какие занятия, игры можно предложить детям к праздникам Рождества Христова, Нового Года?
Слушательница: Помню, у меня дочь очень долго болела, и на Рождество Христово к нам приехали гости и подарили большие золотые орехи. Из них предварительно убрали содержимое, покрасили золотой краской и внутрь положили написанные на бумажках поучения святых отцов, снова заклеив скорлупу. Я могу сказать, что это не только для деток – для взрослых очень интересно. Каждый вытаскивает орех, и что-то лично для себя читает из поучений святых отцов.
Еще с елочными шарами есть очень хорошая игра. Тут огромный диапазон идей, например, викторина «Двенадцать апостолов». На шарах написаны имена апостолов, ребенок берет какой-то шар – ему надо рассказать об этом апостоле. Ребенку, естественно, можно помочь, совместное творчество остается в памяти, человек обучается.
Хочется также поделиться личным опытом создания очень красивых альбомов духовного содержания. Сейчас появилось много газет и журналов с изображением храмов, святынь, зачастую все это печатается в светских журналах, которые потом используются в хозяйственных целях. Хорошо бы ребенка приучать просматривать такие издания. Прежде чем выбрасывать газету или журнал, вырезать изображения, содержащие кресты, иконы, изображения церковных Таинств. Мы с детьми все это действительно находим, вырезаем и наклеиваем в специальный альбом.
Воспитывается благоговейное отношение к святыне, при этом руками детей создаются очень интересные альбомы, которые можно показывать родственникам, друзьям.
Слушательница: Я работаю в дошкольном учреждении. Очень хороший способ изучать азы церковнославянского языка, раскрашивая буквицы. У нас на занятиях родители помогали детям наклеить буквицу на картон, дальше ее вместе раскрашивали и украшали. Многие работали вместе с родителями по пять часов, настолько это было занимательно, увлекательно. И самое удивительное, что детишки на генетическом уровне помнят церковнославянский язык, им не надо долго объяснять значения слов – они моментально обо всем догадываются.
Хороший способ изучать азы церковнославянского языка – раскрашивать буквицы
Добродетель или страсть?
Игумен Киприан: А кто из вас читал книгу американского психолога и психиатра Эрика Берна (1910–1970) «Игры, в которые играют люди»? Автор говорит о том, что вся наша жизнь построена на играх. Можно прописать сюжеты, правила, достижения. Существуют игры, когда человек входит в роль подчиненного, начальника, мужа, жены. Пользуясь игровой технологией, можно лучше познать себя и других людей.
Можно попробовать реконструировать жизнь в раю. Ничего в этом плохого нет, если мы пытаемся воспроизвести то, чем сейчас не обладаем.
У Берна запускаются скрытые механизмы, которые работают на страстях. Докажи, что ты умеешь, что ты – хороший, красивый. И человек должен развивать в себе определенные качества, утверждаться, доказывать, что он на что-то способен. Такие мотивы укрепляют личность в разных страстях.
Нам необходимо очень внимательно смотреть за тем, что детская игра несет в себе с точки зрения развития побудительных сил ребенка, – добродетель или страсть.
Помните, святой Паисий Афонский в детстве бегал быстрее всех, и дети терпеть его не могли, называли беженцем. Он приходил к маме и жаловался. А она отвечала: «Зачем тебе с ними состязаться? Если ты быстрее, бегай во дворе, по дому. Ты хочешь, чтобы объявили, что ты первый? Ты должен быть смиренным человеком!» И он спокойно это воспринял, бегал по двору, развивался, двигался, а в соревнованиях ради престижа, ради того, чтобы кого-то победить, не участвовал. Тщеславие у него было отсечено.
Это все – важные моменты. Почему ребенок бегает наперегонки? Отчего прижал к себе машинку? Я, например, когда вижу ребенка с игрушкой, первым делом спрашиваю его, это своего рода тест: «А ты мне можешь дать свою машинку поиграть?» Он сильнее прижимает ее к себе или говорит: «Возьми, играй»? Сразу видно: растет скопидомок или человек щедрый.
В подобных играх закладывается будущий человек, моделируется образ жизни, формируется мировоззрение – от этого во многом зависит, как будет проходить дальше становление личности ребенка.
Евангелие в красках
Больше всего дети любят рисовать. У меня сложилась своего рода методика – нарисовать с ребятами евангельскую притчу. Причем дети – творческие существа, их не надо загонять в рамки. Возьмем, к примеру, притчу о богаче и Лазаре. Обычно мы рисуем четыре картинки. Первое, о чем говорится в этой притче?
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16:19–21).
Дети рисуют: богач сидит за столом, ест курицу, шоколад, изображают то, что любят сами. А внизу лежит Лазарь, собаки лижут струпья нищего. Или подписывают: «Дай мне попить воды».
Вторая картинка. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 19:22). А что такое лоно Авраама? Там же нет никаких подробностей. И дети рисуют рай: небесных птиц, сказочные деревья, необыкновенные цветы, внеземную красоту, которую они сами представляют, – ты им ничего не рассказываешь на эту тему.
А богач где оказывается? «Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты уже получил доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят…» (Лк. 16:22–26).
Меня поражает, что дети совершенно по-разному рисуют адские мучения. Изображают картины Страшного суда, когда змеи поглощают грешников. Или рисуют большой котел, под ним – огонь неугасающий, из котла торчит голова, над ней надпись «богач».
Что далее происходит, о чем богач просит (четвертая картинка)? «Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 19:27–28). «Все, я уже погиб, ты хоть братьев предупреди, пошли Лазаря». А что Авраам отвечает?
«Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их… если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 19:29–32). Да и сейчас – если кто-то спустится с небес, воскреснет – разве больше будет верующих? Нет, ничего не изменится.
Еще очень красивая, я бы сказал кинематографичная, притча – о блудном сыне. Там тоже можно нарисовать несколько картинок:
1. Вначале жили все вместе – отец и два сына.
2. Потом младший сын ушел.
3. Затем он оказался со свиньями.
4. После чего покаялся, вернулся, отец его встретил, а старший брат от него отказался.
Все эти картинки-истории дети с большим удовольствием рисуют. Причем, драматургия возникает очень разная.
Картинки к притче о блудном сыне дети рисуют с большим удовольствием, важно перекинуть мостики от Евангелия к реальной жизни
Дальше начинается богословие. «А что здесь произошло? А как?» Мы Евангелие воспроизводим в красках. Идет очень важный богословский диалог. Я прошу изъясняться поточнее – как в Евангелии, и они стараются, упражняются в этом. Некоторые действительно близко к тексту или даже наизусть воспроизводят тексты притч.
А если еще перекинуть мостики от Евангелия к той реальной жизни, которой живет ребенок, к мотивам, которые им движут в повседневности, вообще будет замечательно. Тогда Евангелие начнет действовать в их жизни.