Латинское изречение гласит: «Искусство – это убить искусство». Или иначе – «убить искусственность». Неслучайно создатель школы достоверности в искусстве XX века, оперирующий репликами, от которых у любого миссионера захватывает дух: «Верю!» или «Не верю!» – Константин Сергеевич Станиславский советовал актерам учиться игре у детей. Дети – это лучшие миссионеры. В проекте «Мы сами снимаем кино» они разыгрывают притчи и сами же размещают ролики в соцсетях.
Обратная миссия
Для детей вовсе не возникает вопроса: допустим ли синтез миссии и искусства? Они просто играют.
Однажды святитель Афанасий Великий сидел в своей келье и в окошко увидел, как дети играют на берегу моря. Они разделились на две группы, одни – христиане, а другие – из языческих семей. Сначала дети-христиане принялись оглашать детей-язычников, рассказывать им о Троице, потом повели их к воде… И не успел архипастырь спохватиться и выбежать на берег, как юные проповедники уже окрестили сверстников-язычников. Возник вопрос: это Крещение или нет? Церковь признала, что это Крещение.
Дети точно во исполнение заповеди Спасителя (Лк. 10:30–37) наделены спонтанным талантом обращать близких в ближних. Они по большому счету не делят мир на своих и чужих. Лишь с подросткового возраста чужим может стать для них каждый взрослый, – однако тот, кто не понял чего-то главного в этой жизни и в себе. Отчасти на профилактику такого и прочих разделений и направлен этот миссионерский проект «Мы сами снимаем кино».
Тем более он актуален в нашей стране, знавшей слом многовековой традиции, которая теперь парадоксальным образом передается не от старшего поколения – младшему, а наоборот: сегодня зачастую дети могут приводить к вере мам и пап, дедушек и бабушек. И тогда отношения между поколениями гармонизируются, ибо, требуя послушания, установленного еще в Ветхом Завете (Исх. 20:12), невоцерковленные родители часто даже не догадываются о новозаветном апостольском предостережении: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
При участии детей в этом проекте таких сюрпризов старших будет ждать еще множество. Не придется скучать и друзьям-ровесникам, братьям, сестрам, учителям… А на кону этих детских забав может оказаться спасение и тех, и других, и третьих – в вечности.
Как помочь детям в осуществлении этой обратной, как, впрочем, и непосредственной миссии, и задумались авторы массового детского любительского движения «Мы сами снимаем кино».
Вернуться на землю
В современном социуме – масса болевых проблем. Уже указанная все нарастающая разорванность взрослого и детского миров – по своим социальным последствиям одна из острейших. Особенно это ощутимо в городах, а тем паче в мегаполисах. Где после советских соцэкспериментов по разорению деревни живет большинство населения нашей страны. А сегодня еще и интернет поглощает внимание и больших и маленьких горожан, разрезая тем самым единое поле общения даже внутри семей.
Святые отцы всегда советовали разворачивать оружие диавола против него самого. То, что он использует для разрушения, – обращать к созиданию.
По интуиции создателей историко-культурного экопоселения «Покров», ставшего плацдармом проекта «Мы сами снимаем кино», русские семьи для начала надо вернуть на землю. Хотя бы на часть года, но поселить там, где окрест ничем не стесняемый небосклон, луга, речка, разнотравье, русский простор. Причем важно не изолироваться каждому семейству в своей частной домушке – дети все равно из таких дачных гетто сбегают к сверстникам, – а именно собраться разновозрастной общностью на единой территории, которой и стала семейная фермерская «Усадьба «Княжичи» в Брянской области. Плюс – создать атмосферу игры. Зачем?
Детская драма Преподобного Сергия Радонежского
Современный спешащий мир постоянно укорачивает детство. Именно поэтому, кстати, компенсаторно природа отыгрывается инфантильностью. Это закономерно, когда шестилеток уже стараются побыстрее сбыть в школу, а пятилеток и еще более маленьких детсадовцев уже во всю учат читать, писать, считать. Причем вся эта траектория «компетенций» уже заведомо расписана с записью с самого рождения в предполагаемые детский сад и школу – как в прокрустово ложе, без учета реального развития малыша.
Что бы сегодня было с маленьким Варфоломеем – будущим учителем всего русского народа Преподобным Сергием Радонежским, – кому сызмальства никак не давалась элементарная грамота? По предположению питерского профессора, преподавателя ВБК МПДА, доктора философских наук Марины Владимировны Захарченко, суть драмы в том, что будущий святой просто не удовлетворялся механическим прочтением, и оно ему не давалось! Он хотел читать смыслы и о таком разумении молился Богу. А это как раз и связано с творческой способностью мыслить и на основе прочитанного генерировать и открывать новые смыслы.
Нынешним же дошколятам принудительно как можно раньше пытаются навязать как раз механический подход – активировать левое полушарие, отвечающее за сложную аналитическую деятельность. А в период физиологического детства каждого конкретного человека (как отметим, забегая вперед, и в эпохи исторического детства всего человечества) доминантным является правое полушарие мозга, пространственно-образное, творческое, игровое.
Сегодня бедные дети не успевают наиграться, а значит, в полной мере развить свои творческие способности.
Соборное актерство преподобного Серафима Саровского
Даже маленьких прихожан в единственный свободный от множественных уроков и кружков день – воскресенье – усаживают за парты воскресных школ. Владыка Агапит (Горачек), епископ Штутгартский (РПЦЗ) недавно сказал нам в интервью: «Если в общине верное устроение, то Закон Божий за партами уже и не нужен, поскольку исполнено большее…» А именно – соборность, которая, как продолжил объяснять владыка Агапит уже за рамками опубликованного текста, предполагает сохранение в себе каждым из нас всех возрастов сразу.
Этим и были сильны святые. Помните, как преподобный Серафим Саровский с младенцами общался, как сущий младенец, прячась от них в траве и знаками, вызывая их заразительный хохот, прося не выдавать его взрослым; но в то же время с карьеристом-генералом мог вмиг обернуться дремучим старцем, от чьего только грозного взгляда сами по себе падали незаслуженные ордена. А разве такая всевозрастная и разнохарактерная амплитуда не является идеальным свойством актера, которой добивался от своих учеников и упоминаемый уже К.С. Станиславский?
Именно такие духовно воскресшие соборные личности и объединяют всех и вся, исцеляют мир от разделений. Даже дикие свирепые медведи ластились, как ручные собачата, к преподобным Сергию и Серафиму. Считается, что Господь оставил человеку домашние виды животных как напоминание о рае, когда весь животный мир не восставал на падшего экс-владыку, а был у него в подчинении. А святые низводят на землю рай, так что даже хищники свидетельствуют об этом.
Интуиция рая есть и в чистых душах детей. Надо просто не вгонять их в шаблоны этого падшего мира, а позволить им реализовать эту интуицию в игре.
Экологическое мышление преподобного Паисия Святогорца
Известно множество притчевых историй из жизни преподобного Паисия Святогорца, как он на равных мог общаться даже с миром насекомых и пресмыкающихся. Вот это смирение! Святые не почитают зазорным умалиться до уровня взаимоотношений с пчелами, мухами, ящерицами. Не от этого ли смирения сердца (см.: Мф. 11:29) и быть равными Богу для них не является хищением (ср.: Фил. 2:6–7)? Сам Господь говорил про святых: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12). Неужели же современным взрослым не снизойти до игр детей?
Возможность каждым доиграть то, что не доиграно в убывающем или уже и вовсе прошедшем детстве, – это уже одна из предпосылок социо- и психотерапевтического эффекта, возможного при реализации этого комплексного проекта историко-культурного экопоселения «Покров» и детского движения-сателлита «Мы сами снимаем кино».
Откуда все эти конфликты отцов и детей? Почему родители резко вдруг перестают понимать подростков? «Да потому что они сами забыли, что значит быть подростком», – говорит владыка Агапит, известный тем, что, оставив все свои дела, может возиться с каждым конкретным ребенком, чтобы тот не пропал где-нибудь на жизненной переправе в переходный период. «Ни младенца, ни подростка, ни юного себя мы по мере взросления не должны в себе убивать», – отмечает архипастырь, продолжая изъяснять свое понимание православной соборности.
В опыте православной соборности и раскрывается секрет воскресшего о Христе человека – миротворца, примиряющего всех и вся, обращая любого близкого в ближнего. Про таковых сказано: «…сынами Божиими нарекутся» (Мф. 5:9). А именно сын, также сказано, в доме «пребывает вечно» (Ин. 8:35).
Именно святые и являются носителями этого собственно экологического мышления (экология от греч. oikos = «дом»). В совершенной степени такое мышление было свойственно, например, нашему практически современнику – преподобному Паисию Святогорцу. Экологически мыслящий человек постоянно благодарит Бога, создавшего этот мир. Известно, как однажды старец Паисий чистил и ел апельсин так, что все вокруг прониклись вдруг благоговейным трепетом, – каждое его движение было исполнено страхом Божиим и благодарением: «Этот апельсин сотворил Господь, это Он ему дал эту яркость, сочность, вкус…»
К опыту преподобного Паисия Святогорца, особо почитаемого на Высших Богословских Курсах МПДА, обращаются и ему молятся и в историко-культурном экопоселении «Покров».
Совоскрешая и преображая мир
Близко это экологическое мышление и современному социоигровому движению работы с детьми. Наш современник и соотечественник Евгений Юрьевич Сазонов, художественный руководитель Театра Юношеского Творчества Санкт-Петербургского Городского Дворца творчества юных отмечает: «Веление времени сегодня состоит в том, чтобы преодолеть ситуацию, когда пространство существует отдельно, а личность отдельно. Мы должны прийти к тому, что называется интерактивом, в смысле проживания пространства, среды. В театре есть такое выражение: «все, что находится на сцене, должно быть пропущено через актера». А про музейное пространство иногда говорят: мертвое. Но это неправда. Когда оно пропускается через ребенка, когда он его осваивает, опредмечивает, употребляя психологический термин, опредмечивает в себе и распредмечивает в нравственных поступках, это пространство – живое. И театр в этом смысле, как мне кажется, играет уникальную роль. Нет другого способа жить в предлагаемых обстоятельствах, как «присвоить» их, пропустить через себя. А наш город, наш мир – это предлагаемые обстоятельства».
А тем лучше, когда такими в терминах системы К.С. Станиславского «предлагаемыми обстоятельствами» для замученного давкой и спешкой маленького горожанина может стать сама природа и моделируемая в экопоселении культурно-историческая среда. Их-то юный поселянин с помощью социоигровых методик и «опредмечивает в себе и распредмечивает в нравственных поступках», совоскресая после суеты мегаполиса таким образом сам, совоскрешает и преображает мир – социум, живую природу и в целом космос в их онтогенетическом и филогенетическом аспектах. По большому единственно приемлемому склонной к максимализму молодежью счету именно к этому и призван христианин.
Где поучиться жить в общине?
Социоигровые методики, применяемые в культурно-историческом экопоселении «Покров», как показывает практика, так или иначе могут быть полезны даже внутри наших созидающихся из постсоветских людей общин. У нас у всех сегодня, к сожалению, слишком мало опыта святости, этой всечеловечности и соборности, подлинной общинности о Христе.
Уже не раз становился предметом осмысления архипастырей и пастырей такой интересный момент: в обстоятельствах разрушения церковной традиции в противовес идеологическому паразитированию на ней (октябрины вместо крестин, демонстрации вместо крестного хода и т.д.) ее по-настоящему сохраняли и развивали в формах массового народного творчества. А раз так, почему бы не пойти от обратного и не использовать этот хранимый в творческом гении народа, восстающего даже после великих потрясений, опыт для воссоздания православной цивилизации и собственно церковных общин?
Президент российского национального центра АССИТЕЖ (Международной ассоциации театров для детей и молодежи) Адольф Яковлевич Шапиро, вспоминая одного из самых замечательных педагогов и режиссеров XX века Леопольда Антоновича Сулержицкого, изумлялся, как тот осознал, что театр – это одно из пространств, где можно создать общину, а главное – сумел это в своей практике воплотить. «Идея прозрачно ясна, – комментирует А.Я. Шапиро, – только в общине индивидуальность раскрывается по-настоящему, община способствует раскрытию каждой индивидуальности. Люди встречаются потому, что видят в общении друг с другом путь к преодолению одиночества, возможность сообща найти выход из настоящего в будущее».
Не заботьтесь о завтрашнем дне
Этот вектор – из настоящего в будущее – принципиален как оздоровление и уже свидетельство ценности осознания себя в настоящем. Именно в исковерканной в прошлом веке темпоральности – одна из причин усугубления разрыва взрослого и детского миров. Если проследить путь взросления человечества, то следует отметить: каждый век отделял ребенка от взрослого, но только ХХ век провел между их мирами четкую грань.
В советском строе с его, впрочем, тотальным рвением в светлое завтра и скидыванием с корабля современности классики и всего нажитого человечеством за века провозгласили: «Дети – наше будущее». В этом, казалось бы, гуманном лозунге уже было заложено ускорение, отметающее ценность сегодняшней ежесекундной жизни ребенка, священную для него процессуальность игры здесь и сейчас. Это все было объявлено лишь «подготовкой» к жизни. «Мы живем будущим: «завтра», «позже»… «с возрастом ты поймешь». Подобная непоследовательность восхитительна, ведь в конце концов предстоит умереть», – с горечью замечал один из экзистенциальных философов XX века Альбер Камю в своем знаменитом эссе «Миф о Сизифе».
Антихристианская же по сути идея современной культуры откладывать жизнь, тем более детей, на потом, обманно уничтожает возможность полноты сиюминутного проживания действительности. Господь заповедует: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф. 6:34).
Рекапитуляция!
В прошлом XX веке американский психолог Стенли Холл и немецкий биолог Эрнст Геккель разработали теорию рекапитуляции (рекапитуляция – повторение вкратце самой сути). Согласно этой теории, ребенок в своей игровой деятельности проходит различные этапы развития человечества.
Правополушарное пространственно-образное мышление, свойственное детям и сохраняющим его даже при развитии левополушарного мышления взрослым, находящимся в хорошей творческой форме, является симультанным (одновременным) и синтетическим.
Дети способны воспринимать все времена и пространства сразу, что в принципе, по замечанию теоретика культуры XX века Владимира Соломоновича Библера, – отличительный признак и перспектива культуры новейших времен. Поэтому и учиться соборной радости проживания нынешнего дня, не отрицающего ретро и перспектив, лучше всего у детей.
Трамплин для возвращения на родную землю
Потребность обратить назад этот дробящийся от переизбытка планов и информации, требующих все более узких специализаций, современный мир и исцелить его цельностью детского восприятия чувствовали лучшие богословы еще прошлого столетия. От того писавший богословские книги для взрослых Клайв Льюис и прославился-то на самом деле детским христианским фэнтези «Хроники Нарнии».
Именно «Хроники Нарнии» и стали жизнеустроительной канвой первых смен семейного отдыха в «Усадьбе «Княжичи». Духовник историко-культурного экопоселения «Покров» игумен Киприан (Ященко) даже по началу протестовал. Но этот фантазийный, впрочем, уже пронизанный, как некогда весь уклад жизни русского человека, христианскими смыслами мир стал трамплином возвращения на родную землю.
Правда, еще была игра-реконструкция «Ноев ковчег» – как образ спасения из современной, захлестнутой соблазнами цивилизации мегаполиса-Вавилона. Уже проведены и программы «Родная земля», «Святые Русской земли», «Прорыв окружения», основанный на воссоздании событий Великой Отечественной войны. Это все уже возможность построения и постижения своего отвоеванного от инфернальной бессмыслицы мира.
Признанный теоретик игрового начала культуры, написавший культурологический бестселлер Homo Ludens («Человек играющий»), Йохан Хёйзинга писал: «Игра – свободная форма деятельности, это содержательная форма, несущая смысл. Игра опирается на действие с определенными образами, на известное преображение действительности».
Кинопроповедь в действии
В какой-то момент преображать действительность, очерченную количеством га «Усадьбы «Княжичи», устроителям историко-культурного экопоселения «Покров» показалось мало. Тогда стали проводить круглогодичные фестивали в Москве, по стране, а сейчас предполагаются выезды именно с движением «Мы сами снимаем кино» и за рубеж: в Италию – в Бари и на Святую землю – в Иерусалим.
Когда дети вместе со взрослыми вполне уже освоились на родной земле, как, впрочем, и в различных исторических и культурных эпохах и мирах, встал вопрос о том, что они уже вполне безопасно могли бы вернуться в виртуальное пространство современной культуры. Уже в качестве миссионеров.
Так возник проект экранизации притч «Мы сами снимаем кино». Это массовое движение детского любительского кинотворчества с последующим обсуждением текущих результатов и их распространением в соцсетях и на единой интернет-площадке проекта притчионлайн.рф. Здесь происходит народное голосование и конкурсный отбор лучших работ. Отдельно действует и профессиональное жюри. Лучшие из лучших роликов предназначены для показа на фестивалях по всей стране. Это кинопроповедь в действии.
По замыслу организаторов движения это начинание неизбежно вызовет творческий резонанс: кинопритча, снятая самими детьми, по законам понятной им игры спровоцирует зрителей на самостоятельное продолжение этой игры.
Ольга Орлова
Отзыв из Дивеевской православной гимназии, где проходил выездной мастер-класс движения «Мы сами снимаем кино»
Три напряженных дня прошли недаром! За это время мы не просто успели снять три ролика, а получили удивительный опыт и эмоции. Ребята смогли опытно на деле познакомиться с кинематографом и испытать на себе как трудности, так и радости этого искусства. Дети выступали в роли актеров, помощников режиссера и оператора, помогали составлять сценарий, подбирать музыку и реквизиты. Конечно, для всех нас это драгоценный опыт, так как раньше мы никогда и не пробовали снимать кино, вообще с трудом представляли, как это происходит. Эти умения в принципе открывают новый взгляд на мир.
Выездной мастер-класс движения «Мы сами снимаем кино»