На примере рассказа А.П. Чехова «Студент» представлена примерная разработка урока литературы, имеющего целью показать, как при анализе изучаемых в школе художественных произведений можно познакомить обучающихся с христианским пониманием добродетели радования.
Есть в русской литературе XIX века маленький шедевр – рассказ А.П. Чехова «Студент». Наверное, не будет преувеличением сказать, что это произведение является одним из ключей ко всему творчеству писателя, ведь именно оно помогает понять мировоззрение автора, о безверии которого говорили очень многие. Рассказ «Студент» написан вполне в чеховском духе: просто и безупречно, без единого лишнего слова.
Какие чувства испытывали вы, когда читали его? (Ответы обучающихся.)
Почувствовал ли кто-нибудь из вас радость после прочтения этого рассказа? Почему? (Ответы.)
Итак, большинству из вас это произведение не показалось радостным. Но с вами не согласился бы сам автор, который в ответ на упреки в том, что он является «хмурым писателем хмурых людей», возражал: «А какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент» (1894).
А.П. Чехов считал свое произведение очень даже оптимистичным и радостным. Так ли это? Давайте попытаемся поразмышлять.
А для начала ответим на вопрос: «Что такое радость в вашем понимании?» (Ответы.)
В четырехтомном словаре русского языка, изданном Академией наук СССР, мы можем прочитать следующее толкование: радость – это 1) чувство удовольствия, удовлетворения; 2) то, что доставляет удовольствие, дает счастье.
Если взять за основу это определение, то, действительно, рассказ «Студент» трудно назвать радостным. Но оказывается, радость может быть и духовным состоянием. Здесь имеется в виду христианская добродетель радования, которая проявляется одновременно и в сокрушении сердца, покаянии, и в тихом, умиленном настроении, в уповании на милосердие Божие. Именно эта «радость вдруг заволновалась в… душе» Ивана Великопольского в конце произведения. Как и почему это произошло? Ответу на этот вопрос и будет посвящен сегодняшний урок.
Но сначала давайте познакомимся с главным героем. Кто он? Чем занимается? Что с ним происходит? (Ответы.)
Обратили ли вы внимание, что главный герой называется по имени лишь один раз – в самом начале рассказа: «Иван Великопольский, студент духовной академии». И это весьма символично. По словам кандидата филологических наук, архимандрита Симеона (Томачинского), «в этом имени – колокольня Иван Великий, сказочный Иван-дурак, святитель Иоанн Златоуст, наконец, необъятные просторы русских полей».
Однако примечательно, что далее герой везде именуется просто «студентом», тоже вырастая до размеров символа. Это подчеркивается и названием произведения.
Какие ассоциации связаны у вас со словом «студент»? (Ответы.)
Настоящий студент – это критичный, но готовый к принятию истины ученик, который может пожертвовать всем ради глубокого знания, готов терпеть нужду, голод, холод, различные скорби ради высших целей и ценностей. Именно такими качествами обладал первый ученик Иисуса Христа, апостол Петр, о котором будет идти речь в рассказе, и другие апостолы.
Таким образом, мы видим, что христианский подтекст названия рассказа предполагает двуплановое его прочтение. А мастерство Чехова как художника как раз и состоит в том, что он очень органично стыкует эти два плана: житейский и евангельский.
Можете ли вы ответить словами из текста, в какой момент рассказа происходит эта «стыковка», соединение? (Ответы.)
Несомненно, центральным эпизодом чеховского произведения является сцена у костра «на вдовьих огородах». А ключевой деталью здесь будут слова «протягивая к огню руки». Именно в этот момент студент вспоминает апостола Петра, ведь тому тоже было холодно.
(Звучит в записи отрывок из Евангелия от Луки: 22:33–34; 54–62.)
«Он отвечал Ему: Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня».
«Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у окна и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал».
Обратимся к чеховскому рассказу. В нем повествуется история об отречении Петра, которую рассказывает студент двум женщинам: Василисе и ее дочери Лукерье.
Какими конкретными приметами, деталями соединяются эти две ночи? (Ответы.)
Да, холод, костер, работники, женщины – все это присутствует и в евангельском, и в чеховском текстах. А что еще сближает двух героев: студента и апостола Петра? (Ответы.)
И тот и другой предали Иисуса Христа. Но если отречение апостола Петра очевидно, то каким образом предает Господа Иван Великопольский? (Ответы.)
Стоит вспомнить, что всякий православный верующий человек почти всю Страстную Пятницу проводит в храме – такова особенность богослужений в этот день, наполненных особенной скорбью по распятому и умершему на Кресте Спасителю. Иван Великопольский, не только по рождению принадлежащий к духовному сословию (он сын сельского дьячка), но и по образованию и воспитанию тесно связанный с основами церковной жизни (он студент духовной академии), на весь день уходит с ружьем в лес. Таким образом, он становится прямым предателем Христа, так как своим поступком ясно говорит: «Я не знаю Его». Неслучайно, рассказывая об апостоле, студент приводит сравнение: «Петр грелся, как вот я теперь».
Кто из вас, ребята, хорошо знает евангельский текст и может сказать, чем заканчивается для Петра предательство своего Учителя? (Ответы. Затем звучит в записи отрывок из Евангелия от Иоанна: 21:15–18.)
«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною».
Мы видим, что своим отречением Петр лишил себя апостольского достоинства, однако же любовь Спасителя к падшему ученику не ослабела. Господь по Своем Воскресении явился Петру и во время трапезы на Тивериадском озере (тоже у костра) восстановил Своего ученика в апостольском достоинстве – троекратно спрашивая его о любви к Себе и предсказывая ему мученическую смерть на кресте.
А получает ли прощение за предательство Христа студент Иван Великопольский? Если да, то в какой момент это происходит? Докажите примерами из текста. (Ответы.)
Если Господь простил Своего ученика, проявившего душевную слабость, и не перестал любить его, то, вне всякого сомнения, Он простит и любого человека, покаявшегося в своем согрешении. Мы видим это на примере главного героя. Рассказывая об апостоле Петре, Иван Великопольский вместе с ним сопереживает страшные минуты предательства: «…бедный Петр истомился душой, ослабел»;
«изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вослед…» Студент не просто понимает, что тревожит Петра, он проникается его состоянием, разделяет его. И вот это переживание предательства апостола как свое собственное помогает Ивану очиститься душой и по-иному осознать жизнь.
Каким образом автор показывает, что происходит духовное озарение, преображение героя? (Ответы: зеркальная композиция – пейзаж, чувства героя в начале и в конце повествования, реакция на слезы женщин.)Момент душевного озарения, просветления героя – кульминационный в чеховском повествовании. И он связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа. Вокруг ничего не изменилось: окружающий мир по-прежнему пребывает в дисгармонии. Но преобразился сам Иван Великопольский, «и радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух».
Встреча героя с Богом совершилась. Его сердце открылось для добродетели радования, потому что только Христос дает радость, духовное утешение и райское ликование. И потому «невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Светлана Грошева
Справка
Светлана Григорьевна Грошева – учитель русского языка и литературы, директор Александро-Невской общеобразовательной школы г. Архангельска.