Учение святых отцов об истинном смысле доброделания.
Смысл доброделания
Сейчас много говорится о необходимости добрых дел, о высокой нравственности, о гуманности. Даже привычными стали для нас понятия гуманитарная помощь, благотворительность, а люди, тем не менее, становятся все нетерпимее друг к другу. Растет преступность, все больше становится брошенных стариков и детей, наблюдается полное отчуждение и равнодушие к человеку. В чем же дело? Может быть эти добрые дела не истинны и потому не приносят пользы? Тогда в чем же истинный смысл добрых дел?
Исполнение воли Божией – смысл доброделания
Откуда пришло в наш мир зло? Откуда появились несправедливость, нетерпимость, жестокосердие, болезни, невзгоды и прочие скорби? Все это последствия грехопадения. Оно помрачило грехом нашу природу и явилось причиной нашей смерти духовной, а затем и телесной. Оно отделило нас от Бога – Источника Жизни и Добра преслушанием прародителей. И чтобы приблизиться нам теперь к Богу необходимо преодолеть это преслушание, а возможно это сделать только послушанием Богу. «Послушание есть первое в числе вводных (новоначальных добродетелей) добро, ибо оно отсекает кичение и порождает в нас смиренномудрие. Итак, тем, кто восприемлет борьбу с гордынею диавольскою, прежде всего должно возревновать о сей добродетели, и она, предшествуя, незаблудно покажет им потом все стези добродетели. Послушание – это путь, который ведет нас к Богу. А без Бога ничего доброго быть не может, ибо только Он есть Добро и всякое Благо. А потому все наши добрые дела только тогда поистине добрые, когда угодны Богу. Исполнение воли Божией есть смысл нашего доброделания, ибо всякому благу Промысленник и Податель» – Бог. И только этот путь ведет к спасению.
Содержание доброделания
Принято думать, что добрые дела – это прежде всего милостыня, пост, незлобие, покорность, доброе отношение к окружающим. Это так, но дела эти внешние, они есть форма нашей деятельности в мире, а содержание доброделания во внутренней, духовной деятельности человека. Именно это внутреннее, духовное наше доброделание и проявляется в делах внешних, а потому и является начальными, определяющими для нашего внешнего доброделания. Это справедливо и в отношении послушания. Прежде всего, оно достигается в отсечении своей воли, а потом уже проявляется в виде покорности. Как же достичь нам истинного послушания?
Покаяние – как начало всех добродетелей
На какой же почве произрастают в душе нашей такие замечательные плоды добродетели, как смирение и терпение? Эта почва – покаяние. Оно дает начало развитию добродетелей и питает их. Покаяние – это «появление весны в природе: обилие света, сокращение ночи, умаление холода, увеличение теплоты солнечной, пробуждение растительной и жизненной силы в растениях. Есть весна духовная: теплое покаяние душ христианских, проявление света в душах, приближение ко Христу и Христа к душам кающихся; слезный дождь, слезные вздохи покаянные».
Значение малых дел в доброделании
Если покаяние соединяет нас с Богом, а смирение и терпение ведут в Царство Небесное, то нужны ли нам дела внешние? Нужны. Ибо они утверждение наших внутренних добродетелей. «Вера без дела мертва»(Иак. 2:20).
Многие думают, что дела веры должны быть великими, что Бог требует от нас высоких подвигов, а потому и страшатся приступить к доброделанию. На самом деле от нас требуется не грешить в малом и исполнять заповеди Божии в делах легких. Ибо из малого складывается великое. «Поистине малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах-кирпичах малого добра». Возрастание в добродетели происходит постепенно, от малого к большому, от легкого к трудному. Как младенец не может понести тяжелого, так и начинающий духовный путь должен начинать с малого дела. Если для нас вредно даже самое малое зло, значит, полезно и самое малое добро. Мы собираем добрые дела, чтобы войти с ними в Царствие Божие. Если не дает Господь высокого подвига, значит, нужно стараться стяжать малые дела во множестве. «Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение. Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Великое спасение людей в том, что они могут привиться к стволу вечного дерева жизни через самый ничтожный черенок – поступок добра».
Цель доброделания – стяжание Святаго Духа
Всякое дело имеет свою цель. Но в чем цель нашего доброделания? Сейчас нередко можно услышать, что Бог живет в душе каждого человека, и всякий, творящий добрые дела, спасется. Верно ли это? Нет, неверно. В Царствие Божие ведут нас дела, творимые только ради Христа. Они соединяют нас с Ним Крестом Животворящим и делают нас чадами Божиими. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мною»(Лк. 9:23). Наши добрые дела должны быть нашим крестом, соединяющим нас с Господом. Если же мы их делаем только для себя или для ближних (даже с благой целью войти в Царство Небесное), то тщетны все наши усилия. Это всего лишь исполнение Закона, который требовал и десятину на храм давать и седьмую часть на бедных. А за исполнение Закона награда не положена. Исполнение Закона вменяется нам в земную обязанность.«Молитва, пост, бдение и другие дела христианские, сколь ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они служат необходимыми средствами для достижения ее». Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего.
«Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает». Надо всегда помнить, что всякое наше доброе дело: великое ли, малое ли творить надо ради Христа, чтобы стяжать сокровище Святаго Духа, которое только и открывает нам путь на небеса. Не облаченный в одежды сии изгоняется вон с брачного пира. «Стяжание Духа Божия есть… капитал, но только благодатный и вечный».
Елена Смольникова