Тема урока для учащихся 4-5 классов – добродетель мужества. Мы поговорим о том, что такое мужество в христианском понимании этого слова, вспомним мужественных людей прошлого и настоящего.
Цель урока: содействовать воспитанию христианской добродетели мужества у детей.
Задачи урока:
– узнать, что такое добродетель мужества или трезвения в христианском понимании этого слова;
– обратиться к примерам мужественных людей прошлого и настоящего: личностям святого благоверного князя Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, воина Евгения Родионова и других;
– выяснить, как оставаться мужественным в современном мире.
Не в силе Бог, а в правде
Святой благоверный князь Александр Невский – великий воин и мужественный человек, во время правления которого (XIIIвек) Русь отстояла свою независимость от католического Запада, выстояла в условиях татаро-монгольского нашествия.
В 1240 г. юный 20-летний князь Александр с небольшой дружиной разбил шведов в устье Невы. Целью вторжения неприятеля был захват устья реки, а также Великого Новгорода, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки».
Перед знаменитой Невской битвой, помолившись в новгородском храме Святой Софии, Александр произнес: «Не в силе Бог, а в правде».
За блестящую победу над превосходящими силами противника Александр получил наименование Невский. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и обеспечения безопасности границ России со Швецией в условиях Батыева нашествия.
Чуть позже, в 1242 г., Александр Невский выиграл сражение у немецких рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере (Ледовое побоище). И вскоре заключил мирный договор с татарским ханом Батыем, понимая, что невозможно вести войну на севере и на востоке одновременно, совершив таким образом и подвиг смирения. В отличие от шведов и немцем ордынцы не требовали от русских отказываться от православной веры.
В 1262 г. правитель Орды хотел призвать русских воинов для участия в походе на Персию (Иран). И князь Александр отправился на переговоры, «дабы отмолить люди от бед». В этой миссии он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов в свое войско. Тысячи жизней были спасены. Возвращаясь домой, князь смертельно заболел (возможно, он был отравлен), а перед смертью принял монашеский постриг с именем Алексий…
Вопросы:
1. Как вы понимаете выражение Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде»?
2. Александр Невский был великим воином, и в то же время ради сохранения жизней русских людей смирялся, подолгу жил в неволе. В чем состояло его мужество?
3. В нашей обычной жизни кого можно назвать мужественным человеком? Можно ли считать мужественным ребенка, который борется со своей ленью? С привычкой проводить все свободное время в социальных сетях?
Себя победишь – будешь воистину непобедим
Еще древний философ Сократ спрашивал своих учеников: что такое истинное мужество? Когда ему привели примеры всевозможных отважных поступков, он сказал, что мужественный – человек, сильный в борьбе с вожделениями и пожеланиями. То есть со своими плохими привычками, страстями.
Однажды старец с острова Талабск (Залит) Николай Гурьянов сказал пришедшему к нему офицеру, который до этого побывал на войне в горячих точках: «Тебе необходимо мужество. Ты думаешь, что мужество – это геройство, отвага, а это умение видеть свои грехи и оплакивать их».
Добродетель мужества иногда называют трезвением, что означает внимание к своим мыслям и чувствам, удаление от злых, недобрых движений своей души, принятие только добрых помыслов. То же касается и наших чувств. Не всякому из них, что возникло в нашем сердце, нужно следовать.
Грех не сразу входит в душу, а постепенно – через зрение и слух. Поэтому нужно беречь глаза и уши от дурных впечатлений, не бродить бездумно по интернету. Чем раньше мы замечаем вхождение греха в душу, тем легче с ним бороться и тем проще победить.
Труд и молитва – средства воспитания мужества
Мужество, умение бороться со своими плохими привычками, грехами, можно и нужно в себе воспитывать.
Известно, что Александр Васильевич Суворов рос болезненным ребенком. «Болезный ты мой», – сетовала мать. А он неожиданно начинает себя закалять, причем не только тело, но и характер. С утра обливается холодной водой, в любую погоду – в дождь и пургу – скачет верхом в тонком плаще и легкой шляпе. Досконально изучает ход разных сражений.
В 12 лет Суворова записывают в Семеновский полк солдатом «с обязательством на два года отпустить для прохождения наук». Мальчик осваивает арифметику, языки, тригонометрию, фортификацию, артиллерию, инженерию. Чтобы в строевых занятиях во время марша не сгибались коленки, Александр Суворов подвязывает к ним твердые дощечки, часами стоит у стенки, упершись в нее затылком, выпрямляя осанку.
Но вот приходит время настоящих караулов. И не где-нибудь, а у царского дворца в Петергофе. Как-то по парку прогуливалась императрица Елизавета Петровна. Она обратила внимание на прекрасную выправку гвардейца:
– Назови свое имя.
– Капрал 3-й мушкетерской роты лейб-гвардии Семеновского полка Александр Суворов!
– Не сын ли ты полковника Василия Ивановича Суворова?
– Сын, Ваше Величество!
– Батюшка у тебя хоть куда. Да и ты, вижу, справен. Вот тебе за усердие. – И государыня подала солдату серебряный рубль.
– Не могу взять, Ваше Величество. Не позволяет устав караульной службы.
– Молодец, – похвалила Елизавета Петровна. – Знаешь что, – добавила шепотом, – я рядом в травку положу. После службы и возьмешь.
Подарок государыни, дочери Петра Великого, Суворов сохранит до конца жизни. Позже он напишет: «Солдату надлежит быть тверду, храбру, правдиву».
Известно, что Суворов не проиграл ни одного сражения. Воевал с турками, штурмом брал Измаил и Прагу в 1794 г., руководил союзными войсками в итальянском походе в 1799 г. против французов, а после предательства Австрии организовал легендарный переход русских войск через швейцарские Альпы в 1799–1800 гг.
Но пережил Суворов и опалу, и ссылку – из-за разногласий с императором Павлом I по поводу реформирования русской армии. В новгородском имении Кончанское к нему был приставлен надзиратель, коллежский асессор Николаев. Благодаря его доносам мы узнаем некоторые подробности о жизни Суворова в изгнании.
«Ежедневные его упражнения суть следующие, – докладывал Николаев, – встает до света часа за два. Напившись чаю, обмывается холодной водою, по рассвете ходит в церковь к заутрене и, не выходя, слушает обедню, сам поет и читает…»
Изгнанный из столицы, лишенный всех своих титулов, Суворов, тем не менее, не позволил себе унывать: он обращается к Богу. И Господь призывает его на новые подвиги – Суворов едет в итальянский поход.
Высшая степень мужества
Высшая степень мужества – мученичество, когда человек жертвует своей жизнью, сражаясь за Родину, защищая свою веру или близких людей. А иногда просто с достоинством и упованием на Бога принимает неизбежные обстоятельства.
Послушайте рассказ «Аморальный приказ» писателя Вячеслава Дегтева (1959–2005). Действии повествования разворачиваются вскоре после революции 1917 г., когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, верующих людей.
Аморальный приказ
Шли мы тогда из Владивостока в порт Ванино. Рейс был последний в сезоне. Шансов успеть до ледостава почти не оставалось. Из Ванино сообщили, что у них на рейде уже появились льдины. Я недоумевал: зачем послали так поздно? Однако надеялся, что зима припозднится и удастся проскочить. Тихая и теплая погода в Японском море давала основания для таких надежд.
На борту у меня был «особый груз» – осужденные священники, настоятели монастырей, высшие иерархи. Надо сказать, однажды мне уже приходилось переплавлять заключенных – страшно вспомнить… В этот раз – совсем другое дело. Ни тебе голодовок, ни поножовщины, ни шума, ни крика. Охранники маялись от безделья. Они даже стали их выпускать на палубу гулять, не боясь, что кто-нибудь из осужденных бросится за борт. Ведь самоубийство по христианским понятиям – самый тяжкий грех. На прогулках святые отцы чинно ходили по кругу, худые, прямые, в черных длинных одеждах, ходили и молчали или тихо переговаривались. Странно, но, кажется, никто из них даже морской болезнью не страдал, в отличие от охранников, всех этих мордастых увальней, которые, чуть только поднимается небольшая зыбь, то и дело высовывали рожи за борт…
И был среди монахов мальчик Алеша, послушник, лет двенадцати от роду. Когда в носовом трюме устраивалось моление, часто можно было слышать его голос. Алеша пел чистейшим альтом, пел звонко, сильно и с глубокой верой, так что даже грубая обшивка отзывалась ему. У Алеши была собака Пушок. Рыжеватый такой песик. Собака была ученая, понимала все, что Алеша говорил. Скажет мальчик, бывало: «Пушок, стой!» – и пес стоит на задних лапах, как столбик; прикажет: «Ползи!» – и пес ползет, высунув от усердия язык, вызывая у отцов смиренные улыбки, а охрану приводя в восторг; хлопнет в ладоши: «Голос!» – и верный друг лает заливисто и с готовностью: «Аф! Аф!» Все заключенные любили Алешу и его кобелька. Полюбили его и матросы, даже охрана улыбалась при виде этой парочки. Пушок понимал не только слова хозяина, он мог читать даже его мысли: стоило Алеше посмотреть в преданные глаза, и пес уже бежал выполнять то, о чем мальчик подумал.
Наш замполит, Яков Наумыч Минкин, в прошлом циркач, восхищался Пушком: уникальная собака, с удивительными способностями, цены ей нет. Пытался прикармливать пса, но тот почему-то к нему не шел и корма не брал. Однажды на прогулке наш старпом подарил Алеше свой старый свитер. С каждым днем заметно холодало. Мальчик зяб в своей вытертой ряске. Алеша только посмотрел Пушку в глаза – и пес, подойдя к старпому, лизнул его в руку. Старик так растрогался.
Возвращаясь к хозяину, пес ни с того ни с сего облаял Якова Наумыча, спешившего куда-то. Чуть было не укусил. Мне непонятно было такое поведение собаки. Однако на другой день все стало ясно. Я зашел к замполиту в каюту неожиданно, кажется, без стука, и увидел в его руках массивный серебряный крест. Яков им любовался… Крест был прикреплен колечком к жетону. Жетон был увенчан короной, на нем – зеленое поле, а на поле – серебряный олень с ветвистыми рогами, пронзенный серебряной стрелой. Яков перехватил мой взгляд. «А наш-то послушник, оказывается, князь!» – сказал он как ни в чем ни бывало и кивнул на крест с гербом.
Вот так мы и шли пять суток.
И вот на шестой день плавания Яков спросил координаты. Я сказал. Он озадаченно пробурчал что-то и спустился в носовой трюм. Вскоре вернулся с Пушком под мышкой. Пушок скулил. Алеша, слышно было, плакал. Кто-то из монахов успокаивал его. Замполит запер пса в своей каюте, и я расслышал, как он резко одернул старпома, попытавшегося было его усовестить: «Не твое дело!» После чего послонялся какое-то время по палубе, нервно пожимая кулаки, потом опять сходил в свою каюту и вернулся с черным пакетом в сургучных печатях. Вновь спросил у меня координаты. Я сказал: такие-то. Тогда он торжественно вручил мне пакет. Я сломал печати. В пакете был приказ.
Вы слышите – мне приказывалось: остановить машину, открыть кингстоны и затопить пароход вместе с «грузом». Команду и охрану снимет встречный эсминец. Я опешил. И с минуту ничего не мог сказать. Может, ошибка? Но тут подошел радист и передал радиограмму с эсминца «Беспощадный боец революции Лев Троцкий» – корабль уже входит в наш квадрат.
Что я мог поделать – приказ есть приказ! Помня о долге капитана, я спустился в каюту, умылся, переоделся во все чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция. Внутри у меня было, как на покинутой площади… Долго не выходил из каюты, находя себе всякие мелкие заботы, и все время чувствовал, как из зеркала на меня смотрело бескровное, чужое лицо.
Когда поднялся на мостик, прямо по курсу увидел дымы эсминца. Собрал команду и объявил приказ. Повел взглядом: кто?.. Моряки молчали, потупив глаза, а Минкин неловко разводил руками. Во мне что-то натянулось: все, все они могут отказаться, все – кроме меня!..
– В таком случае я сам!..
Спустился в машинное отделение – машина уже стояла, и лишь слышно было, как она остывает, потрескивая, – и со звоном в затылке отдраил кингстоны. Под ноги хлынула зеленая, по-зимнему густая вода, промочила ботинки, но холода я не почувствовал.
Поднявшись на палубу – железо прогибалось, – увидел растерявшегося замполита, тот бегал, заглядывал под снасти и звал:
– Пушок! Пушок!
В ответ – ни звука. Из машинного отделения был слышен гул бурлящей воды. Я торжественно шел по палубе, весь в белом, видел себя самого со стороны и остро, как бывает во сне, осознавал смертную важность момента. Был доволен тем, как держался, казался себе суровым и хладнокровным. Увы, не о людях, запертых в трюмах, думал, а о том, как выгляжу в этот роковой миг. И сознание, что поступаю по-мужски, как в романах – выполняю ужасный приказ, но вместе с тем щепетильно и тщательно соблюдаю долг капитана и моряка, – наполняло сердце трепетом и гордостью. А еще в голове тяжело перекатывалось, что событие это – воспоминание на всю жизнь, и немного жалел, что на судне нет фотоаппарата…
Из трюмов донеслось:
– Вода! Спасите! Тонем!
И тут мощный бас перекрыл крики и плач:
– Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят. Свя-тый Бо-о-же, Свя-тый Кре-епкий, Свя-тый Бес-с-смерт-ный, поми-и-илуй нас! – запел он торжественно и громко.
За ним подхватил еще один, потом другой, третий. Тюрьма превратилась в храм. Хор звучал так мощно и так слаженно, что дрожала, вибрировала палуба. Всю свою веру вложили монахи в последнюю молитву. Они молились за нас, безбожников, в железном своем храме. А я попирал этот храм ногами…
В баркас спускался последним. Наверное, сотня крыс прыгнула вместе со мной. Ни старпом, ни матрос, стоявшие на краю баркаса, не подали мне руки. А какие глаза были у моряков!.. И только Яков Наумыч рыскал своими глазами-маслинами по палубе, звал собаку:
– Пушок! Пушок! Чтоб тебя!..
Пес не отзывался. А пароход между тем погружался. Уже осела корма и почти затихли в кормовом трюме голоса. Когда с парохода на баркас прыгнула последняя крыса, – она попала прямо на меня, на мой белый китель, – я дал знак отваливать. Громко сказал: «Простите нас!» – и отдал честь. И опять нравился самому себе в ту минуту…
– Подождите! – закричал замполит. – Еще чуть-чуть. Сейчас он прибежит. Ах, ну и глупый же пес!..
Подождали. Пес не шел. Пароход опускался. Уже прямо на глазах. И слабели, смолкали один за другим голоса монахов, и только в носовом трюме звенел, заливался голос Алеши. Тонкий, пронзительный, он звучал звонко и чисто, серебряным колокольчиком – он звенит и сейчас в моих ушах!
– О мне не рыдайте, плача, бо ничтоже начинах достойное…
А монахи вторили ему:
– Душе моя, душе моя, восстань!..
Но все слабее вторили и слабее. А пароход оседал в воду и оседал… Ждать больше было уже опасно. Мы отвалили.
И вот тогда-то на накренившейся палубе и появился пес. Он постоял, посмотрел на нас, потом устало подошел к люку, где все еще звучал голос Алеши; скорбно, с подвизгом, взлаял и лег на железо.
Пароход погрузился. И в мире словно лопнула струна… Все заворожено смотрели на огромную бурлящую воронку, кто-то из матросов громко икал, старпом еле слышно бормотал: «Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, иде же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная…» – а я тайком оттирал, оттирал с белоснежного рукава жидкий крысиный помет и никак не мог его оттереть…
Вот вода сомкнулась. Ушли в пучину тысяча три брата, послушник Алеша и верный Пушок…
Подвиг Евгения Родионова
В наши дни также есть мужественные мученики. Среди них – русский солдат Евгений Родионов, совершивший свой подвиг во время первой чеченской войны в 1990-е годы.
Он родился в 1977 г., рос обычным ребенком в советской семье. Его мама, Любовь Васильевна Родионова, рассказывает, что в 11 лет мальчик вернулся с летних каникул с крестиком на шее. «Я удивилась, спросила: «Женя, что это?» Он сказал: «Это крестик. Я ходил с бабушкой в церковь, причастился, исповедался, и это мне дали». – «Женя, сними ты это, над тобой будут смеяться». Промолчал, ничего не сказал, но крестика не снял. И в дальнейшем на всех фотографиях среди разных людей – крестик на нем. Когда Жене исполнилось 18 лет, его призвали в армию. Идти в армию ему не хотелось, но долг – это все. И он, и все его друзья как-то очень отчетливо понимали, что есть вещи, которые хочешь не хочешь, а делать надо. Ни о каком увиливании от армии у них и разговоров не было. Простился со мной и уехал.
Его командировали в воинскую часть погранотряда в Чечне. Ровно месяц Евгений прослужил на заставе и попал в плен – вместе с товарищами, их было четверо: Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев и Женя. Три с половиной месяца ребята находились в плену. Три с половиной месяца унижений, побоев, издевательств, которые Женя мог прекратить в любой день. Каждый день ему говорили: «Ты можешь жить». Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом, и все». Но Женя понимает, что значит стать «братом» чеченского боевика. Это означает взять оружие и воевать против своих, своих друзей. Евгению хватило твердости сделать нравственный выбор. Его зверски убили, отрубив голову в день его 19-летия – 23 мая 1996 г.
Я искала своего сына и нашла только через десять месяцев с огромным трудом. Господь защитил меня от бомбежек, не дал мне погибнуть, видимо, посчитал, что мой долг, долг матери – найти сына, похоронить его в родной земле. Похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с отпеванием и преданием земли».
Подведение итогов урока
Сегодня мы вспоминали мужественных людей в русской истории и литературе. При этом пришли к выводу, что мужество – это не только геройские поступки, но и решимость бороться со своими недостатками, исправляться, побеждать себя…
Мужество начинается с трезвения – внимания к своим мыслям и чувствам, отстранения злых и нечистых помыслов и принятие добрых.
А о каких средствах воспитания мужества вы сегодня узнали? (Труд, молитва, трезвение.)
Домашнее задание
- Нарисуйте мужественных людей, подпишите высказывания этих героев.
- Закаляйте свое тело физическими упражнениями, зарядкой, обливаниями.
- Воспитывайте силу воли и духа, соблюдая пост, участвуя в Богослужениях и Таинствах Церкви.
Энциклопедия мужества. Высказывания А.В. Суворова
Молись Богу – от Него победа.
Солдат – не разбойник.
Легко в учении – тяжело в походе, тяжело в учении – легко в походе.
Праздность – корень всему злу, особливо военному человеку.
Сам погибай – товарища выручай.
Кто напуган – наполовину побит.
Дисциплина – мать победы.
За ученого трех неученых дают.
Определение мужества
Мужество – решимость, верность долгу, упование на Бога в сложных жизненных обстоятельствах и ответственность перед Ним. Умение видеть и побеждать свои недостатки и страсти по слову Александра Суворова: «Себя победишь – будешь воистину непобедим».