У войны неженское лицо. Но скольких женские руки на войнах спасали! Мы подобрали примеры женского мужества во время основных войн на территории нашей страны, а также советы святых отцов и матерей, подвижников наших дней христианкам.
В Отечественную войну 1812 года не вся Москва сгорела…
Перед отходом варвары заложили в подземелье Смоленского собора и Успенской церкви бочки с порохом и прокопали к ним узкие канавки. В кельях и покоях была разбросана солома и оставлены горящие свечи. Огонь зловеще полз по зажигательному шнуру, все меньше и меньше становились огарки. Еще несколько минут, и прекрасные памятники русской архитектуры должны были бы превратиться в развалины. Растерянные монахини и служители метались по двору и не знали, что предпринять… Но нашлась среди них отважная женщина, которая проявила в такой напряженный момент храбрость и распорядительность. Это была монастырская казначея Сарра. Наполнив ведра водою, она и еще три монахини ринулись в темноту подвалов и залили пламя, которое было уже совсем неподалеку от взрывчатых веществ. Затем они, увлекая своей самоотверженностью остальных, рассыпались по всем монастырским помещениям и потушили начавшиеся кое-где пожары. Преступный план святотатцев не осуществился. После такого мужественного подвига инокини стеклись в неповрежденный собор, и под его дивными сводами зазвучали песнопения благодарственного молебна…
Воспоминания штатного служителя Новодевичьего монастыря Семена Климыча
Медсестры на полях войны
Есть интересная книга «О подвижницах милосердия», в которой рассказывается о русских сестрах милосердия, которые прошли через дореволюционные еще войны. Эти женщины являли собой пример подлинного героизма, настоящей великой жертвенной любви, за которую отдавали свою жизнь. Это были и простые женщины, и женщины из великосветского общества, которые, оставив всё, шли на фронт и наравне с солдатами переносили все тяготы войны. Об одной из них рассказывается: «…уголок в палатке, снопик под голову, серая рвань какая-то, брошенная на слякоть. Холод, осень. Ни одеяла, ни подушки. «И одеяло, и подушку больным отдала», – отзывается доктор. – Носилки принесли, в чем раненых носят, – и те сволокла в палатку, умирающего поместила на них. Сама в грязи спит. Зашел я раз к ней, холодно было, накрыть-то нечем, все, что было, снесла туда. Сидит дрожит и руки над фонарем греет, что за натура?! Несколько раз ее тиф захватывал. Придет отдохнуть, и голова начинает кружиться, болеть, ноги не держат, вот-вот сляжет. Нет, позвали к больным – все как рукой снимет, опять бодрая, неутомимая».
Или сестра Раевская из Петербурга, из высшего света, у нее уже кончалась командировка, ее отзывали в Петербург – родственники звали ее отдохнуть и подлечиться. Да и она, кажется, была уже и готова, но вот подошла к умирающему и уйти уже не смогла.
– Ну что, Степанов? – спросила Раевская, входя в шалаш.
– Сестра, голубушка, родимая – все бросили, все ушли, ты одна со мной, спаси тебя Бог! Дал Он мне тебя.
– Ну полно-полно, кто ж тебя бросил? Видят, что тебе лучше, пошли к другим, кому потяжелее. А я сюда зашла, отдохнуть, поболеть с тобою.
– Вот-вот, спасибо, сестра.
Она ему и говорит:
– Мы еще домой поедем. Нет, я тебя не брошу, нет, я не брошу вас, останусь я с вами, – вся в слезах умиления повторяла она.
И не ушла она, отказавшись от всего. Не ушла к голубому морю, но не ушла также и от смерти, давно сторожившей мученицу.
И много было еще других беззаветных тружениц, которые шли «прямо по канавам на военном марше…» В книге описывается такой случай: идет сестра, за ней санитары несут больного, впереди большая канава, санитары думают: «Надо как-то обходить», – а она – прямо через эту воду и командует: «Идите за мной», – и стояла до тех пор в воде, пока всех больных не перенесли.
Поразительны примеры таких подвигов, когда медсестры ухаживали за прокаженными, когда они выезжали в лепрозорий и находились там вместе с больными, буквально отдавая свою жизнь, часто и сами там оставались…
Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Партизанки
Навсегда запечатлелось в моей памяти виденное спустя лишь несколько месяцев в дотла сожженном гитлеровцами белорусском селе Хоростов, что на Пинщине. Подразделения нашей бригады оказались здесь не случайно: в окрестных лесах предстояло нам дождаться и принять сброшенное с самолетов оружие, боеприпасы, снаряжение. Нехватка их в те дни, после тяжелых изнурительных боев, сказывалась с особенной остротой.
Ждать, однако, пришлось долго. Миновали сутки, другие, а самолетов все не было. Случись такое летом, да будь цела деревня – причин для беспокойства не возникло бы. Но стоял декабрь, вьюжистый, с лютым морозом под тридцать, со злыми метелями. Жилье же все вокруг было дотла спалено – немногие из уцелевших селян ютились кое-как в наспех вырытых убогих землянках.
Туго пришлось бы нашим бойцам, не приди им на помощь местные женщины. Буквально за час развели они промерзших, закоченевших на морозе людей по своим и без того тесным, жалким лачугам.
В одной из таких землянок вместе с другими бойцами довелось жить и мне. Провели мы там всего несколько дней, однако забыть картины страшной нищеты, царившей в любой из них, я не могу до сих пор.
Одетые в лохмотья, полуголодные, женщины и дети не первый уже месяц ютились на голых нарах, на лежалых тюфяках из прелой соломы. Редко где можно было встретить что-нибудь из домашней утвари, будь то обгорелая дюралевая миска или пара кружек из жести. Питались все мороженой картошкой да ржаными лепешками из скудных запасов уцелевшей муки. Но, несмотря на лишения и горе, люди эти сумели сохранить в себе удивительную доброту и душевное тепло.
В одной из землянок, помнится, день и ночь строчила ручная швейная машинка. На грубо сколоченных нарах возле старушки, сидевшей за шитьем, высилась стопка байковых одеял, собранных, должно быть, со всей округи. Рядом лежали аккуратно сложенные сшитые из одеял теплые куртки и брюки.
– Для кого шьете, мамаша? – спросил я.
Оторвавшись на минуту от работы своей, селянка устало улыбнулась:
– Для вас шью, для кого ж еще! Вишь, со всей деревни снесли материал, все, что только осталось. Разве для партизан пожалеет кто? – И она снова склонилась над машинкой.
Владимир Кириллович Яковенко, партизанский командир
Духовная брань
Вместо своего хотения должна быть заповедь Божия, воля Божия, ведущая нас к жизни вечной. Если бы вы были на войне, могли бы вы сказать, что не хочу идти в сражение? Нет, вы шли бы, не думая, шли на явную смерть. Если настоит духовная брань, если заповеди Божии требуют борьбы, как же мы можем говорить, что не хотим бороться, что приятнее отдать себя в плен нашим врагам? Какой срам! Какой ужас в здешней жизни, кто расслабит свою волю до такого состояния; а в будущей жизни еще более срама потерпит душа, когда откроются все ее дела и помышления! Надо просить, молить Господа, чтобы укрепил волю противиться страстным помыслам, обратил бы все силы, все стремления и хотения души к высшим целям, святым, высоким, благородным. Я буду молиться, чтобы Господь даровал вам решимость не только терпеть, страдать, но даже умереть за Его заповеди.
Преподобная Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова)
Чтобы быть в безопасности
Батюшка советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной молитве «Богородице Дево, радуйся». После этого, он говорил, если рядом разорвется снаряд или пуля, или случится пожар – никакая беда тебя не коснется.
Из жизнеописания схиархимандрита Виталия (Сидоренко)
Делай хотя бы единичные выстрелы!
Прочитай хотя бы один раз «Отче наш». Нельзя оставлять молитву совсем. Подобно тому как во время войны солдат, окружённый врагами на высоте, время от времени делает выстрел из своей винтовки, чтобы враги боялись и не шли в атаку, так и людям, у которых не остаётся сил на полноценную молитву, надо делать [духовные] выстрелы, чтобы тангалашка боялся и убегал.
Из бесед преподобного Паисия Святогорца
Борись со врагом всячески
Борись со врагом всячески: возмогай о Господе. Бегай от соблазнов. Борись с греховным привычками, борись с помыслами, ибо все начинается с помысла. А помыслы злые старается навеять враг. Чаще ограждай себя крестным знамением. Когда явится злой помысл, старайся прогнать его памятью о смерти, об адских мучениях. Представь, что ангел стоит возле тебя; вспомни, что ты Христу принадлежишь, приобщаешься Его Божественного Тела и Крови. Трудно бороться с греховным пороком, но нужно непременно победить его: в аду больнее и ужаснее будет. Бегай людей, бегай недобрых подруг. Если где видишь для себя соблазн, беги от этого места. Не стыдись исповедовать все: не щади себя, откровение помыслов – наилучший способ одолеть греховные привычки. Если в борьбе ослабеваешь, – если опять преткнешься или падешь, не отчаивайся, всплывай н опять борись, отчаяние – всех грехов грешнее. В чем застанет Господь, в том и судить будет.
Святитель Макарий (Невский)
Непобедимые оружия
Смирение, любовь и милосердие – сии три суть непобедимые оружия, кои даровала нам Святая Троица и на кои даже воззреть не может всё демонов полчище. Ибо в демонах и следа нет смирения. И где у них любовь или хоть тень милосердия? Облечёмся же в сии оружия, ибо носящий их вокруг себя неуловим для врагов.
Святые Каллист и Игнатий, из «Добротолюбия»
Кое-что о женском мужестве
Все женщины, преданные целомудрию, достойны названия мужественных.
Святитель Иоанн Златоуст
Многие жены отличились не менее мужей
У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличились не менее мужей; есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества. И за Самим Господом, в пришествие Его, следовали не только мужи, но и жены. Теми и другими совершалось служение Спасителю.
Святитель Василий Великий
Будем во всеоружии
Мужественной женщине я должен отдать преимущество перед каждым мужчиною, когда она, приняв духовное оружие, облекшись в броню праведности, возложив шлем спасения, оградившись щитом веры, препоясавшись поясом истины и взявши меч духовный, выходит на сражение, блистая оружием, духом своим стоя выше небес, разгоняя полки демонов, разрушая власть диавола, умерщвляя страсти, повергая на землю мертвых тел более, нежели на войне, повергая не людей, но беззаконные помыслы.
Святитель Иоанн Златоуст
Мужество быть христианкой
Женщины по своей любви к Господу бывают даже более мужественными. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин. 4, 18). И в XX в. при гонениях в нашей стране женщины зачастую смелее выступали, защищая святыни. И сейчас многие служения в Церкви несут именно женщины. Тут, конечно, много причин.
Страна прошла через столько войн. А на войне погибают всегда самые лучшие. И гибли преимущественно мужчины. В одном XX в. – не только в Великой Отечественной, но и в последних войнах в Афганистане, в Чечне, теперь в Сирии. А многие умирают из-за наркомании, алкоголизма. В большей степени подвержены этим недугам именно мужчины. Женщины все-таки в этом смысле воздержаннее, бережливее относятся к жизни. Они как призванные к воспитанию новых поколений более нравственны.
Многие жены сегодня мучаются из-за измен мужей. А те, кто из незамужних, – страдают из-за своей доверчивости. С одной стороны, она старается быть женственной, не прекословить. Но с другой стороны, когда нет крепкой семьи, где глава отец или муж, этими благими качествами могут воспользоваться, поступить коварно. Каждый судит о другом в меру своей испорченности. А сегодня общество в большей своей части развращено.
Женщина, если она живет без Бога, в своей жизни не имеет ничего устойчивого.
Надо быть твердой в вере. Иметь страх Божий. Жить нравственно. Быть христианкой.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
Искусство побеждать
Не желайте, прежде решительной победы, ни мира, ни отдыха
Вы нисколько не ошибетесь, добрейшая София Ивановна, если всю жизнь нашу уподобите продолжительной войне. Каждому из нас предназначено взять у иноплеменников свой Иерусалим и свой Царьград. Слава на небе ожидает победителя и завоевателя, – бесчестие вечное ожидает решительно побежденного, допустившего себе падение, из которого нет восстания. Не желайте, прежде решительной победы, ни мира, ни отдыха. Сражайтесь! Если чувствуете изнеможение, если побеждаетесь в мысли: то снова ободряйте себя, старайтесь не быть побежденною на самом деле и обучиться со временем к победе при столкновении одних мыслей.
Из писем святителя Игнатия (Брянчанинова) к Софьи Ивановне Снессоревой
Дистанция смеха. Как вести себя с искушающими?
А ты стеночку такую от всех поставь – (движение ладонью перед собой как по стеклу) – и побольше веселья. Пусть смеются, им легче, и – тебе серьёзные объяснения не мешают. Молитве – лёгкость нужна! А то все уж больно серьёзные. А нужна – ди-стан-ци-я смеха. От всех! Все-гда!
Схиигумен Иероним (Верендякин)
Сила женщины
Если знание – это сила мужчины, то мягкость – это сила женщины.
Из записей святой царицы Александры Феодоровны
Как вести себя с лукавыми
С искренними поступайте по искренности их, а с лукавыми – по лукавству. И это не только не грех, но прямое указание от Господа.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Подготовила Ольга Орлова