22–23 февраля в поселке Борисоглебский Ярославской области прошли XIX Всероссийские Иринарховские чтения.
Семья устроителя Иринарховских чтений Владимира Сергеевича Мартышина в 1990-е гг. возродила сельскую школу в одной из деревень Ярославской области. За четверть века в Ивановской на Лехте школе создана и успешно работает гармоничная программа целостного развития, которая включает такие дисциплины, как «Отечествознание», «Добротолюбие», красноречие, каллиграфия, живопись, музыка, хореография, этнография, курсы «Народный календарь и фенология», «Мир русской деревни», «Русский народ. Основы самосознания». Директор школы и его единомышленники учителя ведут огромную воспитательную, патриотическую работу. К примеру, В.С. Мартышин провел более 300 дней на раскопках в местах боев Великой Отечественной войны. 5200 имен всех воинов Борисоглебской земли от Алеши Поповича до героев Афганистана собрали сами школьники в синодик для поминания. Подобная работа идет вразрез со всеми образовательными стандартами и поэтому дорого обходится руководителю этой авторской школы. На войне, как на войне.
«Казалось бы, вот он тот самый «низовой» опыт, который просто обязано учитывать, составляя свои бесконечно и произвольно меняющиеся абстрактные прожекты, Министерство образования РФ, – говорит о школе В.С. Мартышина участник Иринарховских чтений, профессор Московского государственного областного университета И.А. Есаулов. – Эти перманентные, спущенные сверху, «изменения» уже четверть века не дают спокойно, нормально, творчески работать как раз наиболее неравнодушным к своему делу преподавателям по всей России… Прожекты, авторы которых то апеллируют к «западным» стандартам, то вдруг к «советскому опыту», но всячески уклоняются (часто просто из-за откровенного невежества) от того, что к началу XX века достигла русская система образования».
За последнее десятилетие в село Ивановское на Лехте Борисоглебского района переехало более 400 человек, в школе с кадетским корпусом сегодня 190 учащихся. Иринарховский крестный ход в июле в этих краях, как и Иринарховские чтения в феврале, – это продолжение просветительной, духоподъемной и объединительной работы, без которой невозможно возрождение села, района, страны.
В Чтениях приняли участие писатели В.Н. Крупин, В.Н. Николаев, Ю.Ю. Воробьевский, Г.П. Калюжный, фотохудожник, кинооператор А.Д. Заболоцкий, главный редактор интернет-портала «Русская народная линия» А.Д. Степанов, председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Л.А. Рябиченко, редактор издательства «Молодая гвардия» Л.А. Барыкина, доктор филосфских наук В.И. Большаков, доктор филологических наук И.А. Есаулов, кандидат филологических наук А.Е. Чернова, кандидат исторических наук Н.Я. Лактионова и еще более десятка ученых и литераторов.
Своей практикой духовного делания, воспитания детей в вере на примере конкретной школы поделился игумен Киприан (Ященко), главный редактор журнала «Покров», кандидат педагогических наук.
Нынешние Иринарховские чтения на тему: «Святость и патриотизм», были посвящены «Слову о законе и благодати», произнесенному в Киеве первым русским митрополитом Иларионом. Мировоззренческим сводом назвал этот дивный литературный памятник середины XI века в своем выступлении сопредседатель Союза писателей России Сергей Котькало и отметил, что даже либерально настроенный академик Дмитрий Лихачев писал: «Тема «Слова» – тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи или вселенской церкви. Святитель Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа».
«В последующем, – говорит С.И. Котькало – «богоизбранничество» трансформировалось в понятия «малый народ», «золотой миллиард», «мировая закулиса», «элита» современного мира. Много есть синонимов, характеризующих кучку «богоизбранных», попирающих христианские заповеди.
Для православных людей, для русского человека «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, поставленного не Константинопольским патриархатом, а Собором русских епископов, стало опорным камнем, на котором сформировался наш общий дом, выстояла и продолжает жить наша большая славянская семья».
Значимое место на Чтениях по сложившейся традиции занимают исследования по теме краеведения, к примеру, об особенностях иконографии преподобных Феодора и Павла Борисоглебских (заведующая отделом древнерусского искусства музея-заповедника «Ростовский кремль» В.И. Вахрина), о заповедном месте близ Ростова Великого, называемом «Гора святой Марии» (иерей Александр Парфенов). Однако важно то, что именно здесь великие умы современной России сверяются в своих мировоззренческих установках, политических взглядах, стараются порой в серьезных дискуссиях ответить на вопрос: «Как нам возродить Россию». Всем ясно одно: надо помочь народу сохранить свое самосознание, и не забывать, особенно молодежи, что Родина – это дар Божий.
Именно о молодежи – с тревогой и надеждой – звучало в выступлениях ученых и литераторов, говорилось о том, что если мы не вложим в молодежь нравственные качества, то молодому поколению защищать будет нечего.
Понимая, каким брожениям подвержены умы современной молодежи, писатель Владимир Крупин, выступая, начал с мысли о том, что для революции нужно всего лишь три дня не давать рабочим хлеба и вытащить шпану из тюрем. Вот и вся схема любой революции, и современной – тоже. Просто, по-отечески, В.Н. Крупин говорил о России, обращаясь особенно к школьникам, всегдашним участникам Чтений, чтобы не забывали: это не территория, а святая земля.
Вот и писатель Виктор Николаев со своей военной выправкой, имеющий огромный опыт воспитательной работы с молодежью в тюрьмах, делится опытом, говоря, что по наследству передается мужество, но также по наследству переходит хамство и прочие пороки. В.Н. Николаев убежден, что в ситуации, когда в нашей стране более миллиона беспризорников, когда в тюрьмах сидят дети, воспитанные на фильмах «Сволочи», «Бригада», надо принимать самые жесткие меры к сценаристам и кинематографистам, которые сплошь романтизируют бандитизм. Писатель напомнил, что у нас есть примеры для воспитания молодого поколения, достаточно назвать имена героев – наших современников: погибшего в Сирии в 2016 г. Александра Прохоренко, погибшего в Аргунском ущелье в 2000 г. полковника Николая Майданова, замученного в 1996 г. в Чечне священника Анатолия Чистоусова… Их героизм граничит со святостью.
«Это Англия или Франция могут существовать без святости, а Россия – нет», – продолжил эту мысль в своем научном докладе о духовности в русской классической литературе профессор И.А. Есаулов.
Много прозвучало выступлений по теме исследования литературных произведений и исторических трудов. Юлия Николаевна Сытина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской классической литературы Московского государственного областного университета, в своем докладе раскрыла тему поэтики чудесного в «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина. Ю.Н. Сытина убеждена, что для Карамзина характерно строгое отношение к чуду. «Передавая «сверхъестественные» события истории, – отметила автор исследования, – Карамзин или делает отсылку ко мнению летописца, или оставляет событие без комментария, тогда оно само говорит за себя, в иных же случаях он прямо и не фигурально пишет о милосердии Неба. Однако тогда чудо не является для Карамзина чем-то «сверхъестественным» – оно факт реального бытия, и в этом, как представляется, Карамзин именно такой реалист, о котором пишет Ф.М. Достоевский в «Братьях Карамазовых»: «Не чудеса склоняют реалиста к вере. В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры. Если реалист раз поверит, то он именно по реализму своему должен непременно допустить и чудо».
Иринарховские чтения соединяют рассыпавшиеся на изломах нашей истории смыслы, объединяют порой непримиримых в своих взглядах людей. Собственно, объединение народных сил и было задачей преподобных Сергия Радонежского и Иринарха Затворника в самые решающие моменты нашей истории. Сегодня, когда против нас развернута информационная война, мы должны мобилизоваться хотя бы на уровне самосознания.
Ирина Ушакова