Династические связи потомков Рюрика с европейскими царственными и королевскими домами были самые тесные и взаимовыгодные: русские княжны выходили замуж в Европу, да и оттуда на Русь ехали невесты.
В большинстве своем эти браки преследовали сугубо политические цели, могли служить основой определенного военного союза, что, впрочем, чаще всего по своей сути совпадало.
Яркой иллюстрацией тому может быть судьба одного из сыновей Михаила Черниговского – князя Галицкого Ростислава Михайловича, который в 1243 г. женился на Анне (Агнессе), дочери короля Венгрии Бела IV. Родство Рюриковичей с династией Арпадов еще более укрепилось.
Король Бела IV, несмотря на далекие от дружественных взаимоотношений с самим Михаилом Черниговским, называет меж тем Ростислава «своим любимейшим зятем» и определяет тому во владение обширные земли со столицей в Белграде. Теперь Ростислав не просто князь Галицкий – он бан (правитель) Сербской Мачвы и Славении. В этом династическом браке будет рождено семеро детей. Нам же любопытна судьба их дочерей.
В год мученической кончины русского дела святого князя Михаила Черниговского у супругов родилась дочь Кунигунда. Девушка получила хорошее образование. Писала стихи. Рано была знакома с духовной литературой. С детства интересовалась судьбой своих предков, не исключая и тех, кто был напрямую связан с Русью: она искренне почитала жену короля Андраша (Андрея) I– венгерскую королеву Анастасию, дочь киевского князя Ярослава Мудрого. Кунигунде хорошо была известна роль последней в спасении православных монахов Сазовского монастыря, изгнанных из Чехии в 1055 г. после разделения церквей.
В ее жизнеописании отдельно упоминается в том, что, став королевой Кунгутой Славонской, она общалась с Киево-Печерскими монахами. В Праге в полней мере проявился ее дар щедрой и заботливой благотворительницы. Попечением и стараниями королевы возводятся величественные храмы и открываются новые монастыри.
Особо следует отметить, что король Чехии Пржемысл Отокар IIво всем поддерживал свою супругу, которую в народе именовали не только Кунгутой Венгерской, но и Галицкой, указуя тем на прямое родство с Русью.
Будучи и сама высокообразованной, королева немало усилий приложила к тому, чтобы при католическом монастыре Премонстранток основать женскую школу, где обучались дочери знатных родов Чехии.
Агриппина Галицкая (Гриффина),как и ее сестры Кунигунда и Елизавета, королева Болгарии, была выдана замуж за краковского князя Лешко IVЧерного, в скором времени ставшем королем Польши. Брак оказался бездетным, и с 1271 г. Агриппина начинает носить девичий головной убор, указующий на импотенцию мужа.
В 1288 г. после смерти Лешко Черного польская корона переходит к королю Чехии Вацлаву II– родному племяннику польской королевы и сыну ее родной сестры. Сама Агриппина Ростиславна оставляет мир и уходит в Сандицкий монастырь кларисок в Польше. С 1292 г. она уже сама сандицкая аббатиса.
В поколенной росписи рода Рюриковичей упоминается еще одна из дочерей мачевсвкого бана Ростислава Маргарита. Княгиня с четырехлетнего возраста воспитывалась в доминиканском монастыре в Пеште, где, повзрослев, принимает монашеский постриг. Позднее в 1278 г. по неизвестным (нам) причинам она, сложив с себя духовное звание, покидает монастырь, однако в летописях за 1290 г. она вновь упоминается монахиней, причем возглавив доминиканский монастырь.
Следует подчеркнуть, что связь Рюриковичей с королевской династией Арпадов была давней и тесной, начиная с дочери великого князя Ярослава Мудрого Анастасии – жены короля Андраша (Андрея) I, равно как и дочери киевского князя Мстислава Владимировича Великого Ефросинии Мстиславовне – короле Фружине, жены венгерского короля Геза II.
Весьма любопытна судьба принцессы из династии Арпадов, ландграфини Тюрингии Елизаветы. Интерес наш возник не только от того, что она дочь короля Венгрии Андраша IIи правнучка королевы Фружины (Ефросинии Мстиславна) и что в 1235 г. была прославлена католической церковью как святая Елизавета Венгерская, или Тюрингская, а прежде всего тем, что через свою дочь Софию считается родоначальницей Гессенского владельного дома, к которому принадлежали последняя русская царица Александра Федоровна и ее сестра великая княгиня Елизавета Федоровна. Они обе с детства были пленены светлым образом святой, трепетно хранили о ней память и глубоко почитали.
Короткий срок был отмерен венгерской принцессе. Она прожила всего 24 года. С раннего возраста Елизавета проживала при дворе ландграфов Тюрингии как будущая жена принца Людвига. В 14 лет их обвенчали.
Молодую ландграфиню францисканские монахи познакомили с идеалами бедности и милосердия. Это так сильно впечатлило Елизавету, и она начинает жить в соответствии с духом ордена – активно помогает бедным и нищим, строит больницу для обездоленных.
Муж был далек от ее умонастроений, считая щедрую благотворительность жены расточительностью и безрассудством. Так, однажды, как рассказывает житие святой, он встретил жену на улице, в подоле которой лежал хлеб для бедных. Муж, желая обличить
расточительную супругу, грубо потребовал раскрыть передник, но вместо хлеба, как ожидал, увидел, что передник полон роз.
О беспредельном милосердии Елизаветы повествует и такой рассказ из жития. Однажды она положила в свою постель прокаженного ребенка, а, когда муж в гневе сдернул покрывало, то обнаружилось, что вместо больного несчастного дитя лежит Младенец Христос.
Однако, по другим источникам, супруг, наоборот, заступался за жену и защищал ее от насмешек и наговоров своих придворных. Вскоре Людвиг отправился в крестовый поход, где и умер от чумы.
Молодую вдову удалили от двора. Елизавета принимает обет безбрачия и полностью отдается благотворительности. Ее трудами основывается для бедных больница, где она сама ухаживает за больными и немощными. Сама же собирает и подаяния на нужды больницы. 17 ноября 1231 г. она умирает, а уже в 1235 г. папа Григорий IXканонизирует Елизавету Венгерскую, особо чтимую в Германии.
Не лишним будет вспомнить и католическую святуюАгнессу Чешскую, или Пражскую, которая приходилась Елизавете Тюрингской двоюродной сестрой и также напрямую была связана родством с Рюриковичами.
С раннего детства принцесса Агнесса воспитывалась в цистерианском монастыре Тшебнице, где получила хорошее образование. С трехлетнего возраста она была обручена в Болеславом, сыном князя Силезии, однако тот рано умирает. Тогда принцессу обручают с сыном императора Фридриха II, а позднее сам император пожелал взять ее в жены. Не воспротивился тому и отец Агнессы, но категорически воспротивилась сама принцесса, давно решившая посвятить свою жизнь Богу. Нежелательных брачных уз помог избежать папа Григорий IX.
«Если бы она оставила меня ради простого смертного, я бы дал ей почувствовать силу моего гнева, но я не могу быть оскорбленным, если она мне предпочла Царя Небесного», – доносят хроники слова императора.
В Праге Агнесса основывает женский монастырь клариссинок, в который вступает сама. Открывается ее попечением и мужской монастырь францисканцев. Большое внимание она уделает благотворительности: на свои средства построила больницу, где будучи уже настоятельницей монастыря, продолжа ухаживала за больными и немощными.
Канонизирована в 1989 г. папой Иоанном Павлом II. Считается святой покровительницей Чехии.
Анна Козырева