Беседа с протоиереем Артемием Владимировым о настоящей любви и блудной страсти.
“Вот перед нами картина. Нагие, красивые женщины. Плоть страстная волнуется. А духовное мудрование говорит: успокойся, славь Творца при виде этой чудной пластики человеческого тела. Ведь оно модель художника, для тебя, человека, приготовленная. Чтобы этому премудрому, прекрасному образцу образовать тебя, соблазнящегося своим же, в сущности, телом. Ибо в нем, как в мастерской художника, исткется твое же тело. Когда я это сказал себе, вся похоть пропала”.
Эту цитату из книги “Путь к Богу” святого праведного Иоанна Кронштадтского я прочла группе старшеклассников. Они рассмеялись: мол, для современного человека это не годится, старомодно. Признаться, и я так подумала. Но вот прошел день-два, а эти слова меня не отпускали, зацепили мою душу. И чем больше я размышляла, тем лучше их понимала.
– Старомодно? До чего же обманчива вера в прогресс! Можем ли мы сказать, что человеческая природа меняется со временем? Как показывает наука, история, культура, житейский опыт – нет. Любовь – ненависть, добро – зло, талант – это постоянные величины. Происходящий в истории технический прогресс нами переносится на область культуры и духа. Борьба с идеалами, якобы устаревшими морально, – это, в сущности, нежелание современного распущенного человека ущемлять свою же свободу. Вот что прикрывают ссылками на прогресс и обвинениями в домострое.
Так начал беседу со мной протоиерей Артемий Владимиров.И продолжал развивать свою мысль.
– Какое уродливое для русского уха словечко “секс”. Но уж поскольку оно к нам привязалось, скажу так: секс – это такая же страсть, как алкоголь, курение, сквернословие. В разные слова облекается страсть ко блуду. Но, конечно, больше всего не повезло слову “любовь”. Слову, которым не побрезговал Сам Господь наш Иисус Христос.
То, что воспевают сегодня эстрадные звезды, о чем живописуют бульварные романы, о чем мечтают подростки, проводящие много времени за просмотром видеофильмов, это вовсе не любовь, а ее прямая противоположность. Каким же несчастным, темным становится сердце, всецело подверженное похотям и желаниям!
Настоящая любовь нравственна. Она объединяет, как теперь принято говорить, не партнеров, а личности. Любя друг друга, они берут на себя и полноту взаимной жизненной ответственности. Потому-то и распадаются многие нынешние браки, что построены на песке, иначе – на страсти, которая через год-два, а то и раньше, проходит. А никаких иных скреп и не было.
– Согласна с вами. Однако нынешние подростки проявляют огромный интерес именно к сексу. Такова реальность, с которой, хотим мы этого или нет, надо считаться. И реальность эта зачастую оборачивается трагическими последствиями. Вот у меня письмо пятнадцатилетней девушки: “Собралась компания. Напились. Потом меня изнасиловали. Кто, не знаю. Прошло четыре месяца, и я стала замечать, что полнею. Пришла в ужас. Что делать? Сказать маме – боюсь. Мне остается только отравиться. Больше писать не могу, руки дрожат”.
– Да, блудная страсть проникла уже даже в начальные классы и обретает там многие и многие жертвы. Цвет детства, кажется, ушел на небеса. Страшно расплачиваются Галя и тысячи ей подобных и за свою бездуховность, и за бездуховность всего нашего общества. Ну вот скажите, много ли знаете родителей, учителей, которые бы внушали подростку: “Храни свои мысли и сердце в чистоте”. Самое большее, на что отважится какая-нибудь мама, дать совет, как предохраниться. Мы совершенно не уделяем времени в школе самому основному предмету – духовному воспитанию. Подросток даже не догадывается, что нет на земле ничего краше невинности, непорочности и чистоты. Поэтому он и неразборчив в компаниях. А расплата за это очень дорогая: не просто потеря невинности и физиологические последствия этого, а гораздо более страшное – душа лишается радости, из нее уходит благодать. Есть нечто во взоре падшей женщины, что тотчас дает ощутить внутреннее устроение ее души. Ветхозаветный мудрец Соломон говорил: “Блудница узнается по поднятию век ее”.
– Но в молодежных компаниях именно блудницы и задают тон, верховодят, диктуют другим нормы поведения. “Если бы вы знали, как мне одиноко, – пишет в редакцию Марина Савина из Смоленской области. – Раньше я ходила с подругами в сельский клуб на дискотеку. Там все, кроме меня, курили и пили. Однако парни смотрят не на меня, а на них, меня же обзывают чокнутой”.
– Я бы ответил ей так: «Милая Марина! Конечно же, надо иметь много мужества, чтоб противостоять толпе. Но задайся вопросом, хотела бы ты видеть мужем одного из тех хмельных юнцов, которые смотрят, как ты пишешь, на таких же хмельных и падших подружек? Радости твоим подругам-одноклассницам хватит на несколько месяцев, а потом пойдет безысходное пьянство, рождение нездоровых детей и развод. Уверяю тебя – придет время и встретится на твоем жизненном пути человек, которого ты привлечешь именно теми качествами, что остаются сегодня невостребованными твоими одногодками».
Не нужно бояться быть принцессой на горошине. Моим учительским опытом подмечено, если в классе есть хотя бы 2–3 барышни, хранящие цвет юности своей, то в нем меняется атмосфера. Нечистые слова и нескромные взгляды в их обществе не будут терпимы. Такие души всегда сдерживают потоки сладострастия, которые готовы через юных соблазнительниц стремительно ворваться в сердца. Поэтому, повторяю, защитить внутренний мир подростка от блуда мы сможем только тогда, когда еще задолго до юношеских метаний вложим в невинное, не ведающее ничего худого сердце ребенка все то, что и составит нравственный фундамент личности, входящей в пору телесной зрелости.
– Батюшка, а помните, какой ценой толстовский отец Сергий – этот умудренный, духовно зрелый человек, погасил в себе чувственную страсть? Отрубил палец. А каково же нашей молодежи, страстные порывы которой усиленно разжигаются разными журналами, газетами и телевидением?
– Да, сегодня мы не найдем такой домашней крепости, которая не имела бы бреши, пробитой ТВ и интернетом. Мутные порочные волны льются с экранов телевизоров и мониторов, не щадя ни родителей, ни детей. Фильмы с низкопробными сюжетами и являются той зловредной пищей, которая уродует нравственный мир подростка. Запретное ему предлагают как доступное, горькое – как сладкое, черное – как белое. Великое преступление – знакомить дитя с порнографией, пусть и называемой эротикой или чем иным. Потому что до времени сердце ребенка спокойно. И нужно намеренно взволновать ум, наполнить сердце страстью, чтобы дитя начало путь расчеловечения. Церковь еще с глубокой древности осуждала порнографию. Равно как и соблазн бесстыдством, представленным на общее обозрение.
– Но сегодня на соблазн можно наткнуться даже в самой, казалось бы, невинной телепередаче? Как, скажите, изолировать ребенка от них?
– Изолировать нельзя. Но можно и должно воспитать неприятие их. Нужно учить детей с гневом ополчаться на всякий нечистый помысел, на всякое плотское мечтание. Вспомним библейского Каина. Что сказал ему Бог? «А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Если вы не хотите, чтобы в выметенную и вычищенную горницу детской души вошел разврат, то позаботьтесь о том, чтобы в сердечном храме ребенка поселился сам Бог и его неразлучные спутники – любовь, чистота и тишина. Попросту говоря, нужно научить ребенка молиться. Помните, как у Лермонтова: “В минуту жизни трудную теснится в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть”. Если дитя утром и вечером трепетно молится, то оно охотно дочитает и окончание стихотворения: “И верится, и плачется, и так легко-легко”. А легко потому, что молитва орошает наше сердце чистотой.
Так что советую родителям не у телевизора усаживать детей, а почаще подводить их к Святому Причастию. Пусть они участвуют в богослужении, вживаются в мир церковных песнопений. Там исподволь они и будут постигать науку о побеждении страстей – христианскую аскетику. Следует внушать молодому поколению нашему, насколько постыдно отдаваться грязным и знойным мечтаниям. Да и святые отцы нам скажут, что развратные представления, с которыми сопрягается воображение юноши, – греховны. Это извращение духа отражается на состоянии тела, плоти.
– Я часто бываю в школе и вижу, как фривольно мальчики и девочки общаются. Ни о каком благоговении и речи нет.
– Вот-вот. Не случайно в дореволюционных гимназиях юноши и девушки учились отдельно. Частое общение лиц противоположного пола вольно или невольно стирает границы, установленные до времени самой природой.
– Глядя на влюбленных, радуешься: счастливые, они нашли друг друга. Но иногда не проходит и года, как от влюбленности не останется и следа, молодые расходятся.
– Один из учителей христианской нравственности епископ Феофан Затворник влюбленность вообще именовал болезнью. В каком смысле? В том, очевидно, что для юноши лик любимой девушки представляется идеалом красоты. Вспомним Пушкина: “Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты”. Влюбленность обожествляет предмет страсти. Она слепит очи, юноша или девушка не в состоянии разобраться в душевных качествах предмета страсти.
А вот другой взгляд. Познавая сердце любимой, устроение ее души, конечно же, обнаруживаешь немощи, слабости. Писание говорит об этом так: Жены ваши суть немощный сосуд. Познаешь, как нелегко людям быть вместе, в силу их взаимной ограниченности, небезгрешности. И тогда подлинную любовь осмысливаешь, как служение любимому человеку ради Христа, как жертву. А семейную жизнь – как крест. Я понимаю, что молодому человеку, не привыкшему слышать и читать такие вещи, может показаться диким то, что я говорю. Но жизненный опыт всего человечества показывает, что только в этом случае возможно счастье. Святой апостол Павел, обращаясь к своим духовным чадам в Послании к коринфянам, говорил: Я люблю не ваше, не то, что вам принадлежит, но вас самих. Истинная любовь стремится не обладать, а отдавать.
– Повидавшие на своем веку скажут: “Вашими бы устами, батюшка, да мед пить”. А молодые укорят: “Вы безнадежно устарели”.
– Ну что ж. Нравственная обязанность пастыря Церкви – это напечатление в умах и сердцах человеческих христианского, вечного идеала. В нравственной жизни бесконечно важен образ мыслей о своей природе, о своем предназначении. Игнорирование этого образа приводит к тому, что современные педагоги так беспомощны в думах о молодежи, о будущности юных женихов и невест. Они, делая уступки времени, соглашаются на компромиссы в нравственной области. И все больше теряют ориентиры: сами уже не знают, где цель, как поступать, что говорить, к чему звать…
Беседовала Наталья Ларина
(Из архива журнала «Покров»)