Самое страшное несчастье
Да, на земле много всяких несчастий, но самое страшное из них – это оскорбить Бога. Больше, чем это несчастье, у людей нет и быть не может.
Вот обидел и оскорбил ты человека – сослуживца, начальника, любимого друга. Как ты об этом сожалеешь, как скорбишь! Как тебе хочется вновь с ним примириться, сделать ему что-либо приятное, хочется загладить свою вину.
Но какое чувство волнует тебя, когда ты грешишь и оскорбляешь своего Творца? Почти никакое. Ты бесстрашно нарушаешь одну заповедь Божию за другой и нимало не смущаешься этим. Что это за состояние такое? И где твоя совесть? Где страх перед Богом?..
Оскорбляя Господа, ты не только нарушаешь Его святые заповеди, не только глумишься над любовью Божией, но бесконечно вредишь своей душе, ранишь свою душу, калечишь и безобразишь ее.
О, если бы ты знала, моя милая и дорогая душа, какой страшный вред наносишь себе, когда грешишь любым грехом, когда нарушаешь заповеди Божии!
Во всей вселенной нет ничего дороже и красивее души человеческой. Недаром Сам Сын Божий приходил на землю страдать и умирать на Кресте, чтобы только исцелить и спасти человеческую душу.
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Так высоко оценил душу человеческую Сам Господь Спаситель наш Иисус Христос.
Что дороже всех богатств?
Да, много на земле всяких ценностей, сокровищ, драгоценных камней, изумрудов… Но дороже всех их вместе взятых душа человеческая. Как она прекрасна, как изумительно чиста, как драгоценна! Но грех ее уродует, безобразит, и она делается самой несчастной из всех живых существ.
Думал ли ты когда, мой милый друг, брат ты или сестра, юноша ты или девушка, инокиня ты или мирская, верующий ты человек или неверующий, думал ли ты когда о том, что носишь в себе дивное Божие творение – прекрасную душу, которая дороже всех земных сокровищ? И вот теперь сам посуди: как бесконечно возвышается достоинство человека при наличии в нем души! И как он делается ничтожен и плох без души и вечной жизни.
Святые отцы Церкви говорят, что достоинство нашей души – в ее неизменной и вечной красоте. Как отражение образа Божия, душа наша прекрасна своей чистотой.
Красота и чистота тесно связаны между собой. Если ты чист душой и телом, то ты и красив. А если ты намазал свое лицо грязью и душу – грехами, то ты не только некрасив, но и безобразен. Мы стараемся красить свой нос, глаза, уста – все, что ни попало, только бы быть красивыми. А в душе у нас – грязь грехов: гордость, самомнение, блудная похоть, нерадение, и чего только там нет. Как в сыром подземелье: и гады, и змеи, и скорпионы, и всякие пресмыкающиеся.
Когда однажды большой грешник каялся пред духовником, то видели, как из его уст выползали всякие гады – грехи, которые с каждым искренним признанием не могли оставаться внутри человека, а выходили наружу и погибали.
И какое же диво бывает с нами! Как мы стремимся, как стараемся украшать свое грешное тело, все думаем себе: «Вот на люди иду. Надо одеться получше, почище, а то скажут: вот какая она неряха да грязнуля». Говорим ведь так, думаем. Таким образом, в нас живет жажда красоты, следовательно, и чистоты. А вот, как ни странно, о главном – о красоте своей души – не печемся.
А хочешь ты знать, чем особенно украшается твоя душа? Ты уже знаешь, что душа обезображивается грехами, а вот чем она больше и больше украшается?
Чистотой, и более душевной, а не телесной, то есть когда человек, особенно девушка или юноша, а еще больше инок и монахиня, хранит свою душу от блудных помыслов и дел. Это чистота. Это украшение души воздержанием, целомудрием. Святые мученики, мученицы, великомученицы умирали в страшных страданиях, но сохраняли свою душу и тело в целомудрии и чистоте.
Это первый цветочек или лучший бриллиант, украшающий душу человеческую. Второй, тоже прекрасный, – смиренная простота. О тихая, смиренная, незлобная простота, как ты прекрасна! Как высока и вожделенна пред Богом! Как ты украшаешь душу человеческую! А вот третий драгоценный цветочек – милосердие и воздержание.
Кротость и молчание– четвертый цветочек, украшающий душу.
Вспомни, милый друг, о Матери Божией. Первыми же благодатными качествами, какими украшалась Ее пресвятая душа, были кротость и молчание. Какое это дивное сокровище для всей христианской души. И особенно для души юной! “Юности подобает молчание”,– говорит древняя народная пословица…
И терпениеукрашает душу. И рассуждение, и трудолюбие, и много-много других добродетелей христианских, которые, как живые цветы, вплетенные чистой рукой в венок, являются украшением души нашей. Как мы должны, мой милый друг, стараться, чтобы душа наша была красива, чтобы она была чужда грязных и темных пятен и чтобы одежда ее сияла девственной белизной.
Когда ты была совсем еще крошкой, то в водах Таинства Крещения твоя милая душа омылась от первородного греха. О, как ты тогда была хороша, как прекрасна и чиста!
Но вот жизнь! Как она уродует наши души, как калечит! Оставляет на них пятна греха, язвы порока и всякие душевные болезни. А тем не менее мы должны всегда стремиться к лучшему – к истинному покаянию и в слезах второго крещения очищать душу и украшать цветами добродетелей.
Не относимся ли мы грубо и дерзко к окружающим нас людям, даже родным и близким, чем порочим себя и оскорбляем Бога? И я должен сказать тебе, моя милая душа, что это немаловажная вещь. Это не мелкий грех обыденной нашей жизни. Это грубый поступок, страшный грех и большое беззаконие.
Вы скажете, что нервы у всех расшатаны да развинчены, даже у молодых, вот так они и поступают, некоторые. Конечно, нервы-то нервы. Мы всегда найдем на что сослаться. А главное-то здесь совсем и не нервы, а распущенность, развязность, несмиренная душа. Вот и выходит все это наружу.
Мне приходилось слышать на исповеди, как иные девушки с легким сердцем клялись в том, что они поднимали руки на своих родителей. А ведь это же ужасно. Кощунственно, преступно. Как огонь с неба не попаляет нас за такие дела?
И не думайте, мой милый друг, что здесь осуждается только прямое буйство. Нет. Совсем нет. А даже и резкое неприличное слово, сказанное в порыве гнева старшим или равным себе и даже детям, – тяжелый грех. И что нам тогда делать, спросите. Одно. Смиряться душою. Ломать свою гордыню и стремиться изо всех сил украшать себя истинным смирением.
Особенно же, мои дорогие, страшно безобразят, прямо уродуют молодую юную душу гордость, гнев и ярость. Ярость, гнев и буйство в юной душе – это аспид, скорпион, который забрался в нежный, благоухающий цветок, это, в лучшем случае, рак смертоносный на здоровом юном теле. Как бояться надо этого чудовища, этой страшной беспорядочности и буйства!
Блудная мысль подобна грязной свинье
Если грязная свинья прорвется в двери и вбежит в чистую комнату, то ее не вдруг тогда выгонишь оттуда. Она будет бегать из угла в угол, кричать, пачкать чистый пол, вопить по-свински, а обратно в двери не захочет выбежать. Все испачкает в комнате, перевернет посуду, кое-что побьет, поколет, поколотит. И чего только она, эта свинья грязная, не наделает в чистой комнате! Хаос, грязь, беспорядок. И все оттого, что хозяин просмотрел, прозевал, и свинья проскочила в двери. Если бы он задержал свинью сразу в дверях, отогнал бы ее хорошей палкой подальше, комната была бы чистой. А если уж прозевает или просто скажет: «Ну ладно, пусть пройдет, она плохого ничего не сделает», – вот тут-то он и ошибется сильно. Свинья – всегда свинья, пусть она будет самая тихая, спокойная, будто кроткая, она всегда свое грязное дело сделает.
Вот так, мой милый друг, и грязный блудный помысел. Если бы ты бодрствовала и не впустила его в двери сердца своего, то он бы не забрался к тебе в душу, не осквернил бы ее чистоту. А раз ты живешь невнимательно и не следишь, кто лезет в двери твоего сердца, в ум твой – хороший или плохой помысел, – то вот так и получается. Нечистый помысел заходит в ум (двери сердца), а ты его не останавливаешь. Он лезет дальше, в сердце твое, и начинает все осквернять, пачкать. Ты хватишься и давай с молитвой гнать помысел нечистый из сердца, да не тут-то было. Он уворачивается, бегает туда-сюда. Вот тогда и мучишься, пока не заплачешь и слезами и воплем к Богу не избавишься от мерзкой блудной нечистоты.
Даже если с помощью Божией и прогонишь нечистоту из сердца, то после все остается какое-то чувство нехорошее. Точно так и после свиньи остается плохой запах в комнате.
О мой милый друг, стой, стой неустанно у дверей своего сердца, храни ум и не давай грязной мысли пролезть в душу. И святые наши богоносные отцы учат этому, и слово Божие к этому нас призывает.
Покаяние и смирение – самое страшное оружие против змия – блуда. Пишу я об этом, мой милый друг, чтобы тебе напомнить, что нечистый не войдет в жизнь вечную. А я очень хочу, чтобы ты был участником этой вечной радости, чтобы тебе иметь удел со святыми и чистыми Ангелами и святыми людьми. Очень я этого хочу и об этом молю Господа. И знаю хорошо, что этот грех – нечистота – в наше время особенно силен. Он, как дракон ужасный, обвил своим гнусным телом всю молодежь, всю вселенную, всех людей.
Архимандрит Тихон (Агриков), в схиме – Пантелеимон (1918–2000)