О Святой Пасхе
История праздника
Праздник Воскресения Христова, или Пасха, – самый большой православный праздник. Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «переход», «избавление». Древние евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали освобождение своих предков от египетского рабства. В свою очередь христиане, отмечая новозаветную Пасху, празднуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства дьяволу и дарование жизни и вечного блаженства. Исходя из важности этого события, Пасха называется «Праздником праздников», и богослужение в этот день отличается величием и особой торжественностью.
Как правило, поздно вечером верующие приходят в храм. За несколько минут до полуночи колокол возвещает о наступлении праздника. Священнослужители с крестом, светильниками и кадилами выходят из алтаря и вместе с народом обходят вокруг храма с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Крестный ход совершается в воспоминание жен-мироносиц, которые первыми пришли ко гробу Спасителя и обнаружили, что Он воскрес. Все молящиеся идут с зажженными свечами.
Праздник Пасхи был известен уже в апостольской Церкви. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две недели: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Первого Вселенского Собора, состоявшегося в Нике в 325 году, эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения был назван Пасхой.
Когда праздновать?
Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию, поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем.
Во времена зарождения христианства официальным календарем Римской империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем и введен с 1 января 45 года до н.э. В основу нового календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной 365ј суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и на одно и то же время суток, три года подряд считали по 365 дней, а четвертый, високосный, – 366 дней. Год делился на 12 месяцев, за которыми были сохранены их римские и хорошо знакомые нам названия: январь, февраль, март и т.д.
Правильное применение юлианского календаря началось только с VII века. С этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на четыре, являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки.
В 325 году Первый Вселенский Собор утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным. Необходимость такого соединения объяснялась тем, что Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая всегда празднуется в один и тот же день – 14 нисана по еврейскому лунному календарю. Это был важный момент в определении сроков празднования Пасхи.
Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.
Но средняя длина солнечного года равна 365,25 суток, а средняя длина лунного месяца – 29,53 суток. Поэтому связать математически лунный ритм с солнечным было практически невозможно. В этом смысле наиболее удачным стало соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном в 432 году до н.э. Согласно уравнению Метона, 19 лунных лет = 235 лунным месяцам = 6940 суткам = 19 юлианским солнечным годам. И несмотря на допущенную погрешность (19 юлианских лет равны не 6940, а 6939,75 суток), именно цикл Метона лежит в основе всех лунно-солнечных календарей, как древних, так и современных.
Следуя традиции Евангелия в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, составители Пасхалии сознательно стремились к тому, чтобы христианская Пасха, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с Пасхой Ветхого Завета, а с другой – была бы полностью независимой от нее и всегда наступала позже. В результате основанный на Метоновом методе календарно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от Пасхалии иудейской. При этом составители Пасхалии отдавали себе отчет в том, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарных расчетах Пасхи крайне сложно. Именно поэтому дата Пасхи и всех зависящих от нее праздников является подвижной. В современном христианском календаре, как в юлианском, так и в григорианском, дата Пасхи «плавает», как правило, в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля.
Откуда взялось пасхальное яйцо?
С давних времен в Православной Церкви существует обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, после Вознесения Господня, пришла в Рим. Мария предстала пред императором Тиберием и, поднеся ему яйцо, сказала: «Христос воскресе!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Красная окраска яиц стала символизировать кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.
Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Христа? Возможно, потому, что в древности яйцу придавалось особое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца, как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.
С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, – иными словами, перехода из небытия в бытие. В древности было принято дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце.
Таким образом, православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в тысячелетние традиции религий многих народов мира. Но в то же время в Православии она получает существенное смысловое дополнение. Яйцо, прежде всего, – это символ телесного воссоздания во Христе, символ Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью. Русские народные предания повествуют о том, что в момент Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в красные яйца.
Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху встречается в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию, должен был раздавать им яйца со словами: «Христос воскресе!»
Пасха на Руси
На Руси Великий пост, предшествовавший Пасхе, сильно менял образ жизни городов и весей. В течение всей первой недели поста запрещались развлечения, театральные представления и музыкальные концерты. Из общественных мест функционировали только бани. «Кругом, – вспоминает современник, – делалось тише, скромней, даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было видно пьяных. А дома за столом – капуста кочанная с маслом, суп грибной… и уже нет мяса и в помине. Утром за чаем – сахар постный разноцветными кубиками, изюм, в корзинке румяные из теста жаворонки с черными глазами из коринки. И еще хлебные кресты. Это все предвещало разлуку с долгой, суровой зимой».
Канун самой строгой последней недели поста – Страстной приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. До революции в Москве на Красной площади открывался громадный рынок, прозванный «Вербой». Здесь в ларьках и палатках продавали всякую всячину – глиняную посуду, пасхальные игрушки, образа, бумажные цветы и вербу. Площадь была полна народа: одни что-то покупали, другие только гуляли или глазели на происходящее. Высоко в воздухе, над головами гуляющих, летали большие связки разноцветных воздушных шаров. Ближе к праздничному дню начинались хозяйственные хлопоты. Магазины наполнялись товарами, в мясные лавки свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят. В подвалах еле успевали опорожнять винные бочки; в торговых оранжереях была давка от покупателей, цветущие махровые сирени, гиацинты и ландыши дня за два до праздника в изобилии разносились в корзинах по Москве. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи и, конечно же, красили яйца. Крашеные яйца в корзинах ставили обычно в столовой на окошке – ими «христосовались» со всеми домочадцами и гостями. В праздники для хозяек наступала страда: надо было испечь куличи, приготовить пасхи из творога, масла и сметаны на всю семью, которая порой состояла из двух десятков человек. Пасхи готовились по разным рецептам: вареные и невареные, сметанные и творожные, шоколадные и фисташковые.
Пасхальное утро начиналось с веселого перезвона церквей. Трезвонили у Казанской, у Ивана-Воина, у Николы в Пыжах и дальше по всей Москве. Всех желающих звонить в этот день пускали на колокольни. Повсюду устраивались красочные и шумные зрелища. В балаганах ставились незатейливые исторические драмы и комедии, кричали петрушки, на бульварах гремели духовые оркестры, взлетали качели, крутились карусели. В разукрашенном флагами и гирляндами Манеже на открытых подмостках выступали фокусники, акробаты, куплетисты и хоры песенников. Иногда на Пасхальной неделе в Манеже открывалась очаровательная цветочная выставка, о которой старожилы с удовольствием вспоминали и полвека спустя. Колоссальная внутренняя площадь Манежа бывала вся в цветах, клумбах, декоративных растениях и благоухала тонкими разнообразными ароматами. Не обходилось и без традиционного катания на лошадях. И конечно же, по старому русскому обычаю в эти пасхальные дни посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем незнакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы.
По традиции в первый же день Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и одаривал каждого заключенного либо новой шубой, либо рубашкой и т.п., а потом и присылал кушанья для разговения. Преступникам, которые отличались примерным поведением или были осуждены по незначительным преступлениям, давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду.