16/29 августа
Историю Феодоровской иконы Божией Матери можно проследить начиная с XII века, когда она находилась в деревянной часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии на этом месте был построен городецкий Богородице-Феодоровский монастырь, главной святыней которого стала глубоко почитавшаяся местными жителями икона Пресвятой Богородицы. В 1239 г. Городец был сожжен монголо-татарскими захватчиками, а образ Царицы Небесной с того времени «не обретеся в городе».
Дальнейшая судьба чудотворной иконы до ее явления в Костроме неизвестна. Некоторые исследователи предполагают, что именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 г. благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского на брак с Параскевой, дочерью полоцкого князя Брячислава. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей и считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест. Сохранились свидетельства о том, что ко времени кончины благоверного великого князя Александра в Городце в 1263 г. возобновленный Богородице-Феодоровский монастырь уже имел копию с чудотворного образа Царицы Небесной.
С образованием в 1246 г. удельного Костромского княжества его первым правителем стал Василий Ярославич (1241–1277) – младший («мизинный») сын Ярослава Всеволодовича. Однако в Кострому он прибыл лишь в 1256 г. по достижении совершеннолетнего возраста. Именно ему, праведному юноше князю, Божия Матерь благоволила обрести Свою икону в костромских пределах.
Повествование о чудесном явлении образа Пресвятой Богородицы князю Василию складывалось в течение нескольких веков и получило свое письменное завершение в широко известном литературном памятнике «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери», автором которого считается протопоп костромского Успенского собора Феодор, где он служил с 1636 по 1644 г. К сожалению, подлинник «Сказания» до нашего времени не сохранился, предполагается, что он сгорел в 1773 г. при пожаре в соборе. Сохранились списки «Сказания» середины XVII–XVIII веков.
Учитывая сложность языка «Сказания» для современного читателя, приведем здесь фрагменты пересказа, сделанного протоиереем Иоанном Сырцовым в 1908 г.: «Однажды благочестивый князь Василий Ярославич в августе, 16 числа, помолившись в храме Богу, отправился на охоту в северные лесистые окраины города, сопровождаемый свитой и псами. Отъехав от города не дальше как на одно поприще (около версты) и углубившись в чащу лесную, он услышал усиленный лай своих собак. Предполагая, что собаки завидели зверя, князь пустился на своем коне дальше в непроходимый сосновый лес в надежде напасть на хорошего зверя. Вдруг он увидел образ Божией Матери, стоящий на сосновом дереве и сияющий небесной славой. Всмотревшись в образ и предполагая чудесное явление его, князь испытывал и страх и радость – от радости у него покатились по лицу даже слезы. Собравшись с духом, он слез с коня, приблизился к образу и решился было взять его. Но образ чудесно поднялся по дереву на недосягаемую для князя высоту. Крайне опечаленный недоступностью образа, он несколько отступил от места явления, преклонил колена и начал с сокрушением сердечным и со слезами умолять Матерь Божию, чтобы сподобила Она принять образ в свои руки и унести в Кострому. Помолившись, снова приблизился к дереву с иконой с целью взять последнюю, но икона и на этот раз приподнялась на дереве. Тогда князь Василий, оставив охоту, поспешил в Кострому, чтобы поведать о столь необыкновенном событии духовенству и гражданам и посоветоваться: что предпринять по этому случаю. Извещение князя о чудном явлении иконы возбудило во всех гражданах особенное удивление и благоговение. Костромское духовенство с соборным протоиереем во главе немедленно составили крестный ход и отправились к месту чудного явления. Множество граждан поспешили присоединиться к духовной процессии… Теперь увидел чудную икону на дереве уже не князь только, но и духовенство, и граждане. Предварительно все коленопреклоненно со слезами на глазах начали молить Матерь Божию, чтобы Она, в лице новоявленной иконы, оказала милость городу Костроме, перешла бы в Кострому… Затем уже икона была духовенством беспрепятственно снята с дерева и в крестном ходе на руках священнослужителей принесена в Кострому и поставлена в соборный деревянный храм во имя великомученика Феодора Стратилата».
На месте же явления образа Божией Матери князем Василием впоследствии была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудненский мужской монастырь (обретение иконы совершилось близ небольшой речки Запрудни). «Сказание» объясняет нам и причину именования чудотворной иконы Феодоровской. На следующий день после ее обретения князем Василием жители Костромы пришли в соборный храм для поклонения чудесно явившемуся образу Божией Матери. Многие из них при этом объявили князю и духовенству, что накануне явления святыни, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, были очевидцами того, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в «преукрашенную» воинскую одежду и удивительно похожий на изображение великомученика Феодора Стратилата в соборном храме. Это, несомненно, убедило князя Василия и всех костромичей в том, что сам великомученик Феодор, небесный покровитель Костромы, принес в дар своему граду новую святыню. Разъяснилось и происхождение иконы.
Последующее пребывание Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме связано со многими чудесными событиями, из которых особенно следует отметить сохранение ее в огне двух пожаров и помощь Пресвятой Богородицы князю Василию и костромичам в битве при Святом озере.
Пожары, истребившие один за другим два деревянных соборных храма, побудили князя Василия Ярославича построить для помещения чудотворного образа особый храм на новом месте. Им стал Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата, вскоре окруженный крепостью – Костромским кремлем. Особенностью Успенского собора являлось то, что он был обращен алтарем не на восток, а на север, в сторону реки Запрудни – места обретения святыни.
Особая страница истории чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы – события 1613 г., когда на всероссийский престол после трагических лет Смутного времени был избран первый царь из дома Романовых – Михаил Феодорович. Посольство Земского собора, возглавлявшееся архиепископом Рязанским и Муромским Феодоритом и боярином Ф.И. Шереметевым, взявшее с собой московские святыни, прибыло из Москвы к Михаилу Феодоровичу и его матери инокине Марфе Иоанновне, проживавшим тогда в костромском Ипатьевском монастыре, для извещения о состоявшемся избрании. Утром 14 марта (по старому стилю) 1613 г. посольство, остановившееся на ночь в селе Селище на правом берегу Волги, переправилось в обитель. Тогда же крестным ходом из Успенского собора в монастырь принесли и Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. У Троицкого собора Ипатьевского монастыря послы долго, но тщетно просили юного Михаила и его мать принять избрание. Как повествует летопись Ипатьевского монастыря, отрывок из которой сохранился в исторических трудах епископа Костромского и Галичского Павла (Подлипского; 1788–1861), «государыня… ко пришедшим глаголя: яко мнози прежде бывши цари обругаемии бяху, а инии и чуждую землю познаша; мое же чадо младо сущее, и не доумеет ко умножению людских злостей управляти; молю вас, не лишите мене единороднаго чада».
Изменила положение лишь убедительная речь архиепископа Феодорита: «Не мозите преслушатись: но сотворите повеленное вам от Бога, воистину бо от Бога избрани есте, и не прогневайте всех Владыку и Господа». Тогда «благоверная государыня инока Марфа Иоанновна многи слезы излия пред образом Пречистыя Богородицы, и вземлет сына своего, благовернаго и благочестиваго великаго государя Михаила Феодоровича, пред всеми со слезами рече: се Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».
В память о событиях 1613 г. было установлено новое празднование в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы 14/27 марта – в дополнение к воспоминанию ее явления 16/29 августа. С этого времени Феодоровский образ Пресвятой Богородицы особенно почитался всеми представителями царственного дома Романовых.
В честь новоявленной чудотворной иконы были установлены в Костроме вначале два торжественных празднества: 15/28 августа в день Успения Божией Матери, когда икону в первый раз видели костромичи, носимою по городу святым великомучеником Феодором Стратилатом, и 16/29 августа, когда она явилась в лесу князю Василию Ярославичу.
В XVII столетии Успенский собор, где пребывала чудотворная Феодоровская икона, являлся духовным средоточием стоявшего на высоком холме над Волгой Костромского кремля – административного центра города. Кроме собора в описываемое время в кремле располагались каменный Троицкий собор, Крестовоздвиженский мужской монастырь с каменным храмом (в 1681 г. преобразованный в женский), деревянные храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы (последний, воздвигнутый в память об избрании Михаила Феодоровича на царство, сгорел в 1654 г.), колокольня. Здесь же, в кремле, находились воеводский двор и съезжая изба (канцелярия), губная изба (судебное учреждение для разбирательства уголовных дел), караульная изба, четыре «житницы государевы», казенная кузница, семь осадных дворов (принадлежавших костромским и московским монастырям) и многочисленные частные строения, в том числе и дом матери царя Михаила Феодоровича инокини Марфы Иоанновны (в миру Ксении Шестовой).
Историк И.В. Баженов в связи с этим отмечал: «Из частных домов в кремле многие принадлежали знатнейшим фамилиям. Такое обилие в кремле частных домов знатных фамилий дает некоторое основание полагать, что в смутные для России времена в начале XVII века одинаково, как и ранее, многие из московских бояр и князей признавали надежным для себя убежищем от опасностей город Кострому, поскольку он уже много раз прославился необоримым земною силою покровом Заступницы Божией Матери, чудотворная Феодоровская икона Которой всегда находилась в Успенской соборной церкви, и по такому именно убеждению устраивали осадный для себя двор близ собора». Действительно, Пресвятая Богородица не переставала являть людям Свою милость посредством чудотворного образа: к примеру, в упоминавшихся выше рукописных книгах содержится подробное описание более тридцати чудес, непосредственно связанных с Феодоровской иконой Божией Матери и относящихся к 1636–1646 гг.
Кафедральный собор Костромской епархии, где пребывает чудотворный Феодоровский образ Царицы Небесной, находится на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, основанного в 1426 г. преподобным Никитой Костромским, учеником и сродником преподобного Сергия Радонежского, и возрожденного в 1990 г. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря с 1991 г. ведут летопись исцелений и чудотворений, совершающихся по молитвам перед иконой Пресвятой Богородицы. Феодоровская икона издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.
А. Андрианова