О празднике Успения Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы – один из великих Праздников Православной Церкви. Кончину Девы Марии не называют смертью, потому что она лишь уснула, чтобы через три дня вновь пробудиться для вечной блаженной жизни. В этом празднике естественная человеческая скорбь сочетается с уверенностью в том, что смерть не является концом, а лишь ступенью к миру Горнему. Успение Пресвятой Богородицы празднуется Церковью 28 августа.
История праздника
По Церковному Преданию, после Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Богородица жила на земле еще несколько лет в доме Своего названнаго сына Иоанна Богослова. Она стала общей Матерью всем апостолам и ученикам Христовым, которые молились вместе с Нею и слушали Ее беседы о Спасителе. Живя в Иерусалиме, Богородица посещала места, где бывал Иисус Христос во время Своей земной жизни.
Однажды, во время молитвы на горе Елеонской, Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил с финиковой ветвью в руках и возвестил Ей о том, что через три дня Господь возьмет Ее к Себе. Дева Мария рассказала об этом Иоанну Богослову, показав ему финиковую ветвь и завещав нести ее перед Своим гробом во время погребения. Узнав о скорой кончине Богородицы, многие христиане пришли к Ней в дом и, как общую Матерь, со слезами умоляли не оставлять их. Пречистая Дева утешала пришедших к Ней, обещала, что не оставит всех апостолов и христиан после Своей кончины, станет защитницей сирых и бедствующих. Также Богородица желала проститься со всеми апостолами, и Господь чудесным образом собрал их всех вместе, рассеянных по разным странам с проповедью о Христе. На погребении отсутствовал лишь апостол Фома.
Во время кончины удивительный свет осиял ту комнату, где лежала Пресвятая Богородица, – это Господь Иисус Христос в окружении Ангелов спустился с небес и принял пречистую душу Богоматери. Пресвятая Дева была похоронена апостолами в пещере в Гефсиманском саду, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. Во время погребения совершилось много чудес: при прикосновении к одру с телом Богоматери больные исцелялись, изгонялись бесы. На третий день после погребения гробница с пречистым телом Богородицы была открыта для опоздавшего апостола Фомы, который всем сердцем желал проститься с Нею. Он нашел в пещере лишь погребальные пелены. Апостолы молились Господу, чтобы Он открыл им, что сделалось с пречистым телом Девы Марии. В этот же день вечером после трапезы все апостолы услышали ангельское пение и увидели Пресвятую Богородицу, стоящую в воздухе в окружении небесных сил и говорящую: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни!» Апостолы радостно отвечали: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Так Господь прославил Свою Пресвятую Матерь, воскресив Ее на третий день после кончины и вознеся Ее на небо вместе с пречистым телом.
Установление праздника
День Успения Пресвятой Богородицы праздновался христианами еще в древние времена. С 595 г. праздник становится общецерковным по повелению византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа. На протяжении VII в. в Римской Церкви «кончина Богородицы» и «взятие на небо» праздновались отдельно – 18 января и 14 августа. Только в VIII–IX вв. в большинстве христианских церквей устанавливается единый день празднования – 15 августа (ст. ст.). Стихиры на праздник Успения были написаны Константинопольским Патриархом Анатолием в V в., а два канона – преподобным Иоанном Дамаскиным и святым Космою Маиумским.
Успенские храмы и монастыри России
На Руси с давних времен особо чтили Пресвятую Богородицу и день Ее Успения. В честь этого праздника князем Владимиром была освящена первая княжеская церковь в Киеве – Десятинная. С 1479 г. главным духовным и государственным центром России был Успенский собор Московского Кремля, в котором проходило венчание на Царство.
Пресвятая Богородица является покровительницей монашествующих, поэтому множество обителей и монастырских храмов освящено в честь Ее Успения: это и Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра, Почаевская, Святогорская Лавра, Псково-Печерский и Пюхтицкий Успенский монастырь.
Успеньев день в старой Москве
День Успения Пресвятой Богородицы праздновали в Москве с особой торжественностью, потому что главный собор Московского Кремля – Успенский. Его начинали готовить к празднику за две недели: чистили иконы, церковную утварь и паникадила. Накануне Успения по всему собору расстилали сено вместе с благовонными травами; обычные пелены и покровы на раках с мощами заменяли жемчужными. В сам праздник совершался «Зов Государев от Патриарха», когда Святейший поднимался в царские покои и приглашал царя принять участие в богослужении. Службы в Успеньев день отличались особой торжественностью и благолепием. После обедни Патриарх вместе с клиром Успенского собора ходили в царский дворец петь праздничный молебен. Затем для государя, патриарха, бояр и духовенства устраивалась праздничная трапеза. Обычно она завершалась заздравными чашами (тостами), составленными по особому чину. Они имели определенные формы и порядок, сопровождались молитвословиями и песнопениями.
Анна Котова