Афониты о Великом посте
Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)
Великим постом мы призваны обрести свободу. Однажды, когда я нес послушание в архондарике, пришел туда один старец-румын, благодатный такой человек, и попросил хлеба. Я, смутившись, ответил:
– Простите, у меня нет.
– Ничего, не переживай, – отвечает он. – Если дашь – хорошо сделаешь, если не дашь – еще лучше сделаешь.
– Почему «еще лучше»? – интересуюсь я.
– Потому что тогда я потерплю! – ответил он.Какая свобода! Отсутствие становится даром чего-то большего.
Как-то в одном из монастырей, где я являюсь духовником, незадолго до начала Великого поста мне сказали:
– На какое делание нам следует обратить внимание, что нужно делать больше всего, когда начнется пост? Может быть, увеличить правило, больше поститься, сделать службы продолжительнее?
– Ничего из этого, – ответил я. – Я предпочитаю, чтобы вы ели каждый день хорошо и спали хорошо, но самое главное, чего я хочу, чтобы вы сказали сами себе: «Мое правило на весь период поста: не гневаться, не пререкаться, не преслушаться». Поборитесь так.
Архимандрит Елисей, настоятель монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон)
Старец Эмилиан наставлял так: «Надо опустошить себя, постоянно ожидая пришествия Святого Духа. Мы должны пребывать в горнем, чтобы на всякое время Его принять. В посте, в тяготах, в болях, с жаждой уничижения, в отрешении и молчании, дабы сподобиться вместить Святого Духа… Дух обычно сходит в желудки пустые и в очи бдящие». Только с непопечением ни о чем – а это и есть аскеза Великого поста – можно стяжать сокрушение сердца, благочестие, смиренное осознание того, что ты исполнен беззакония и тьмы, и сделать все, чтобы «растрогать Бога» и привлечь Дух, дабы Он осенил тебя.
Схимонах Иларион (Святая Гора Афон)
В Великий пост по традиции мы будем постится. Что есть традиция? Традиция не на чем-то внешнем базируется, традиция – это то, что мы переживаем. Надо быть в общении с Богом, чтобы воспринять благодать и помогать современному миру. Большей частью мы только считаем, что живем со Христом. Любой человек может спросить свою душу: кто из нас, когда вечером встает на молитву, вспоминает не только христиан, не только грешных людей, но и тех, кто Христа еще даже не узнал? Это совсем нелегко: забыть себя ради чего-то нового. Если внутри тебя не появится Христос, если внутри не появится Сам Господь, если нас не привлечет к Себе Отец, тогда никто не пойдет ко Христу. Не спросит Его: как мне поститься?
В европейских странах литургия начинается порой поздно – в 11.00, а где-то и в полдень. Одному маленькому мальчику трудно было голодным ждать Причастия, и он попросил у отца печенья.
– Печенье – это не постная еда, – говорит ему отец, – если сильно хочешь, можешь поесть хлеба.
Однажды их посетил старец, и ребенок поделился с ним своей проблемой:
– Отец мне говорит, что нельзя есть печенье перед Причастием, можно только хлеб. А хлеб я не могу есть, он мне не нравится.
– Поднимись в свою комнату и скажи это Христу. А Христос тебе ответит, что нужно сделать, – ответил ему старец.
Ребенок пошел к себе в комнату, через пять минут возвращается:
– Мне Христос ответил.
– Что Он тебе сказал?
– Мне Христос сказал класть варенье на хлеб.А варенье – постное. Проблема решена! Ребенок просто пошел, помолился Христу.
Мы всегда должны быть мягкими, у нас должна быть любовь ко всем, и тогда мы станем в свою меру апостолами – будем способствовать тому, чтобы другие люди тоже поняли и узнали Христа. Апостольское служение заключается в том, что нужно идти и служить людям. На Суде Божием, когда нас будет судить Христос, Он разве будет судить по количеству поклонов или постов? Он будет судить нас по тому, как мы увидели человека, как мы отнеслись к человеку, что мы дали человеку. Великопостная аскеза помогает нам увидеть и изъять из души свои страсти. Но еще больше нам помогут мысли о жизни с Господом.
Перевод с греческого Ксении Климовой
Подготовила Ольга Орлова