49 дней верности Богу
Великий Пост – самый древний и самый продолжительный из всех постов Православной Церкви. Его часто называют «весной духовной». В этот период следует оставить мирские заботы, чтобы посвятить как можно больше времени углубленной работе над собой, укреплению нравственных сил и воли.
Мы предлагаем читателям пройти Святую Четыредесятницу день за днем, Страстную седмицу – ступень за ступенью через скорбь предстояния у Креста ко встрече с Воскресшим Живодавцем Христом.
Призваны все
В этом году Великий пост начинается 14 марта. Святая Церковь установила три подготовительные седмицы (промежуток времени в семь дней) и четыре Недели (что в переводе с церковнославянского значит «воскресный день»).
В первую Неделю читается отрывок из святого Евангелия о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14), напоминающий верующим о вреде превозношения над их невоцерковленными близкими, а последним, в свою очередь, о возможности с покаянным чувством взыскать Господа. Обетование о том, что все обратившиеся к Богу, будут Им приняты и вознаграждены, дается на второй Недели, когда читается притча о блудном сыне (Лк. 15:11–32). Участь же пренебрегших Господом и слава, предназначенная верным Ему, – содержание евангельского чтения на Неделе о Страшном Суде: Сам Господь говорит о том, как будет судить все народы (Мф. 25:31–46). Единственная возможность избежать Суда, оказаться по правую руку Господа, – исполнение Его заповеди: «Не судите, и не будете судимы» (Лк. 6:37). Ей посвящена последняя Неделя – Прощеное воскресенье. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, – говорил Господь в Нагорной проповеди, – то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). По традиции в этот день, приходящийся ныне на 6 марта, все просят друг у друга прощения и с чистой совестью входят во дни Великого поста.
История установления Великого поста
Правила, традиции и сроки проведения Великого поста формировались в течение нескольких столетий. Уже во II–III в. в ночь перед Пасхой совершался пост в воспоминание Христовых Страстей, который заканчивался на рассвете перед Таинством Евхаристии. Этот пасхальный пост считается предшественником поста Великого. Он мог продолжаться от 40 часов до семи дней. В течение 40-часового поста ранние христиане полностью воздерживались от пищи. Позднее, во второй половине III и в IV в. встречаются упоминания о сорокадневном посте. Возможно, изначально он не был связан с Пасхой, а проводился после Богоявления как вспоминание сорокадневного поста Спасителя в пустыне, и лишь позднее стал предпасхальным постом. Еще один предшественник Великого поста – предкрещальный пост. После II в. становится распространенной традиция принимать Крещение в Пасхальную ночь. Обязательной частью подготовки к Таинству являлся пост. Вероятно, с течением времени пост перед Крещением и предпасхальный пост объединились в один.
Святитель Афанасий Великий (ок. 298–373) в своем втором пасхальном послании конкретно указывает на сорокадневный пост как на пост, предваряющий праздник Пасхи. Святитель включил в него и Страстную Седмицу, поэтому пост, по его мнению, начинался за 6 недель до Пасхи. Также он исключил из общего счета дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста равнялось сорока.
Повсеместное принятие поста в христианской Церкви произошло в конце IV– начале V в. Тем не менее у людей из разных областей счет дней поста был неодинаков, различалась и сама традиция проведения поста. 69-м Апостольским правилом была провозглашена окончательная обязательность соблюдения поста всеми христианами:
«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу /сорок дней/ перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».
Постное время светло начнем!
В первых великопостных песнопениях все призываются очистить не только плоть, вкушая пищу растительного происхождения, но и душу, как от пищи, воздерживаясь от всякой страсти: не злословить, не обижаться, не осуждать… Почаще бывать в эти дни в храме и укрепляться в молитве.
«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! – коленопреклоненно обращаются к Подвигоначальнику, – Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Пост – это время сосредоточения, борьбы и освобождения от пороков и греховных привычек, стяжания легкости и простоты, способности к самопожертвованию и принятию Божественной благодати.
Православные христиане в дни Великого поста следуют составленному святыми отцами уставу трапезы. Особой строгостью воздержания в пище отличаются первая, четвертая и последняя, Страстная, седмицы поста. Однако о мере своего воздержания нужно посоветоваться со священником и обязательно взять благословение на пост.
Великий пост состоит из святой Четыредесятницы (продолжительностью 40 дней) и из Страстной седмицы. Четыредесятница знаменует собой сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне, а Страстная седмица установлена как воспоминание последних дней жизни, страданий, Крестной смерти и погребения Спасителя. Каждая седмица имеет определенный смысл и символику.
Великопостный устав жизни
В будние великопостные дни в храмах служится литургия Преждеосвященных Даров – верующие Причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на Литургии святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого.
Во время Великого поста на Руси и во всех православных странах жизнь людей кардинально менялась: прекращались развлечения и торговля мясом, закрывались лавки, театры и бани. В первые семь дней поста и в Страстную Седмицу отменялись занятия в учебных заведениях, временно не работали все государственные учреждения. Таким образом у верующих освобождалось время для усиленной молитвы и посещения богослужений. Верующие и в наши дни стараются взять хотя бы на дни Страстной седмицы отпуск, чтобы вместе с Господом восходить на духовную вершину года и всей своей жизни.
Первая седмица Великого поста
14–20 марта. Богослужения в течение первой седмицы отличаются длительностью, они сразу вводят нас в особое состояние бодрствования духа, настраивают на молитву, отрешают от суетных помышлений и дел. В пище постимся по мере возможности строго. В первые четыре дня в храмах по вечерам читается Покаянный канон святого Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя как худшего из людей, за что святые отцы, знавшие тайну умаления, называют его проповедующий сокрушение канон Великим.
В пятый день поста в память чуда Феодора Тирона, не допустившего христианам оскверниться нечистой пищей, освящается коливо – особое кушанье из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой насытил когда-то всех христиан Константинополя.
20 марта. Первая Неделя Великого поста. Торжество Православия. В этот день Святая соборная и апостольская Церковь празднует победу над иконоборческой и другими ересями, насеваемыми дьяволом для отвращения душ от спасения.
Вторая седмица
26 марта, 2 и 9 апреля – субботы поминовения усопших. В эти дни Святая Церковь возносит молитвы обо всех христианах, отошедших в Вечность. Верующие заказывают требы в храме по усопшим близким, творят в их память добрые дела.
27 марта. Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле.
Третья седмица
3 апреля. Третья Неделя Великого поста – Крестопоклонная. В субботу на Всенощном бдении для поклонения верующим выносится Святой Крест, который остается в храме до следующей пятницы. Святая Церковь предлагает нам в середине Великого поста поклониться Кресту, чтобы пример Господа Иисуса Христа, претерпевшего ради искупления нас от грехов Крестные муки, воодушевил и нас быть учениками Христовыми:
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).
Четвертая седмица
Как и предыдущая, эта седмица называется Крестопоклонной.
10 апреля. Четвертая Неделя Великого поста – память преподобного Иоанна Лествичника. В этот день Церковь вспоминает великого подвижника, жившего в VI в., преподобного Иоанна Лествичника. Он является автором «Лествицы» – творения, исполнение которого последовательно возводит человека к Божественному Престолу.
Вкусная символика
В некоторые дни Великого поста в православных семьях и монастырских приютах выпекали печенье определенной формы: на Иоанна Лествичника из теста пекли лесенки, на праздник Благовещения готовилось печенье в форме жаворонков или голубей. В середине поста, на Крестопоклонной неделе, из пресного теста делались небольшие крестики, которые украшались орехами и изюмом. Традиционно часть всего приготовленного раздавалась бедным.
Пятая седмица
7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь вспоминает великое событие, послужившее началом спасения рода человеческого, славит Деву Марию и научает на Ее всесвятом примере слышанию и исполнению воли Божией.
17 апреля. Пятая Неделя Великого поста – память преподобной Марии Египетской. В лице этой святой Церковь показывает верующим истинный пример раскаяния и милосердия Божия ко всем покаявшимся грешникам.
Шестая седмица
24 апреля. Шестая Неделя Великого поста – Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье. Спаситель прибыл в Иерусалим за 6 дней до Пасхи, и многие из народа радостно приветствовали Его. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, восклицали: «Осанна в Вышних! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Они встречали Его как Мессию. Сейчас в воспоминание этих событий в церквах принято освящать веточки верб, поэтому день называется также «Вербным Воскресеньем».
На этом святая Четыредесятница завершается и наступает время Страстной Седмицы – великих и страшных евангельских событий – спасительных страданий и Распятия Господа нашего Иисуса Христа.
Страстная Седмица
В последнюю самую строгую седмицу поста вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его Крестные страдания, смерть нас ради человек и нашего ради спасения, погребение. По величию переживаемых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы именуется Великим. И день за днем мы следуем за Господом: в Гефсиманию, на Голгофу, в жизнь вечную.
В первые дни Страстной седмицы все христиане стараются исповедать свои согрешения и подготовиться ко Святому Причастию в Великий Четверток.
25 апреля. Великий Понедельник.
В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо – символ уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения прародителей Адама и Евы являются все люди.
26 апреля. Великий Вторник.
Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, обличающего книжников и фарисеев, и приводят рассказанные Им притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде. Еще одна возможность задуматься и пересмотреть свою жизнь: как мы поступаем с врученными нам Господом талантами, полна ли наша душа елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к своим ближним.
27 апреля. Великая Среда.
Этот день мы вспоминаем, постясь по средам, в течение всего года. Память великого падения, когда один из близких учеников Господа Иуда Искариот предает Спасителя, сам выбирая участь «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом одевается». Но и память великой милости Божией, по которой блудница, омывшая ноги Иисуса Христа слезами покаяния, «целомудренна явися».
После литургии прекращаются земные поклоны и любые коленопреклонения в храме (кроме поклонов у Святой Плащаницы).
28 апреля. Великий Четверток.
Воспоминание Тайной Вечери.
Именно в этот день Господь накануне Своих Крестных мук установил спасительное для нас Таинство Святого Причащения. Все православные христиане в этот день стараются приобщиться Святых Христовых Таин. «Вечери Твоея тайныя днесь…», – каждый стремиться оказаться среди верных Господу апостолов: «Ни лобзание Ти дам, яко Иуда…»
В этот же день Церковь вспоминает, как поздним вечером в Гефсимании Христос был предан в руки грешников. На вечернем богослужении единственный раз в году читаются двенадцать Страстных Евангелий о взятии Спасителя под стражу, неправедном суде над Ним, Его пути на Голгофу и Распятии.
Во время чтения Евангелий все держат возженные свечи как знак духовного бодрствования, и после службы уносят горящие свечи домой.
29 апреля. Великий Пяток.
Воспоминание Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Сегодня верующие взирают на Распятие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, предстоят с Богородицей и Иоанном Богословом при Кресте. Литургии в этот скорбный день нет, утром совершается Последование часов Великого Пятка, затем во второй половине дня – вынос Святой Плащаницы, пение «Плача Пресвятой Богородицы». Снятие Господа со Креста и положение Его всесвятого Тела во гроб.
30 апреля. Великая Суббота.
Святая Церковь вспоминает погребение Спасителя и пребывание Его во гробе телом, сошествия во ад душою и сокрушения царства зла, освобождение душ праведных. Торжественная процессия верующих с зажженными свечами, медленно следуя за священниками, несущими Евангелие и Плащаницу, обходит вокруг храма: «Святый Боже…» Мир затаился в ожидании грядущего Воскресения. О нем читались в храме древние пророчества. Перед чтением Евангелия священнослужители переоблачались в светлые ризы. Скорбь светла, ее уже пронизывают лучи Пасхального света… И вот в полной ночной тишине раздается: «Христос Воскресе!»
Подготовила Анна Котова