В Российском университете дружбы народов (РУДН) состоялась Научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе».
Организаторы конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе» – Российский университет дружбы народов, Учебный Комитет Русской Православной Церкви, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, Объединение православных ученых», Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров»
Конференция, посвященная воспитанию студентов, проводится в РУДН уже в третий раз, соединяя множество мыслящих людей из научного сообщества, духовенства, учащейся молодежи.
Нынешнее мероприятие прошло на фоне важных инициатив государства в области воспитания. В первую очередь, это подписанная премьером 29 мая 2015 г. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Ректор РУДН, председатель ВАК Владимир Михайлович Филиппов руководил рабочей группой по созданию этого документа. В настоящий момент формируется План мероприятий по реализации Стратегии в 2016–2020 гг. В.М. Филиппов призвал участников конференции ознакомиться с проектом документа на сайте Министерства образования и науки, а также принять участие в разработке соответствующих программ в регионах и муниципалитетах.
Проект еще одного важного норматива – профессионального стандарта специалиста в области воспитания – должен, по мнению В.М. Филиппова, стать предметом совместного творчества государства и Русской Православной Церкви. Среди других возможных направлений совместной деятельности – помощь родителям, расширение их педагогических компетенций по воспитанию детей в семье, а также организация дополнительного образования специалистов воспитательной деятельности.
«Сегодня мы проигрываем «стихийному воспитанию» молодежи интернетом, – отметил ректор РУДН, – условно говоря «стихийному», так как за многими направлениями стоят профессиональные люди. И если мы не создаем свои системы, то кто-то делает это вместо нас, продвигая свои частные интересы».
О воспитании элит
Время и события оказывают влияние на содержание научных дискуссий. Причинам экономического кризиса, падения курса национальной валюты был посвящен открывающий доклад академика РАН, советника Президента РФ Сергея Юрьевича Глазьева. По его мнению, подрыв нравственных устоев нашего общества является ключевой причиной кризиса, деградации научно-производственного потенциала России – на фоне роста Китая, Кореи, других стран. Экономика нашей страны «перевернулась»: реальное производство, в лучшие годы приносившее 15, а сейчас 5–6%, не может сравниться с нормой прибыли в 80–100%, которую обеспечивают спекуляции с курсами валют на Московской бирже. По мнению докладчика, мировоззрение сегодняшних студентов, которым в скором времени предстоит принять страну в свои руки, имеет огромное значение.
Но руки «наследников» должны быть чистыми, а кроме того, нужен эффективный механизм передачи «наследства», в том числе через систему образования. Об этом говорил доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Валерий Николаевич Расторгуев, вспоминая русского и американского социолога и культуролога Питирима Сорокина (1889–1968). Образование, по мнению Сорокина, – наиважнейшее звено, которое может сделать экономическую модель эффективной или совершенно неэффективной, созидательной или разрушительной.
Школа элитарная, платная – это социальный лифт, который работает только на высших этажах, обслуживая элиту. Напротив, школа открытая и, желательно, бесплатная, доступная (включая высшую школу) – это сложнейшая система, которая должна отсеивать лучших из лучших, чтобы элита постоянно обновлялась и функционировала. В идеале лифты свободно перемещаются по всем этажам социальной лестницы, начиная с низов.
Каковы принципы отбора лучших по Питириму Сорокину? Конечно, основной критерий – уровень интеллектуального развития, который тестируется и проверяется. «Сегодня, правда, существует обратная селекция: от своих студентов, которые хотят сделать политическую карьеру, я не скрываю, что демонстрация интеллекта – не самый короткий путь к успеху», – отметил В.Н. Расторгуев.
Но на первое место Питирим Сорокин ставит не интеллектуальный уровень, который очень важен, а духовно-нравственную составляющую. Если человек с поврежденной нравственностью, которому не доступны высшие смыслы, думающий только о личном обогащении, преодолев все ступени образования, поднимется и на вершину власти, то что он сделает с государством, обществом, экономикой? – размышляет Питирим Сорокин. И отвечает: результатом будет тотальная коррупция, независимо даже от выбранной экономической модели.
По мнению В.Н. Расторгуева, деформация системы образования отчасти объясняет вывод С.Ю. Глазьева о том, что идеология рыночного фундаментализма, ставящая прибыль во главу угла, оказалась доминирующей в современной России. Примечательно, что даже американский финансист Джордж Сорос, не только биржевой спекулянт, но и достаточно тонкий аналитик, в одной из своих книг («Кризис мирового капитализма») пишет, что Россию, США и все завоевания губит именно рыночный фундаментализм, представляющий собой большую опасность для открытого общества, чем тоталитарная идеология.
Задача нашего времени, по мнению В.Н. Расторгуева, заключается в том, чтобы сберечь Россию как страну-цивилизацию и все мировые цивилизации, – уникальные миры, которые живут столетиями и тысячелетиями, потому что дышат вечностью, ибо в основе их лежит не политическая или финансовая конъюнктура, а религиозная вера.
Афонские уроки
Теме нравственного примера Афона были посвящены доклад и презентация ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения, благодаря которым участники конференции совершили путешествие на Святую Гору и даже побывали на ее вершине, где сейчас реконструируется храм Преображения Господня.
Владыка напомнил, что 2016 г. объявлен Русской Православной Церковью Годом тысячелетия присутствия русских на Афоне. В 1016 г. русские монахи подвизались в афонской обители Ксилургу, которая сохранилась до настоящего времени. В середине XII века русские иноки переместились в монастырь святого Пантелеимона, так называемый Старый Руссик, который в настоящее время во многом возрожден, хотя монашеская жизнь в нем еще только начинается. С конца XVIII века русские подвижники служат уже на морском берегу, на том самом месте, где ныне располагается огромный Пантелеимонов монастырь, оплот нашего присутствия на Афоне. До революции здесь подвизалось несколько тысяч монахов, в настоящее время число братии не превышает 100 человек.
Однако благодаря президентской программе подготовки к 1000-летнему юбилею русского присутствия на Афоне произошло возрождение многих заброшенных храмов и келий. По инициативе Института Русского Афона была написана икона Русских святогорцев, торжественно врученная Святейшим Патриархом священноархимандриту Иеремии, игумену Пантелеимонова монастыря, которому в 2015 г. исполнилось 100 лет. Преподавателем Московской духовной академии игуменом Андроником (Трубачевым) составлен Акафист русским святогорцам, а в одной из книг «Афонский русский патерик или жития русских святых, подвизавшихся на Афоне, и афонских подвижников, просиявших в России» (Афон, 2015) собраны жития 50-ти русских афонитов.
Каков же нравственный пример русских афонских подвижников? «При ответе на этот вопрос нужно иметь в виду общий идеал святости, свойственный православию, и его особенности в разных национальных типах», – считает владыка Евгений.
По его мнению, русские афонские подвижники отличались особым терпением, смирением, упованием на Бога, незлобивостью. С одной стороны, они возводили грандиозные строения, с другой – могли жить в совершенно неприспособленных каливах и пещерах, не имея постоянного места пребывания, перемещаясь из одной афонской обители в другую. Но более всего приходилось смиряться и духовно трудиться в самом Пантелеимоновом монастыре. Недаром слова одного из его величайших подвижников старца Силуана Афонского прозвучали огненным девизом на весь мир: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
Безграничная любовь, прощение, смирение, кротость, незлобивость – то, что можно унести в своем сердце в качестве уроков Афона. Но святость не передается механически на уроке, она показуется и принимается теми, кто готов к самоотречению, подвигу духовной жизни.
В святоотеческой традиции принято обращать внимание не просто на ум, а на преображенный ум – разум, – отметил владыка Евгений. Святитель Григорий Палама, величайший византийский богослов середины XIV века, оставил описание видения нетварного Фаворского света преображенным умом. Подобное постигается подобным. Преображение пытливого ума, чтобы по мере возможностей он стал тем самым разумом, – вот, по мнению владыки Евгения, подлинная цель воспитания и обучения.
Таким преображенным умом обладал святогорский старец Паисий, прославленный Церковью в 2015 г. Показом отрывка из фильма «Старец Паисий» порадовал участников конференции игумен Киприан (Ященко), главный редактор журнала «Покров», руководитель Педагогического кабинета МДА.
По словам отца Киприана, к старцу Паисию, окончившему в свое время два класса начальной школы, приезжали за благословением ученые, богословы, профессора Афинского университета. И святой, по Благодати Божией, мог находить общий язык с любым студентом и преподавателем – он просто и с юмором раскрывал глубочайшие понятия, давал рекомендации – как написать монографию, диссертацию или статью.
Общество потребления образования
Характеризуя современное студенчество, игумен Киприан отметил, что оно расположено к духовной жизни, к поиску высоких смыслов бытия. Это подтверждают исследования факультета социологических наук ПСТГУ и его декана профессора И.П. Рязанцева. По данным социологов, примерно 70% студентов светских вузов в течение года бывают на богослужении, около 40% постятся в Великий пост, в среду и пятницу. 63–64% молодых людей желают знать о Боге. Большинство студентов настроены патриотично по отношению к России.
По мнению игумена Киприана, это хорошая почва для духовно-нравственного возрастания молодежи, становления добродетелей воздержания, целомудрия, кротости, радования, упования на Бога, смирения и любви. При этом главная помощь преподавателей молодым людям заключается в молитве о своих воспитанниках и любви к ним.
По словам протоиерея Геннадия Заридзе, руководителя Объединения православных ученых, необходимо доходчиво и интересно подавать молодым людям информацию, способствующую формированию их духовного фундамента. «Многие молодые люди и девушки, например, не знают, что 92% блудных («гражданских») сожительств не заканчиваются свадьбами, – отмечает отец Геннадий. – При этом 90% женщин считают в этом случае, что они замужем, а 84% мужчин полагают, что они абсолютно свободны».
Отец Геннадий рассказал о русском математике, академике РАН Владимире Арнольде (1937–2010), который в свое время обсуждал с американскими чиновниками проблему падения уровня образования (тогда еще речь шла о США). «Коллеги объяснили мне, – пишет Владимир Арнольд, – что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше приобретает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. Вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые вдобавок мешают им манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом)».
Фонд положительного опыта
В рамках конференции состоялись шесть круглых столов, участники которых обсудили конкретные направления и механизмы воспитательной деятельности, приняв итоговую резолюцию (см. выдержки из резолюции).
Эксперты говорили о разных дисциплинах, в рамках которых может идти разговор о духовно-нравственных ценностях: помимо Основ православной культуры это, например, краеведение или курс «Естественнонаучная картина мира» (как в Педагогическом институте Владимирского госуниверситета).
В философских категориях гения места, гения времени и гения личности, коренящихся в глубинах человеческого духа, о воспитании размышлял доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России Константин Михайлович Долгов. По его словам, в жизни человека огромное неповторимое значение имеет то место, где он появился на свет: первое окружение младенца, колыбельная матери, любимые в детстве лес, сад, речка. При этом чувства и понятия, полученные в детстве о страхе Божием, вытекающем из любви Божией, боязни оскорбить эту любовь непослушанием, сохраняются на всю жизнь. Человек все время (даже предчувствуя свою кончину) мысленно возвращается к месту, где прошли его детские годы, где он сформировался. Так приобретаются истинная любовь к отечеству, подлинный патриотизм, которые становятся внутренним состоянием человека. Гений времени – в какой-то степени – злой гений, т.к. речь идет о краткой человеческой жизни на земле. Эта жизнь только тогда имеет смысл, когда устремлена в вечность. Наконец, гений личности – призвание каждого конкретного человека в вечности, тот вектор его развития, который должен угадать настоящий педагог.
Огромную помощь в воспитании юношества, по мнению участников конференции, сегодня оказывают домовые храмы (первый из них в честь великомученицы Татианы был открыт в МГУ им. М.В. Ломоносова), а также создающиеся вокруг них общественные организации (например, православный просветительский центр «Лекарь» в Воронежском государственном медуниверситете им. Н.Н. Бурденко).
В разных городах России растут и множатся добровольческие молодежные движения. По мнению Алексея Львовича Семенова, ректора Московского педагогического государственного университета, такие движения могут быть самыми разными – патриотическими, историческими, социальными, направленными на помощь инвалидам. «Помимо доброго движения души для нашего студента – это еще и обязательный элемент профессионального становления педагога, который выстраивается изнутри, из реальной практической жизни», – отметил А.Л. Семенов.
Подводя итоги работы, участники конференции пришли к выводу о том, что необходимо создать единый фонд положительного опыта в области духовно-нравственного воспитания – путем формирования открытой интерактивной базы в интернете. Собравшиеся единодушно поддержали эту идею с небольшой оговоркой игумена Киприана о том, что успех воспитания в значительной мере определяется все-таки уникальной личностью педагога.
Ольга Каменева
Из итоговой резолюции
В области содержания высшего образования и приведения стандартов высшего образования в соответствие с целями духовно-нравственного воспитания молодежи предлагается:
• уделить особое внимание использованию цивилизационного подхода в преподавании дисциплин гуманитарного цикла;
• провести экспертизу и рассмотреть целесообразность введения предмета «Информационно-психологическая безопасность»;
• в целях обеспечения качества высшего педагогического образования восстановить в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования педагогических направлений описание затрат времени в часах с указанием обязательного количества аудиторных занятий; сохранить в стандартах обязательный перечень учебных дисциплин в соответствии с профилем специальности (направления подготовки);
• общественного внимания также требует разработка профессионального стандарта воспитателя, в частности, предлагается включить владение технологией ценностно-смыслового самоуправления в число основных компетенций воспитателя;
• считать духовно-нравственное воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса при получении медицинского образования, с этой целью ввести изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры» в медицинских вузах;
• использовать опыт ВГМУ им. Н.Н. Бурденко по организации курсов повышения квалификации для педагогов по программам «Духовно-нравственное воспитание медицинских и фармацевтических работников»; «Формирование ответственного и позитивного родительства»; регулярно проводить семинары-совещания по проблемам здоровьесбережения и духовно-нравственного воспитания на базе экспериментальных и стажировочных площадок всех уровней.