Урок о добродетели воздержания для 3–4-х классов православной гимназии в рамках целевой комплексной программы «Лествица добродетелей»
Святой Паисий Святогорец говорил, что все люди похожи либо на пчелок, которые собирают нектар с цветочков и во всем любят находить доброе, либо на мух, что летают по грязным канавам и ищут дурное. Мы с вами нарисовали табличку и договорились записывать наши добрые мысли в графе «Пчела», а недобрые – в графе «Муха».
Кого у нас оказалось больше: мух или пчел? Давайте я посмотрю, а вы пока расскажите, что интересного и полезного видели в Санкт-Петербурге (дети только что вернулись из поездки в Северную столицу. – Ред.), какие добрые мысли вас там посещали?
(Рассказ ученика о поездке в Санкт-Петербург.)
– А какой в тех краях служил удивительный священник, который каждый день совершал литургию, раздавал милостыню нищим, всех жалел, любил, молился и о католиках, и о протестантах, и о мусульманах, и о неверующих? Каждый день ему привозили на литургию мешок с записками о здравии и упокоении близких. Их оказывалось так много, что священник был не в состоянии помянуть каждого в отдельности: он вытряхивал записки из мешка на жертвенник и молился: «Господи, помоги всем, чьи имена здесь написаны!» И больные люди исцелялись, получали просимое. Вот такая у него была молитва. Как звали этого священника?
– Иоанн Кронштадтский!
– Правильно. Под Петербургом есть городок небольшой, Кронштадт, там он служил. Кто был в Кронштадте?
Когда еще раз поедете в Петербург, обязательно попросите, чтобы вас свозили в Кронштадт. А в Кронштадте есть квартира, в которой жил Иоанн Кронштадтский. В ней все осталось так, как раньше, когда там жил святой.
Расскажу вам интересную историю, которая произошла в этой квартире. Как-то раз к одному посетителю этой квартиры подошла девочка примерно вашего возраста. Она помогала там маме убираться. И она рассказала, что к ней часто ночью приходит сам Иоанн Кронштадтский и лично наставляет: «Ты, когда пойдешь в школу, сделай такое-то доброе дело, а вот такие плохие дела не делай». И она слушалась. Потом эта маленькая девочка выросла, вышла замуж. И Иоанн Кронштадтский перестал ей являться: она уже сама знала, как творить добрые помыслы и дела.
И еще в Кронштадте находится огромный храм – Морской собор. На его стенах высечены имена моряков, погибших в разных битвах. Морской собор несколько лет назад отреставрировали, в нем начались богослужения. Этот храм – копия Софии Константинопольской в Стамбуле, этот город когда-то назывался Константинополем. Такого красивого храма, я думаю, вы нигде больше не увидите. В нем все в золоте, мозаиках, пение звучит, как в раю!
Давайте теперь все вместе посмотрим, какие помыслы у нас преобладают: добрые, как у пчелки, или плохие, как у мухи. Расскажите, какие добрые помыслы вас посещали?
– Помогать маме и папе. Подражать Поллианне (главная героиня романа Элинор Портер «Поллианна». – Ред.). С собакой погулять.
– Молодцы, хорошо. Если мы с вами будем все время думать о добром, как Поллианна, нашим родителям будет легче с нами или труднее?
– Легче!
– Конечно. Ваши родители будут благодарить школу, в которой их детей научили творить добрые помыслы. А преподобный Паисий говорил: если вы станете думать о людях хорошо, то у них вырастут крылышки, как у Ангелов, они станут очень добрыми, и к вам, и ко всем людям.
На этом плакате нарисована лествица добродетелей, по которой мы с вами начинаем восхождение в рай. Какие же ступеньки ведут нас туда? Первая ступенька, начало рая, называется воздержанием. А некоторые святые отцы называют эту добродетель иначе – умеренность.
Давайте поговорим, а что же такое воздержание? Мы уже знаем, что у нас есть желания и помыслы, добрые, как у пчелки, и плохие, как у мухи. Как вы думаете, если плохие желания осуществятся – это будет хорошо для Бога и для нас с вами?
– Нет, не будет хорошо.
– Должны ли мы воздерживаться от них?
– Да.
– Воздержание – это удержание своих плохих желаний и зла, которое есть в нас самих. Давайте я буду называть желания, а вы говорите, какие они – хорошие или плохие, относятся к пчеле или мухе. «Мне хочется очень много еды».
– Муха.
– «Мне очень хочется покушать сладенького».
– Муха.
– «Мне часто хочется, заглядывать в холодильник и перекусывать».
– Муха.
– «Я вкушаю то, что мне дают».
– Пчела.
– «То, что я мог бы съесть сам, жертвую другим, тем, кто в этом нуждается».
– Пчела.
– «Я вкушаю пищу по расписанию: тогда, когда настает время завтрака, обеда, ужина, когда все садятся за стол».
– Пчела.
– «Я одеваюсь так, как меня благословляют мама и папа».
– Пчела.
– «Я порой говорю плохие слова».
– Муха.
– «Я порой общаюсь с плохими людьми».
– Муха.
– «Я стараюсь избегать знакомств с плохими людьми».
– Пчела.
– «Я стараюсь много не говорить».
– Пчела.
– Я очень любопытная, все хочу знать.
– Муха. А, может, пчела?
– К познанию, к обретению знаний можно относиться так же, как и к еде. Если мы очень много едим, то организм не переваривает. Если получаем много информации, голова у нас тоже ее «не переваривает». И у нас может быть «несварение»: вот такая большая голова и вот такие тоненькие ножки, на которых мы не сможем ходить…
А теперь давайте запишем домашнее задание. Мы продолжает заполнять табличку «муха–пчела», у пчелки пишем: «воздержание». В чем может заключаться воздержание? В еде, в словах, в одежде, во сне, в знаниях, в общении с людьми.
А муха невоздержанная, да? Святые отцы говорят, что противоположная воздержанию страсть называется чревоугодием. Угождением своему чреву. Например, много спать. Это тоже страсть. Пишем у мухи: «чревоугодие».
Теперь давайте запишем домашнее задание. Первое: привести примеры воздержания у Поллианны. Какими добрыми помыслами Поллианна помогала себе быть воздержанной?
Второе: кого из окружающих вас людей, ваших одноклассников или родителей, вы могли бы назвать воздержанными? Напишите, какими качествами обладают ваши добродетельные подруги, бабушка, мама или папа?
Третье задание касается нас самих. Давайте посмотрим, кто мы сами с точки зрения воздержания – мухи или пчелы? Выясним, воздержанны ли мы в еде, в словах, в одежде, во сне, в знаниях, в общении? Например, утром открыли глаза, засеките, сколько времени проходит до того момента, как мы встаем. Святые отцы говорят, что число минут, на протяжении которых мы валяемся в постели после того, как проснулись, есть показатель нашей лени. Поэтому когда проснулись, сразу вставайте с кровати и идите умываться – надо начинать трудиться.
Давайте еще раз вспомним, с какой добродетелью мы сегодня познакомились, поднимите руки.
– Воздержание.
– А что такое добродетель воздержания?
– Это когда ты воздерживаешься от плохих желаний.
– Которые не угодны Богу, которые не совпадают с волей Божией, да? Хорошо. Перечислите мне, в чем заключается воздержание?
– В еде, в одежде, в словах, во сне, в знаниях…
– «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!» Когда мы много любопытничаем… Ваше домашнее задание – описать, как Поллианна воздерживалась в еде, в словах, в одежде, во сне, в знаниях. И еще описать своих воздержанных друзей или знакомых: Господь их послал, чтобы они были примером, чтобы вы подражали им и стали такими же умеренными. Третье задание: посмотреть, в чем бы вы хотели стать более воздержанными. А если что-то пока не получается, надо пойти на исповедь, покаяться и рассказать батюшке, что у вас от «мухи».
Владимир Родионов