Урок о добродетели воздержания для 5-6-х классов православной гимназии в рамках целевой комплексной программы «Лествица добродетелей».
– У вас было домашнее задание – подружиться со своим святым, найти иконочку, молитву, тропарь своему святому; приклеить образ на внутреннюю обложку тетради, написать молитву. Покажите мне, пожалуйста, кто это сделал?
– Я сделала…
– Ксения Блаженная? Посмотрите, какое ннтересное изображение, где Ксения Блаженная – девочка, такого же примерно возраста, как вы.
– А наша Ксения на нее немножко похожа!
– А если она будет молиться и слушаться Ксению Блаженную, станет сродной ей по духу. Когда мы молимся, подражаем святым, то даже внешне становимся на них похожи. И лицо, и весь наш облик меняются, становятся, как у наших Небесных Покровителей.
– Я свою иконку не нашел – Саввы Сторожевского.
– Ну что ж вы так не дружите со своими святыми? Они тоже не будут с вами дружить. Святой Савва Сторожевский вообще все желания исполняет!
Расскажу вам одну историю. Как-то в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом приехал известный профессор, но он даже в храм зайти не мог. Один из прихожан решил помочь профессору войти в храм и сказал ему: «А вы знаете, что в храме находятся мощи святого Саввы Сторожевского, и все, кто у него что-нибудь просит полезного для души, – получают просимое». Профессор удивился: «Что, прямо все? Сейчас пойду, проверю». И он заходит в храм, подходит к раке, зажигает свечку и начинает что-то шептать. Прошептал, выходит, стоит молча. Тут подходит незнакомый ему профессор, медик, который занимается редкими заболеваниями сна. И профессор, который только что вышел из храма, в этот момент упал в обморок, его под руки схватили, посадили на скамеечку. Все удивились: почему это у него такая реакция? Оказывается, он пошел к Савве Сторожевскому, поставил свечку и попросил: «Я, – говорит, – приехал в командировку, и мне надо было провести переговоры с начальником лаборатории сна в Москве, а он уехал. Есть еще только два человека в России, которые занимаются этим делом. Один где-то в Сибири, другой – неизвестно где – в Москве». И он попросил святого: «Савва Сторожевский, если ты все можешь, познакомь меня с начальником лаборатории сна». И только он из храма вышел, как к нему подвели нужного профессора. После чего он сознание и потерял. Так что с Саввой Сторожевским шутить плохо. Прежде, чем просить святого, хорошо подумайте, о чем просить. Это может исполниться.
Вообще старайтесь, дорогие мои, каждый день начинать с молитвы своему святому. Как только глаза открыли или в школу пришли, как урок начинается – помолитесь святому, пусть ваш небесный покровитель будет рядом с вами.
Еще у вас было задание нарисовать или описать рай. Давайте посмотрим, прочитаем: чтобы нам понимать, как рай выглядит?
– Я написала: «Рай в моем представлении – это место с высокими дубами. На их ветках висят фонарики, которые похожи на лампадки. Дубов в раю очень много. Одни старые, а другие совсем молодые. А далеко, если вглядываться, есть лестница, по ней в рай идут Ангелы с подопечными».
– Спаси, Господи! Хорошо! Кто хочет дополнить?
– Мне представляется привлекательный сад с мягким зеленым мхом на земле и сказочными вечными деревьями. Повсюду золотистый сверкающий туман, и куда ни глянешь, увидишь сразу все: и всю землю, и рай весь, и всех людей, и живых, и мертвых, и Бога, Который смотрит на мир, и все вокруг Него на миллиарды километров покрыто любовью. Люди в раю испытывают вечную любовь. Их души свободны от мыслей. И они будут там жить вечно. Потому что любовь – это то, что не подчиняется ни одному закону физики. И всем там хорошо. Так хорошо, что ничего не хочется.
– Спаси, Господи! Как ты считаешь, а в раю мухи летают?
– Нет.
– Мух не берут в рай. Тогда нам надо быть ближе к пчелкам. Хорошо. А как вы думаете, как люди разговаривают в раю?
– Они мысленно общаются.
– Мыслями, да. Один святой написал, что там не разговаривают, а поют. Поэтому те, кто научится здесь петь хорошо, это потом им пригодится.
– В моем в раю есть все, как в обычной жизни. Только там все люди живут мирно, никогда не ссорятся. В храмах можно увидеть Господа, совершающего службу. А Ангелы там воспевают о Нем. И храмы там все из чистого золота. Растения все плодоносят. Дома не серого цвета, а разноцветные…
– А как ты думаешь, наш храм, когда в нем служат литургию, – это рай или нет?
– Рай. Мы просто не можем видеть Ангелов…
– Грешные не могут попасть в рай, но, если мы покаялись, искренне молимся, все грехи нам прощаются. Перед тем как причащаться, батюшка говорит в алтаре: «Святая – святым!» Святая – Тело и Кровь Христовы дается святым. Так что рай, правильно ты описал, может быть уже и на земле. Рай прежде всего в богослужении, в постоянном благодарении Бога, в нашем чистом сердце.
А некоторых в рай палкой приходится загонять. «Смотри, не опаздывай в рай! Служба начинается уже»! Поэтому давайте моменты, когда мы находимся на службе, в храме, особо ценить. Если здесь привыкнем жить в раю, то и там вечно в нем будем. И мы сегодня начнем наше восхождение в рай по лествице добродетелей.
Мы говорили о добродетелях, как о свойствах Божиих, которые позволяют нам жить с Богом вечно. И первая добродетель, первый шаг и ступенька в рай – это воздержание.
Воздержание – это удержание себя от того, что нам неполезно, что не угодно Богу. Воздержание или умеренность – это тот фундамент, на котором выстраиваются все остальные добродетели в нашей душе.
Как святые отцы про тело говорили? Тело – это наш ишак, на котором мы едем. Если осла не покормим, то не уедем. Он нас не повезет. А если перекормим, то он нас тоже не повезет – заснет. Вот поэтому должна быть во всем мера. Давайте посмотрим: в чем проявляется воздержание? В каких телесных потребностях?
– В еде. В воздержании от мясной, скоромной пищи во время поста.
– Много сладкого не есть. Часто не вкушать пищу. Мясо не есть, друг друга поедом не есть. Святые отцы еще так говорили: лучше съесть скоромное, чем своего друга.
А знаете, как святитель Игнатий (Брянчанинов) предлагал начинать Великий пост? Он в монастыре накрывал стол, на котором были мясные котлеты, колбаса, курица, мороженое, а рядом – помидоры, огурцы, хлеб, водичка. И он монахам говорил: пожалуйста, подходите к столу и вкушайте. И они, видя разные непостные лакомства, выбирали без сожаления только то, что в пост благословлено.
– А если кто-то не сдерживался, их наказывали?
– Не знаю, наверное, они каялись. Святитель Игнатий считал, что надо не только убегать от искушений (закрою глаза и не буду видеть скоромного), а увидеть – и отказаться.
А скажите мне – как в словах можно воздержаться?
– Если кто-то раздраженно тебе что-то сказал, тебе надо удержаться и не ответить тем же.
– Да, промолчать, помолиться за этого человека. А в одежде можно воздержаться?
– Некоторые люди любят модно и вызывающе одеваться.
– А зачем?
– Все будут говорить: смотри, как она оделась… На нее, может, и внимания не обратят, а яркая одежда бросится в глаза.
– Воздерживаться от того, чтобы кого-то осуждать.
– Да, правильно.
Во сне надо воздерживаться тем, кто любит поспать (ребенку достаточно 8–9 часов сна), от того, чтобы слишком поздно засыпать, от излишнего любопытства. Лишняя информация – тоже своего рода невоздержание…
– Но если человеку хочется что-то узнать, любопытство может быть и полезным?
– Представь себе: ты садишься обедать, тебе наливают тарелку супа, дают второе и компот. А ты говоришь – мало, дайте мне две тарелки супа, два вторых и два компота. Так и в знаниях. Наша голова может вместить определенное количество сведений. А мы говорим – еще и еще! В интернете сидим по несколько часов, собираем разного рода информацию.
На наших уроках мы чуть-чуть изучили, и сразу же стараемся применить к самому себе. То есть учимся знать и использовать на практике. А если будем только информацию получать, не разбираясь, хорошая она или плохая – это может нанести нам вред.
Мы с вами сегодня познакомились с воздержанием, удержанием себя от того, что не угодно Богу.
Вы, наверное, читали книгу «Поллианна» или смотрели одноименный фильм. Вот вам домашнее задание: посмотрите, как добродетель воздержания проявлялась у Поллианны в мыслях, в словах, в поступках, в одежде, во сне, в еде.
Второе задание: опишите хотя бы одного своего знакомого, который является примером воздержания.
И третье: выясните, кто вы сами – пчелы или мухи? Есть ли у вас добродетель воздержания? Не страдаете ли чревоугодием?
Давайте постараемся всю эту и следующие недели поста воздерживаться. Что у нас получится, опишем в своих тетрадях. То, что не удастся сделать, можно рассказать на исповеди.
– Только поступки? Или мысли тоже записывать?
– Да, и поступки, и мысли, которые приводят к поступкам.
Владимир Родионов