В самом центре современной Турции есть место, где непременно должен побывать православный паломник. Здесь сохранились следы важнейших событий христианской истории: яркие фрески и монашеские кельи; многоуровневые катакомбы, служившие укрытиями в период гонений Диоклетиана; пещеры, где подвизались разорвавшие связь с миром отшельники…
Каппадокия с незапамятных времен была домом для сменяющих друг друга народов: хеттов, римлян, византийцев, затем турок. Когда-то торговля и земледелие делали эти места благодатными как для обыденной, так и духовной жизни. Уже тысячи лет назад люди научились вырубать в вулканическом туфе целые подземные города, оборудованные колодцами и вентиляцией, уходящие вглубь на шесть–восемь «этажей». Летом они защищали от солнца, а зимой от холодов. Один из них расположен прямо под поселком Каймаклы. Для спасения от разбойных набегов, которые были здесь нередки, вход в город оставался тайным и при необходимости перекрывался огромным камнем. Одно из его верхних помещений имеет в плане крест, что явно свидетельствует о расположении тут древней церкви. Не подлежит сомнению, что более тысячи лет назад в этих стенах уже свершалась Божественная Литургия.
Именно сюда приходили те, кто ради Христа отрекался от мирской жизни. Предание сохранило место, где десятки лет подвизался Симеон Столпник. Сердце замирает, когда прикасаешься к тем самым камням и ступеням, по которым проходил святой, первым добровольно возложивший на себя этот подвиг – беспрерывное нахождение на столпе, во время которого он терпел голод и жажду, лютый холод и испепеляющую жару. Неслучайно духовные свершения таких молитвенников повлияли на всю жизнь Каппадокии. Здесь возникает множество монастырей, библиотек и просветительских центров.
Известный на весь мир монастырский комплекс долины Гёреме представляет собой уходящие вверх и вниз по склонам десятки вырубленных в скалах пещер. Здесь сохранились храмы с потрясающими по своей яркости и выразительности образами. Например, в храме Токалы, где нельзя оторвать глаз от фрески, на иссиня-лазоревом фоне изогнутого в полукуполе пространства, изображающей Распятие Спасителя. Интересно, что здесь сохранились даже орнаменты и рисунки, характерные для еретического иконоборческого периода: кирпичного цвета кресты, сплетения виноградных лоз и… увы, принципиальное отсутствие ликов святых.
В этом краю родились великие деятели церкви: Григорий Богослов, Григорий Нисский и Василий Великий, которых так и называют – «отцы-каппадокийцы». Они внесли неоценимый вклад в борьбу с ересями и прославление истинной веры.
Велик Промысл Божий! После турецкого завоевания, упадка, а затем и опустения монастырей Каппадокии ее могучее православное сердце продолжало незримо биться. В XVIII в. сюда, в небольшой город Ургюп привезли русского пленника – Ивана, захваченного во время неудачного Прутского похода Петра I. Его нещадно истязали, заставляя отречься от Христа, но он, молодой парень, лишь недавно оставивший родительский дом, внезапно для мучителей оказался непреклонен. Никакие лишения или, напротив, обещания сладкой жизни не изменили его решения – во всем положиться на Господа. В Ургюпе сохранился дом турецкого вельможи, которому Иван служил до самой своей смерти в обмен на духовную свободу. Можно войти и в помещение бывшей конюшни, где, прославленный ныне как святой Иоанн Русский, он работал весь день, а ночью пребывал в молитве. За высшую степень смирения в сочетании с духовной стойкостью, а также многие чудеса, свершаемые святым с Божией помощью, его почитают не только православные, но даже турки-мусульмане, просящие заступничества у того, кто при жизни был так гоним. Воистину и последние станут первыми!
Владимир Рудаков