1 сентября – День Донской иконы Божией Матери в память избавления Москвы от татар в 1591 г. Торжество, посвященное Донскому образу Царицы Небесной, совпадает с началом учебного года. Это прекрасный повод к тому, чтобы многозначительный образ Богоматери с самого начала учения и жизненного пути был запечатлен в сердцах наших молодых поколений.
Непобедимый «немощной сосуд»
Так же как Ее Божественный Сын одновременно Совершенный Бог и совершенный человек, Она – одновременно Совершенная Мать и Совершенная Дева. То есть и в том, и в другом Она идеал – и материнства, и девичества. Воплощение непорочной женственности, женского начала. И вот, парадоксальным образом эта безукоризненная женственность являет совершенно ей не свойственный облик: Ее именуют «Взбранная Воеводо». Ее имя призывают в случае ратных событий, когда верным приходится противостоять превосходящим силам противника.
Идет ли речь о войне в обычном смысле этого слова – на поле брани или при обороне осажденного города. Либо о еще во много раз более тяжкой битве, когда речь идет о борьбе человека с собственными страстями и неодолимыми зависимостями, мощным агрессивным влиянием окружающего общества грешников и полчищами демонов во главе с сатаной.
Скорая помощь
И примеры скорой помощи с Ее стороны вписаны несмываемыми чернилами в документы мировой истории и повествования о подвижниках благочестия.
В синаксарии службы в Субботу Акафиста содержится слово о помощи со стороны Царицы Небесной, которую Она оказывала Византии, подвергавшейся военной опасности от иноверных иноплеменников – персов, скифов, агарян. Благодаря Ее предстательству победа оказывалась на стороне христиан даже в таких случаях, когда, например, число нападавших скифов в 10 раз превышало греческое войско.
Нам понятны чувства благодарности греков Царице Небесной, Которая спасала их от ужасов нашествия варварских племен. В истории нашего отечества Пресвятая Богородица также оказывала скорую помощь в борьбе с иноверными иноплеменниками.
Вот и святая обитель Донская самим своим появлением на свет как раз обязана тому, что после усердного молитвенного обращения к Матери Божией перед Ее святым образом Донским в панике бежали от Москвы полчища татар и турок и примкнувших к ним запорожских казаков, которых в 1591 г. привел сюда крымский хан Казы-Гирей.
Откуда такая сила молитвы?
Сила молитвы Богородицы коренится в Ее девственной чистоте – чрезвычайной чистоте плоти и духа. Это подтверждается тем, что в деисисном чине ближе всех святых, в знак преимущественного перед всеми дерзновения в молитвах ко Господу, у престола Вседержителя предстоит, кроме Богородицы, Иоанн Предтеча, который также отличается чрезвычайной девственной чистотой.
Пресвятая Дева, Матерь Божия, и святой Иоанн Предтеча – это лучшие, чистейшие представители рода человеческого. Оба родились от престарелых, неплодных, святых и праведных родителей, оба, таким образом, были зачаты и выношены в утробах святых жен и первые младенческие годы находились с ними в самом тесном общении, питаясь их святым молоком. Оба затем возрастали в условиях, позволявших им стяжать неразвлекаемую молитву и нерасхищаемую ничем мирским любовь Божию. Ибо Пресвятая Богоотроковица возрастала во Святая Святых, убереженная таким образом от всякого рода мирских влияний, а святой Предтеча воспитывался в пустыне Ангелом. И им удобно было соблюсти заповедь «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем помышлением, всею крепостию».
И даже в Своем материнстве Пресвятой Деве было удобно соблюдать эту заповедь, ибо и зачатое, носимое во чреве и рожденное Ею Дитя, к Которому естественно приковано все внимание матери, было именно Богом…
И даже зачатие, которое с полным основанием именуется непорочным, не имело в себе ничего отвлекающего от Бога и нарушающего сердечную чистоту. Напротив, можно догадываться, что нашествие Святаго Духа, о Котором возвестил Архангел, представляло собою высшую степень единения с Богом, сопровождаемого высшей степенью блаженства, которое только может испытать человек на земле…
Скажут: Пресвятой Деве и святому Иоанну Предтече повезло, ибо им были дарованы особые обстоятельства, благоприятные для неразвлекаемой молитвы и нерасхищаемой любви Божией. Однако какими бы благоприятными ни были обстоятельства их зачатия и возрастания, но они были, подобно всем людям, наделены свободной волей, и они поэтому именно свободно избрали путь достойного использования дарованных им благоприятных обстоятельств. Далеко не всякий будет способен достойным образом воспользоваться такими возможностями. Напротив, только в редких случаях. А чаще ведь не будут молиться, а будут лениться…
Итак, чистота сердца дает возможность невозбранно приблизиться к самому Престолу Вседержителя и доставляет скорое исполнение молитв.
Основная мишень для вражьих стрел
Отсюда понятно, почему чистота – основная мишень, на которую нацелены стрелы врага. И его особенная забота – о том, чтобы вконец развратить род человеческий, ввергнуть его в содомский беспредел и с самого раннего возраста растлить юные поколения, чтобы лишить людей Вышней помощи, без которой никто не способен взойти на Небо, откуда был низвержен этот завистник – сатана со своими полчищами…
Донская икона – покровительница казаков и школьников
Престольный праздник Донской обители – торжество, посвященное Донскому образу Царицы Небесной, совпадает с началом учебного года. И мы усматриваем здесь знаменательное совпадение. Ибо это – прекрасный повод к тому, чтобы многозначительный образ Богоматери с самого начала учения и жизненного пути был запечатлен в сердцах наших учащихся молодых поколений. Ибо наше время, как никогда, нуждается в чистоте идеала. Поскольку сегодня на головы наших бедных детей масс-медиа выливают ушаты, потоки беспрецедентной грязи…
Вспоминается антитеза Достоевского – противопоставление идеала Мадонны идеалу содомскому, который сегодня поднят на щит тем же Европарламентом, угрожающим строгими прещениями противникам прогрессивных идей толерантности и политкорректности…
Красота кроткого и молчаливого духа
В Евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской можно увидеть характер взаимоотношений Матери Божией с Ее Божественным Сыном. Мы видим здесь чрезвычайное смирение Матери Божией, говоря словами апостола Павла, «красоту кроткого и молчаливого духа», которую он противопоставляет внешнему плетению волос и золотым украшениям. И это не просто молчание и скромность. Это молчание и смирение исполнено любви к людям. И мы видим, как безмолвная мольба сердца Богоматери вызывает ответное в согласии с этой молчаливой просьбой действие Ее Божественного Сына.
Тайна уникального могущества Ее молитвы
И здесь мы видим еще, наряду с чрезвычайным смирением Божией Матери, также одно из проявлений чрезвычайного смирения Ее Божественного Сына, Который поистине кроток и смирен сердцем; ибо Он здесь, проявляя послушание Своей Божественной Матери, исполняет собственную Божественную заповедь «чти отца и мать».
И этот характер общения, каким он был при земной жизни обоих, таким и остался навсегда. И в настоящее время. И может быть, в этом послушании, которое Сын оказывает Матери, в соединении с Ее приснодевственной чистотой, и состоит тайна особой, сугубой силы и могущества Ее молитв…
Ее милосердие
В повествовании о браке в Кане Галилейской мы видим милосердие Божией Матери, Ее сердечный отклик на нужды людей, даже, казалось бы, незначительные, но бывающие причиной скорби.
В Ее словах «вина нет у них» уже содержится просьба. Она сопереживает жениху, который пригласил гостей, но вот не хватило вина, и это может послужить причиной позора и нареканий со стороны соседей…
В кратком евангельском повествовании говорится только о внешнем. О словах, сказанных Богородицей, Спасителем. И кажется непоследовательным, как это после Его словесного отказа – «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» – Она вдруг говорит, чтобы делали то, что Он скажет. То есть что Он уже готов помочь в этом деле. Дело в том, что в повествовании отсутствует не внешний, изреченный, а внутренний, безмолвный, диалог Божией Матери с Ее Божественным Сыном, который имел место между словами Господа «Что Мне и Тебе, Жено…» и Ее словами, чтобы поступали так, как Он скажет. А между этими словами была сердечная жалоба и мольба, и они говорили друг с другом напрямую, – от сердца к сердцу, взорами, и Она наконец получила от Него некое негласное извещение о согласии на Ее просьбу.
И вот так везде Богородица крайне немногословна, незаметна, держится в тени, в смирении. Но как богато и изобильно изливается Божественная Благодать в это кроткое и смиренное сердце, и как она (благодать) могущественно исполняет всякую просьбу и мольбу этого кроткого и смиренного сердца, исполненного любви, и сострадания, и милосердия. «На кого воззрю – токмо на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес Моих». И мы видим, как это осуществляется на Богородице. Не часто мы видим Ее говорящей… «Чадо, что Ты сделал с нами? Мы с Твоим отцом три дня с великой скорбью искали тебя»; но после Его слов, что Ему надлежит быть в том, что принадлежит Его Отцу, Она сразу умолкает. Также и когда Она с Его братьями ждала Его у дверей дома, в котором Он проповедовал, Она молчанием отвечает на Его слова, что «матерь Моя и братья Мои – исполняющие волю Отца Моего Небесного». И при Кресте Она стоит молча и незаметно. И замечаем мы Ее только при словах Ее Сына: «Жено, се – сын Твой. Се – Мати твоя». В этих словах Спасителя – Его великая любовь к Матери и ученику…
Наставница Апостола любви
Господь своего любимого ученика, который из ожесточенного ревнителя, не лишенного также честолюбия, в общении любви с Божественным Учителем постепенно преобразился и соделался смиренным Апостолом любви, в момент смерти на Кресте усыновляет Своей Пречистой Матери, последующее общение с Которой окончательно утверждает и закрепляет в нем эти свойства – смирение, кротость и любовь. Общение с Той, Которая с младенчества была ограждена и отрешена от мира и всего, что в мире, довершило формирование того, который, уже сделавшись старцем, писал в своем послании: «Не любите мира, ни того, что в мире: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская».
Вот – кротость и смирение. Вот – красота кроткого и молчаливого духа, которым мы все должны подражать. И особенно – женщины…
Покров над народами Святой Руси
Пресвятая Дева Мария, Матерь Божия, Царица Небесная, Заступница усердная, Заступница верных преблагая и скорая с самого момента рождества нового христианского народа – Святой Руси – приняла этот новорожденный народ под Свое особое материнское покровительство, простерши над Святой Русью Свой омофор.
Это по Ее Божественному благословению преподобный Антоний Печерский, подвизавшийся в уделе Божией Матери – на Святой Горе Афон, вернулся в свое отечество и, поселившись в пещере на возвышенном берегу Днепра, этой купели Святой Руси, положил начало иноческой жизни в новом христианском народе.
Множество храмов и монастырей на Руси посвящены Божией Матери. Вот и Донской монастырь посвящен Ее Донской иконе.
А на северной и южной алтарных дверях Большого Донского собора изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские – начальники русского монашества. В руках у преподобного Антония, изображенного на северной двери, – хартия с надписью: «Благословение Святой Горы Афонския да будет на месте сем». Конечно, эти слова относились к Киевским горам, где была основана Киево-Печерская Лавра. Но поскольку и в Донской обители эти слова имеются на святой иконе, и сам преподобный Антоний, бывший насельником Афона, присутствует здесь своим святым образом, то, видимо, и на сию святую обитель распространяется это благословение Святой Горы Афон.
Подтверждение благословения Святой Горы и ее Игумении
Подтверждение этому можно усмотреть в том, что всего несколько лет тому назад в Донской монастырь прямо с Афона афонскими иноками была доставлена и помещена в Большом соборе прекрасно написанная икона-список афонского Иверского образа Богоматери. Она была доставлена сюда афонскими монахами скита Буразери – так греки называют основанный русскими иноками Белозерский скит. Икону написал сам игумен этого скита, который сам и привез ее, приехав сюда по этому случаю вместе со своей братией.
И уже совсем недавно был доставлен в Донскую обитель из святогорского монастыря Ватопед еще один прекрасный афонский образ Богоматери – список Ватопедской иконы «Всецарица». Этот образ сегодня особенно востребован, поскольку, как и мощи святителя Тихона, «специализируется» на излечении онкологических заболеваний.
Как видим, Матерь Божия и Святой Афон и сегодня не оставляют Донскую обитель своим покровительством…
Единение всех уделов Богородицы
И все это не случайно. Донской монастырь с петровских времен был признанным международным центром православия. Здесь останавливались ученые монахи из Киева, приглашенные в Москву для содействия духовному образованию. И ученые монахи из Греции. Здесь крестились мордовские мурзы. Над созданием Большого собора потрудились украинские мастера. Одно время настоятелем монастыря был выходец из Сербии. Но особенно значительным было здесь присутствие Грузии (Иверии), потому что монастырь одно время Петром I был передан в ведение грузинского царя Арчила II и его настоятелем был грузинский игумен Лаврентий.
И все это весьма знаменательно. Тут как бы объединились все уделы Пресвятой Богородицы – и Грузия, и Афон, и Святая Русь – Московская и Киевская…
Священная история Руси
Начавшись с Крещения Руси, непростая история нашего отечества, на протяжении которой периоды благополучного процветания сменялись периодами смут, мятежей, усобиц, духовно-нравственных падений, моровых поветрий, нашествий иноплеменников – вся эта история свидетельствует о великой нужде в небесном Божественном заступничестве, покровительстве и помощи, которые и подавались нашему отечеству Всемилостивой Владычицей, Царицей Небесной.
Историю народа можно сравнить с историей человека. Когда человек принимает Крещение, то тут же приступает сатана со своими искушениями, желая воспрепятствовать его спасению. Не избежал этой участи и Сам Господь. Но только Он, единый безгрешный, избежал при этом падения. А все остальные человеки непременно падают и, для того чтобы подняться, имеют нужду в покаянии. То же происходит и с народами.
Вот и на Святой Руси было так. Сразу после Крещения начались нестроения. После кончины равноапостольного князя Владимира его государство разделилось, раздробилось на уделы, управляемые его многочисленными потомками, и было то, что называется «феодальной раздробленностью». Такое положение было чревато междоусобицей, которая и началась с бесчинств Святополка Окаянного, убившего святых страстотерпцев Бориса и Глеба. И продолжалась эта усобица князей, сопровождавшаяся братоубийством и взаимной жестокостью, не только между князьями, но и их подданными – картина, недостойная христианского народа и самого христианского имени…
Божья кара, бич Божий явились в лице хана Батыя и его бесчисленных татаро-монгольских полчищ, устремившихся, как тучи саранчи, на новый вертоград Господень, поядая, опустошая и разоряя его…
200 лет был срок этого бедствия, этой епитимьи, наложенной Богом на Русь. Было нравственное падение – малодушие и панический страх перед татарскими набегами. По словам летописи, «и хлеб не шел в уста от страха».
Игумен земли Русской
В конце этого 200-летнего срока был воздвигнут столп монашества – Преподобный Сергий, которому был посвящен правый придел в первом храме Богородицы, построенном в Донской обители – в Малом соборе.
Преподобный Сергий – благодатный воспитатель русского народного духа, – так назвал его замечательный историк Ключевский, погребенный, кстати, в некрополе Донского монастыря.
На 21-м году жизни Варфоломей (мирское имя Преподобного) потерял сразу обоих любимых родителей. Это потрясло его и пробудило устойчивую память смертную, что особенно подвигло его умереть для мира и жить для Бога, в приготовлении души к встрече с вечностью.
В короткий, двухлетний, срок иноческой жизни, достигнув высокого духовного преуспеяния, он приобрел свойство духовного магнита, привлекающего души, ищущие спасения. Около него возникла монашеская община, которая в свою очередь явилась питомником таких же духовных магнитов, распространившихся по всему лицу Русской земли, – вся она стала изобиловать монастырями, преображавшими строй народной жизни. Народ освобождался от страха и укреплялся в молитвенном обращении к Богу и Божией Матери. Стало возможно сопротивление и Куликовская битва…
Прославление Донской иконы
Святая Донская икона прославилась в день Рождества Богородицы в 1380 г., в который произошла битва на поле Куликовом. На оборотной стороне этой иконы изображено Успение Божией Матери. Заметим, что празднование Донской иконе – престольный праздник нашей обители – совершается через три дня после Успения. Успение – это, собственно, тоже Рождество – рождение в иной мир, в страну Блаженной вечности.
И мы видим на иконе Успения, как новорожденная для вечной жизни душа Божией Матери в образе спеленутого новорожденного младенца восприемлется в надежные руки Ее Божественного Сына.
Вспоминаются здесь слова апостола Павла: «…Желаю разрешитися и со Христом быти». Господь Иисус, умирая на Кресте, изрек: «Боже, в руки Твои предаю Дух Мой». И мы каждый раз перед сном в конце вечерних молитв повторяем: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой. Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми».
Воины на поле Куликовом, взирая на этот образ Царицы Небесной, взирая на Ее блаженное Успение, изображенное на его оборотной стороне, преодолевали страх смерти и, полагая душу свою за други своя, за Святую Русь и веру православную, обретали несумненную надежду на то, что Сам Господь вот также примет их души в Свои надежные руки, и они родятся в блаженную Вечную Жизнь и Покой в Царстве Небесном. И смело шли на смертный подвиг.
Так произошло второе рождение народа. Первое рождение произошло в днепровской купели. А второе рождение, второе крещение – это то покаяние, или, по-гречески, – изменение, о котором идет речь. А именно – преодоление малодушной боязливости, панического страха перед иноплеменными завоевателями и в конечном счете преодоление страха смерти, то есть восстание из состояния нравственного падения, когда «хлеб не шел в уста от страха».
Преодоление раздробленности и усобицы
Преподобный Сергий был воспитателем всего народа – не только простолюдинов, но и высшего слоя – бояр и князей. Он мирил князей, увещевал их оставить дурные привычки вольницы, когда приходит буйное желание повоевать и пограбить соседей – своих же единоверных и единокровных; с успехом убеждал их в необходимости объединения и консолидации вокруг Московского престола.
И трудами Преподобного Сергия, святителя Алексия, московских великих князей была преодолена междоусобица и раздробленность, совершено объединение русских земель в единое Московское государство, способное противостоять иноверным завоевателям, защищать народ Божий от иноверных влияний и этим обеспечить возможность надлежащего воспитания новых поколений православного народа. И это преодоление усобицы и становление единого государства также составляло часть того покаянного изменения и преображения жизни на Святой Руси, о котором шла речь.
Впереди был непростой исторический путь России, на котором были новые падения и восстания…
Библейская сущность истории
На примере Библейской Истории можно видеть действие Божия Промысла, который присутствует в исторических судьбах каждого народа, в судьбе каждого человека. И при созерцании исторических судеб России всюду напрашиваются библейские параллели.
Господь попускает падения народа и отдельного человека для того, чтобы он смог убедиться в своей неспособности без Бога оставаться на высоте и приобрел смирение, – необходимое свойство, позволяющее Благодати Святаго Духа укреплять человека и народ на путях спасения.
Искушение богоизбранностью
Особенно это относится к людям и народам, избранным для особой миссии в спасительных путях Божия Промысла. В некотором смысле всякий человек и народ – избранный, ибо каждый избран для определенной роли, или миссии, предназначенной ему в путях Божия Промысла. Но сознание избранности народа и человека может привести к гордыне и превозношению над другими, «не избранными». А гордость – это свойство сатанинское, оно препятствует Благодати Божией вселяться в сердца людей, отталкивает ее. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Когда некий дворянин в беседе с преподобным Амвросием Оптинским сказал, что у него благородная гордость своим аристократическим происхождением, то преподобный Амвросий ответил: «Нет, батенька, такой – «благородной» – гордости не бывает. Гордость – она всегда одна – бесовская». Это относится и к гордости своей богоизбранностью.
Конечно, если в действительности имеет место особая богоизбранность, то такой народ или человек подвергается особому натиску и нападению темной силы, и Господь попускает иногда в этих случаях падение для приобретения смирения и преодоления гордыни и превозношения, которые, как уже было сказано, особенно угрожают тем, у кого есть сознание своей богоизбранности.
Это происходило и в Библейской Истории, и в истории России. «Господь всех заключил в неповиновение, чтобы всех помиловать».
Опасность гордыни
Статьи на патриотические темы очень часто не лишены национального самодовольства, гордости своими достоинствами, воспоминаний о славных страницах истории, о «темной старины заветных преданьях», шевелящих в нас «отрадные мечтанья». Например, о том, как Царица Небесная оказывала помощь народу, находящемуся под Ее особым покровительством.
Однако задумаемся: когда человеку свойственно посредством горячей слезной молитвы обращаться за всемогущей помощью к Богу, Божией Матери? Ведь чаще всего – не тогда, когда он полон сил, здоровья, богат, одарен гениальными способностями и чудотворными дарами. А именно тогда, когда он слаб, немощен, убог, и нищ, и слеп, и наг. И при этом ему необходимо решить непосильную для него задачу, от чего зависит жизнь и смерть его собственная и его близких.
И вот когда из такого глубокого смирения вырывается вопль о помощи, Всемогущий Господь идет навстречу этой мольбе и совершает чудо исполнения желаний молящегося. Но очень часто бывает так, что человек, получивший такую удивительную помощь, вместо того чтобы сохранить смиренное мнение о себе и благодарность Богу, склонен забыть о своем Помощнике и Покровителе, поскольку уверенности в Невидимом свойственно ослабевать, и приписать успех самому себе.
Как обстоит дело с человеком, так и с народом. Например, в случае нашествия иноплеменников с горячей молитвой к Божией Матери обращаются не тогда, когда осажденные располагают воинской силой, превосходящей силы осаждающих, а именно тогда, когда надежды на собственные силы совсем нет, когда, например, численность осаждающих в несколько раз превышает численность защитников города. И только при осознании собственной немощи и полнейшей неспособности эффективно обороняться из груди осажденных может вырваться горячий молитвенный вопль к Богородице.
Но вот чудо совершилось. Избавленные от беды постепенно высвобождаются от обуявшего их ужаса и страха, приходят в себя, распрямляются, расправляют плечи и, вспоминая, как они успешно и лихо отстояли город у превосходящих сил противника, склонны уже забыть о чудесной невидимой помощи свыше, потому что она невидима («не оче-видна»), и приписать успех исключительно себе и собственной воинской доблести. И, как всегда, «гром победы, раздавайся!», «слава нации, слава героям!».
А ведь могущество и величие Византии, например, начиналось с «похвалы Богородице». А гордыня, отталкивающая помогающую и спасительную благодать, привела к ее падению.
Но эти уроки не идут нам впрок. И большинство патриотических статей забывают о Вышней помощи и вещают о том, какие мы молодцы и победители. И что мы во всех отношениях лучше и благороднее всех прочих. А если и подчеркивают помощь свыше, то и этим особенно гордятся, считая себя на этом основании богоизбранными. А по слову преподобного Амвросия Оптинского, как уже было сказано, «благородной гордости не бывает. Гордость – она всегда одна – бесовская».
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)