13 декабря празднуется память апостолу Андрею Первозванному
Апостол Андрей был младшим сыном еврейского рыбака Ионы. Родом он из Вифсаиды – города на северо-западном берегу Галилейского озера. Андрей жил в одном доме вместе с отцом и старшим братом Симоном, будущим первоверховным апостолом Петром, в небольшом галилейском городе Капернауме и добывал себе пропитание рыбной ловлей.
Недолго оставался он в родительском доме. Когда Иоанн Креститель пришел с проповедью на Иордан, Андрей среди первых принял Иоанново Кре¬щение, сделался его учеником и от него впервые услышал об Иисусе Христе.
Однажды Иоанн Креститель стоял с учениками на берегу Иордана. В это время Иисус Христос после сорокадневного поста в пустыне и победы над искусителем возвращался из Своего уединения. Иоанн указал ученикам на Него, и двое – Андрей и Иоанн Заведеев, тоже сын галилейского рыбака, – пошли за Иисусом. «Учитель, где Ты живешь?» – спросили они. «Пойдите и увидите» (Ин. 1:38–39), – ответил им Господь. Они пошли за Христом и провели у Него весь день. Но не было еще особого зова Господня. Андрей вернулся домой, рассказал брату о Мессии и опять занялся своим рыбацким делом.
Вскоре после этого братья вместе с другими рыбаками ловили рыбу на Галилейском озере. Господь, обратившись к ним, сказал: «…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). По зову Господа Андрей тотчас же оставил сети и последовал за Христом. Он первым среди всех живущих на земле людей пошел за Спасителем и потому стал именоваться Первозванным.
Однажды, когда братья-рыбаки Симон с Андреем, сыновья Ионины, и Иаков с Иоанном, сыновья Заведеевы, занимались промыслом рыбы на Галилейском озере, Господь проповедовал на берегу, невдалеке от Вифсаиды. В тот раз улов не удался, и потому, пристав к берегу, Симон и Андрей принялись за очистку сетей от водорослей, а сыновья Заведея чинили порванную снасть. Между тем беседа Спасителя с народом продолжалась. Постепенно под натиском возрастающей толпы Иисус Христос, отходя все дальше и дальше, оказался у самой воды. Тогда Он велел Симону взять Его к себе в лодку и отплыть от берега так, чтобы всем было видно и слышно. Иисус поучал народ, а братья-рыбаки поддерживали равновесие судна.
Когда проповедь кончилась, Господь сказал Симону:
«Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4).
И хотя только что перед этим рыбаки вернулись с озера ни с чем, они все сделали по слову Его, и вера их была вознаграждена. Опущенные в воду сети принесли множество рыбы. Не имея силы вытянуть снасть, Андрей и Симон позвали на помощь Иакова и Иоанна. Вскоре обе лодки наполнились рыбой. Рыбаки понимали, что такой чудесный улов не может быть делом рук человеческих. И они
«вытащивши обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5:11).
Следуя неотступно за Иисусом, Андрей был при всех случаях земной Его жизни и видел чудеса Его. Когда Господь совершил чудесное укрощение бури на море, Андрей был в числе плывших с Ним на лодке. Он был свидетелем чудесного насыщения Господом пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами. В числе 12-ти присутствовал на Тайной Вечери.
Как и другие ученики, апостол Андрей тяжело переживал вольные страдания и крестную смерть Иисуса Христа. По преданию, утром первого дня после пасхальной субботы он вместе с братом находился в доме Иоанна Заведеева. Стояла еще глубокая предрассветная тьма, когда к ним пришла встревоженная Мария Магдалина, только что побывавшая у погребальной пещеры Иисуса, и сообщила, что она пуста. Петр и Иоанн поспешили проверить. Вернувшись, они рассказали, что нашли погребальную пещеру открытой, а в гробе Господнем увидели лишь пелены и плат. Не успели ученики обсудить эту новость, как вновь появилась Мария Магдалина, но уже не плачущая, а сияющая от восторга. И поведала недоумевающим ученикам, что видела живого Учителя.
Однако апостолы, выслушав столь непостижимый для человеческого ума рассказ, не поверили ей.
«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19).
Сорок дней провел воскресший Иисус Христос со Своими учениками.
По указанию Господа апостол Андрей вместе с другими возвратился в Иерусалим и в день Вознесения слышал последние наставления своего Учителя. Он участвовал в выборе 12-го апостола, Матфия, на место отпавшего Иуды Искариота, а в день Пятидесятницы вместе с другими учениками принял Духа Святого, сошедшего на них в виде огненных языков. Так же, как и другие апостолы, стал он понимать все иные наречия и свободно на них проповедовать.
Дальнейшие сведения об апостоле Андрее почерпнуты Церковью из области преданий.
Первое путешествие апостола Андрея Первозванного
Когда после Вознесения Господня началось жестокое гонение на христиан, многие из членов первой общины покинули священный город, разнося благовестие по селениям и городам Сирии и Финикии. Немалая часть беглецов осела в Дамаске, поселившись среди местных иудеев и языческого населения. Туда и направился апостол Андрей. Вместе с ним пошли на проповедь апостолы Симон Кананит и Матфий. Укрепив в вере дамасскую братию и поставив епископом местного христианина Ананию, апостол Андрей со своими спутниками направился в Антиохию Сирийскую, а затем и дальше на север. Сначала в галатскую столицу Анкиру, а оттуда на край моря, в Синопу, где было великое множество греков и иудеев, разделенных разными учениями и ересями. Первым появился в Синопе апостол Матфий. Там язычники и иудеи схватили его и заключили в темницу, намереваясь умертвить на следующий день. В ту же ночь, извещенный свыше о происшедшем, апостол Андрей поспешил в город. Закрытые городские ворота и запертые двери тюрьмы раскрылись перед ним сами собой. По молитве апостола Андрея упали цепи с рук и ног Матфия и других узников.
Из Синопы апостол Андрей вместе с Симоном Кананитом и освобожденным Матфием отправился далее на восток по берегу Понта и пришел в город Амасию. Здесь по субботним дням апостол Андрей проповедовал в синагоге. Жители во множестве приводили к нему больных и бесноватых – молва о нем как о великом целителе разошлась по всему городу. Апостол исцелял недужных, и немалое число жителей Амасии обратилось ко Христу. Многие из исцеленных и уверовавших приносили апостолам пожертвования. Апостол Андрей ничего не оставлял себе, разделял все приношения среди неимущих и употреблял деньги на устройство первых храмов.
Поставив в Амасии церковь в честь Божией Матери, апостол отправился в город Трапезунд и далее в Закавказские области, где долго пребывал в Иверии, насаждая там веру Христову. Зайдя потом на некоторое время в Армению, апостол возвратился в Малую Азию и к празднику Святой Пасхи вернулся в Иерусалим. Так закончилось первое благовестническое путешествие апостола Андрея Первозванного, начавшееся в конце 37 г. от Рождества Христова и продолжавшееся, по всей вероятности, до весны 42 г.
Второе путешествие
Трудно сказать определенно, когда Первозванный апостол отправился во второе миссионерское путешествие – до или после Апостольского собора, состоявшегося около 50 г. в Иерусалиме. Так или иначе, но и на этот раз путь его лежал в Антиохию Сирийскую, куда он направился вместе с братом своим Симоном-Петром, Иоанном Заведеевым, Филиппом, Варфоломеем из 12-ти апостолов и Филиппом из семи диаконов. Впрочем, оттуда апостолы разошлись в разные стороны. Андрей с Иоанном остановились в Ефесе, проповедуя в синагогах, но вскоре Спаситель явился в видении Своему Первозванному ученику и повелел отправиться в Вифинию.
Повинуясь, апостол Андрей взял учеников и пошел в Никею, обширное вифинийское поселение. Там стал проповедовать о Христе и призывать жителей – иудеев и эллинов – принять учение Господне, но они поначалу только смеялись над его словами. Но где не помогало слово, там являлась на помощь чудесная сила.
Силою молитвы апостол Андрей обратил в веру восемь разбойников, сокрушил в пустыне, возле Никеи, идола, в котором обитали злые духи, изгнал демонов из другого капища. И народ все более и более шел к проповеднику, ибо люди видели, что его учение лучше и выше того, которое они признавали до его появления. В Никее апостол Андрей провел два года. Вера Христова укрепилась в языческом городе. Заботясь о том, чтобы новокрещенные не отпали от веры и снова не обратились к язычеству, святитель устроил на месте иудейской синагоги церковь во имя Божией Матери, поставил в ней епископом одного из своих учеников и уже после этого отправился далее.
В Синопе он встретил некоторых христиан, сохранивших верность Господу со времени первой его проповеди, и остался среди них. Здесь еще помнили чудесное освобождение из темницы апостола Матфия и других узников, но не все понимали, как совершилось это освобождение. Многие иудеи, посчитавшие это не Божиим делом, обступили дом, где остановился апостол Андрей. Когда же апостол вышел, чтобы успокоить собравшихся, они схватили его и стали влачить по улицам города, жестоко избивая. Израненного апостола бросили за воротами города. Здесь явился к нему Господь Иисус и сказал: «Встань, избранный, Первозванный ученик Мой, и спеши в город без всякого страха, ибо Я – с тобою!» Господь стал невидим, а Первозванный с кротостью и здоровым телом снова явился на проповедь в город. Это привело в изумление всех, и те, которые только что яростно гнали апостола, уверовали во Христа.
Поставив в Синопе епископом Филолога, апостол Андрей отправился в другие города, и его встречали уже с радостью.
Приближалась Пасха, и апостол снова поспешил в Иерусалим для празднования великого праздника. И это было последнее посещение апостолом Андреем святого города. Отправившись на проповедь после Пасхи, он в Иерусалим уже не возвращался.
Третье путешествие
Третье благовестническое путешествие апостол Андрей начал с Эдессы, имея своими спутниками апостолов Симона Кананита, Фаддея и Матфия. В Эдессе апостол Фаддей остался у владетеля города Авгаря, которому еще ранее доставили Нерукотворный Образ Спасителя, отпечатавшийся на материи. Потом апостол Андрей пошел в Иверскую землю, где оставил для проповеди апостола Симона Кананита. После этого достиг города Боспора у Киммерийского пролива, где нынешний полуостров Тамань. В этой местности апостол Андрей оставался довольно долго, проповедуя учение Христово и совершая множество чудес и исцелений. Отсюда он направился к южному берегу Тавриды, то есть нынешнего Крыма, где на продолжительное время останавливался в городах Феодосии и Херсонесе. В то время Крым был окраиной обширной Римской империи, куда языческие правители впоследствии ссылали христиан. Проповедь апостола Андрея была небезуспешной, ибо появившийся в этих местах через 30 лет апостол Климент только в Инкермане встретил около 2000 христиан. Один из мысов здешнего побережья до сего времени сохранил название Святого Андрея.
О дальнейшем пути апостола Андрея существуют два основных предания. По одному из них, решив направиться в Грецию, апостол Андрей из Феодосии переплыл на корабле Понтийское море и снова оказался в Синопе. Оттуда через Халкидон, где был поставлен епископом ученик его Тихик, прибыл в небольшое селение Византий. Здесь заложил он храм Богородицы, поставил епископом Стахия и основал христианскую Церковь, которой затем суждено было стать крупнейшей Православной Церковью – Константинопольской. Из Византии апостол Андрей прошел морским берегом в Грецию и оказался в городе Патры, где и претерпел смертные муки во имя Христово.
По восточному преданию, путь апостола Андрея в Грецию был значительно длиннее. Когда пришло время для возвращения, апостол стал искать дорогу в Рим. Узнав, что наиболее разведанный и доступный путь туда пролегает через Днепр, он достиг днепровского устья и на ладье поплыл с учениками вверх по реке. По преданию, апостол прошел и дальше – на север от Киевских гор и был на том месте, где ныне находится город Великий Новгород. Иноки Валаамской обители сохраняют предание, по которому из Новгорода Первозванный апостол отправился еще далее на север. Достигнув острова Валаам, он проповедовал там и крестил, после чего отправился в Грецию, где и пострадал за Христа в греческом городе Патры.
Хозяин дома в Патрах, в котором остановился апостол, сильно занемог и был уже при смерти, но апостол Андрей исцелил его от тяжелой болезни. Слух о чудесном исцелении быстро распространился по городу. Множество больных принесли к апостолу, и он всех исцелял возложением на них рук. Видя такие чудеса, многие уверовали во Христа. Скоро почти весь город был просвещен Христовою верой.
Между уверовавшими была Максимилла, жена правителя города, и его брат, ученый Стратоклий. Но сам правитель города Егеат оставался в заблуждении. Он призвал апостола к себе: «Не ты ли Андрей, разоряющий храмы богов и проповедующий людям ту недавно появившуюся веру, которую повелели истребить римские императоры? Если не исполнишь моего повеления – не принесешь жертвы богам, прикажу распять тебя на кресте, который так прославляешь». Апостол Андрей твердо отказался приносить языческие жертвы. Тогда правитель приказал распять апостола на кресте, но не прибивать его гвоздями, а привязать за руки и за ноги, чтобы он дольше оставался живым и дольше терпел мучения. Распинатели подняли апостола Андрея на крест имевшего особую форму – буквы Х. С тех пор такой крест называется Андреевским.
Тысячи людей собрались у места казни. Негодование народа было столь велико, что правитель, убоявшись общего возмущения, повелел через два дня снять с креста апостола Андрея. Слуги хотели исполнить приказание, но апостол Андрей воскликнул: «Господи Иисусе Христе! Не допусти снять меня со креста, на котором распят я ради имени Твоего. Прими меня, мой Учитель». Будто яркая молния озарила апостола Андрея. Когда чудный небесный свет исчез, апостол испустил дух и отошел ко Господу.
Обращенные с честью сняли тело его. Это случилось 30 ноября, и в этот день святая Церковь празднует память апостола Андрея.
В 345 г. мощи апостола Андрея, по повелению Константина Великого, были перенесены в Константинополь и положены вместе с мощами евангелиста Луки и апостола Тимофея в храм во имя Святых Апостолов. Во время пятого крестового похода, когда крестоносцы овладели Константинополем, мощи апостола Андрея перенесли с великим торжеством в Италию, в город Амальфу. Этот день – 8 мая – празднуется там до настоящего времени. Честную главу его перенесли в Рим, где она находится и ныне в храме святого Петра. В русском Пантелеимоновском афонском монастыре хранится стопа Первозванного ученика Христова, а в Великой Афонской Лавре – его рука.
Предание повествует, что за три дня до перенесения мощей апостола Андрея в Константинополь хранителю святыни в Патрах епископу Ригулу было видение. Ангел Божий повелел ему взять часть святых мощей и покинуть Патры. Ригул выполнил указание и сел на корабль, который потерпел крушение у берегов Шотландии, возле гавани, называемой теперь именем святого Андрея. Правитель Шотландии принял святые мощи и сопровождавшего их епископа Ригула со всеми почестями. Тогда же был построен первый в Шотландии христианский храм во имя апостола Андрея.
Яко апостолов Первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Тропарь, глас 4