Можно ли избежать провокаций современного мегаполиса? Как прощать боль, причиненную самыми близкими людьми? Как женщинам быть женщинами, а мужчинам – мужчинами? На вопросы читателей отвечает духовник Донской обители иеросхимонах Валентин (Гуревич).

– Как простить отца, который бросил мать с тремя малолетними детьми на руках? Мы уже взрослые, а обида остается.

– Раньше, когда души наших прародителей находились в непрестанном Богообщении, человек был полноценным. Он был причастником Божественной любви.
После грехопадения Господь отступил от человека. Об этом говорит святитель Феофан Затворник: «Человек опустел от Бога». Душа человека осталась наедине с его биологической природой, и в нем стали доминировать животные инстинкты. Нас кусают – мы кусаемся.

Господь заповедовал нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Однако эта заповеданная любовь не наша, невозможная для биологического существа, подчиняющегося инстинктам самозащиты, самосохранения, – это Божия любовь. Которую явил Господь на Кресте.

Когда мы возлюбим Распятого за нас Господа больше, чем свою ветхую душу, так что сможем отвергнуться ее, очистим свое сердце так, чтобы Господь смог вернуться в него, тогда мы станем причастниками Божественной любви и будем относиться к людям по-Божьи. А пока мы не имеем Бога в сердце, мы не можем избавиться от обид. Только достигнув главной цели христианской жизни – соединения с Богом, когда Господь будет присутствовать в нашем сердце Своей благодатью, мы реально сможем простить тех, кого по-человечески, как нам представляется, простить невозможно.

И надо понять, почему ваш отец так поступил. Речь идет не о конкретных причинах: мы не знаем в данном случае, какие отношения были у него с матерью, что послужило причиной ухода, кого он встретил и т.д. Надо понять, что вне опыта Богообщения все мы испорчены, человеческая природа повреждена грехом, который дает власть над душами демонам и бесам. Человек – раб страстей, он беззащитен перед сатаной и его слугами, если не находится под покровом благодати Божией. Все мы имеем какие-то свои зависимости. У кого-то это алкоголь, у другого – блудная страсть, у третьего – властолюбие. Важно понять, насколько мы все порабощены, что мы – братья по несчастью.

Поэтому Господом сказано: «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Мы не должны никого судить, ни на кого обижаться.
Тем более это касается родителей. Здесь явное нарушение заповеди: «почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12). Какими бы родители ни были, эту богоустановленную заповедь надо исполнять. Мы должны молиться за родителей, просить Господа о прощении их грехов.

Старец Силуан Афонский, по свидетельству отца Софрония Сахарова, учил: общеизвестно, что Божественную природу Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, можно познать только Духом Святым. А когда Дух Святой в нас действует? Только тогда, когда в нашем сердце – любовь. Главный критерий здесь – любовь к врагам.

Святые праведные Захария и Елисавета

Святые праведные Захария и Елисавета

Старец писал: «Если вас кто обижает, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы – создание Твое, пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние». И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».

Эта молитва – действенный способ преодоления обид, осуждения, вражды. Запомните ее, она очень сильная.

– Где лучше спасаться – в городе или в деревне? Надо ли перебираться поближе к земле?

– Спастись можно везде. Как всюду можно и погибнуть.

Мы находимся в том месте, куда Господь нас привел. Конечно, жизнь на природе нам представляется более благотворной: «тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

А в мегаполисах сейчас особенно сильна та сеть зависимостей, в которую втягивает человека сатана посредством общества грешников. У человеческой души есть силы – желательная и раздражительная. Задача сатаны обратить эти силы на погибель человека. Неправильная извращенная направленность первой приводит к неистовству блуда, второй – к злобе, гневу, жестокости. Мы сейчас находимся в таком моменте человеческой истории, когда провокации мегаполиса, толкающего человека на орбиту греха, особенно сильны. С одной стороны, в воздухе разлито сладострастие, оно завлекает с рекламных плакатов, главенствует в видеороликах. С другой – в обществе обострилось взаимное ожесточение, враждебность. Малейший повод враг использует для разжигания розни. Сама лексика общения стала почти сплошь ненормативной.

Спаситель говорил о последних временах: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12); и «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:5), ставший «жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу… всякой нечистой и отвратительной птице», – сегодня набирает силу. И призыв Апокалипсиса «выйди из нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее», может быть воспринят многими как именно рекомендация перебраться из города в деревню.

Но до причастности к народу Божию надо дорасти. А для этого приходится пройти через горнило многих искушений и соблазнов. И видимо, этому как раз служат чрезвычайные соблазны, которые Промысл Божий попускает в эпоху цивилизации мегаполиса-вавилона…

– Как быть, если венчанный муж уходит из семьи?

– Необходимо осознать причины происходящего. Почему сейчас постоянно распадаются семьи? Если бы женщина не изменяла своему предназначению быть матерью и помощницей мужа, сидеть дома, растить детей, предоставлять мужу главенство в семье – все было бы иначе.
Наша богоборческая революция, как авангард европейского, антихристианского менталитета, постаралась реализовать одну из его заветных целей: женскую эмансипацию.

Строители «смелого нового мира» отвергли Краеугольный Камень – Всемогущий Всеведущий Разум Божий. И поставили на Его место свой интеллигентский ум. Как этому уму казалось благородным и правильным, так они и решили все устроить.

Вот они пожалели женщину – «Доля ты! русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать». И ради освобождения женщины от семейного ярма и во имя торжества свободной любви было решено ликвидировать институт «буржуазной семьи». Было провозглашено равенство полов, и женщине, наравне с мужчиной, вменили общественно-полезный труд вместо куда более важной миссии рождения и воспитания детей.

Освоение материального мира всегда было прерогативой мужчины, он делает табуретки, компьютеры, самолеты… А женщина выращивала человека – это гораздо более ответственная и серьезная миссия.

От святых родителей рождались святые дети. Вспомним святых Иоакима и Анну, праведных Захарию и Елисавету. У этих супружеских пар долгое время не было детей. Они постоянно молились Богу о разрешении неплодства, и в этом непрестанном Богообщении освящали себя. Так что и рожденное от них потомство было свято.
Пресвятая Богородица и святой Предтеча Господень Иоанн – чистейшие из всех людей, они ближе всех предстоят Престолу Божию, как об этом свидетельствует «богословие в красках» – деисусный чин; то есть они имеют самое великое дерзновение в молитвах пред Господом.

Святые праведные Иоаким и Анна

Святые праведные Иоаким и Анна

Дева Мария возрастала в Святая Святых Иерусалимского храма, а Иоанн Предтеча – в пустыне. Таким образом, они с самого начала своей жизни были ограждены от негативного влияния развращенного человеческого общества, всецело устремлены своими чистыми святыми душами к Богу.

И христиане должны подражать этим святым примерам, конечно, в меру своих возможностей.

Гордая эмансипированная женщина не оставляет возможности мужчине быть мужчиной. Она уже не хочет быть хранительницей очага, воспитывать детей, сидеть дома. При советской власти было принято, например, ездить без «второй половины» на курорты, посещать театры, музеи и вообще «культурно развиваться». И конечно, ей надо самоутверждаться в профессии. На работе она окружена интересными коллегами противоположного пола. И это окончательно разрушает семью. Она, разумеется, и не думает спасаться чадородием, и брачное ложе становится ложем блуда.

А так как блуд становится основой интимного союза, то такой союз прекращает существование вместе с охлаждением страсти у одной из сторон. И чаще всего муж со временем уходит блудить с женщиной помоложе. Мы должны понимать, что сами провоцируем все эти нестроения. Ибо строим здание своей жизни на песке своих похотений, а не на фундаменте заповедей Святого Писания.

Итак, мы должны понимать свою вину, что сами разрушили свою жизнь, и каяться. Должны понимать, что Господь попускает нам эти скорби, которыми мы спасаемся.

Главное – среди этих скорбей в сердце не должно возникать озлобления. Ненависть убивает нас для вечной жизни; это – яд, отравляющий наше сердце.

Господь сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (на Кресте), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14–15). На евреев в пустыне нападали змеи и жалили их. Тогда Моисей сделал медное изображение змия и поднял его высоко, чтобы всем было видно. И по его молитве, когда израильтяне взирали на это изображение, им не вредил змеиный яд.

Так же и мы, христиане, взирая на Распятие и при этом исполняя заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой», внутренне, в молитве, соединяемся с Распятым, и Он водворяется в нашем сердце. Во исполнение Его молитвы на Тайной Вечере о Своих последователях: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Таким образом, в наше сердце вселяется Сама Любовь и мы, взирая на Распятие, избавляемся от змеиного яда ненависти.

Человек, осененный любовью Христовой, молится за врагов. Господь – средоточие нашей жизни. Надо соединиться с Ним всеми нашими чувствами, мыслями, желаниями. Святые отцы, например, святитель Тихон Задонский, советуют относиться к Господу как к Возлюбленному: когда мы кого-то любим, все наши устремления в нем, мы засыпаем с его именем на устах, он нам снится, и, просыпаясь, мы тоже помним только о нем. Так и христианин любит Господа своего. И Господь вселяется в его сердце.

И тогда, взирая на Распятие, имея Бога в сердце, мы будем поступать в жизни так, как Он поступал на Кресте. То есть мы по-Божьи будем относиться к людям. По слову Господа о том, что первая заповедь – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем помышлением твоим, всею крепостию твоею». И вторая, подобная ей – «и ближнего твоего, как самого себя». Таким образом, взирая на Распятие, мы в сердце ощущаем Любовь Христову, Крестную Любовь ко всем, даже к распинателям.

Комментарии закрыты