Источник: Медиаресурс нового поколения Святые.online
То, что сейчас кажется привычным, в годы безбожной власти воспринималось как нечто ошеломительное – издание «Журнала Московской Патриархии». Он был нарасхват, его читали ночами, передавали друг другу. Журнал Московской Патриархии был точно глоток свежего воздуха. Сегодня, листая в архивах эти пожелтевшие странички, мы можем прикоснуться к будням тех лет…
В 2021 г. отмечалась знаменательная дата в истории Русской Православной Церкви. Главному церковному официальному изданию – «Журналу Московской Патриархии» исполнилось 90 лет. В сложнейшие годы истории России его издание казалось немыслимым. Хотя тогда, в 1931 г., еще не поднялась новая волна преследований за веру, но Церковь уже жила предчувствием кровавых гонений. Начало издания единого (и единственного) журнала для всей Русской Церкви произошло именно тогда, когда были важны любые усилия по объединению Церкви, когда печатное слово о вере становилось исповедничеством, нередко заменяя запрещенную тогда проповедь с церковного амвона [1].
Для сравнения, в дореволюционной России подобных церковных изданий было около четырехсот [2], все разной направленности (в их числе – «Церковные ведомости», официальный орган Святейшего Синода). «Журнал Московской Патриархии» не мог полноценно их заменить. Несмотря на то, что было получено официальное разрешение на его выпуск, тираж журнала существенно ограничили – три тысячи экземпляров. Никакого его роста не допускалось[3]. Объем издания составлял от восьми до четырнадцати страниц.
В выходных данных Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) указывался как его издатель, редакторами были П. Остроухов (первые три номера) и архимандрит (с 29 октября 1933 г. – епископ Коломенский) Сергий (Воскресенский).
Всего в 1930-е гг. было напечатано около двухсот статей. Основное содержание журнала – указы и постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода [4] (примерно две трети от общего числа публикаций), а также послания, письма и резолюции по поводу различных событий церковной жизни.
Из 139 опубликованных постановлений высшей церковной власти 39, то есть почти треть, были посвящены вопросам организационного характера – порядку работы Синода, изменениям границ и названий епархий в соответствии с гражданским делением территории страны, назначениям и увольнениям архиереев, награждениям и т.п. Ряд указов относился к сфере канонического права – разбирались разные спорные ситуации, связанные с получением и лишением священного сана, а также с личной жизнью духовенства.
В рапортах и докладах правящих архиереев, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии», речь, в частности, шла о вступлении некоторых священников во второй брак, уходе в раскол, принятии в клир священнослужителей-обновленцев без предварительного ознакомления с их моральным обликом, без требуемого покаяния и даже без уведомления епархиального архиерея [5]. Например, разбирался случай, когда клир одной из церквей втайне от правящего архиерея принял в причт обновленческого протодиакона [6].
Значительное место в синодальных определениях отводилось тщательному объяснению принимаемых решений, поскольку уровень богословско-канонического образования, как среди приходского духовенства, так и архиереев, был низким. В таких случаях некоторые публикации превращались в настоящие богословские экскурсы.
Таково, например, определение «О мироварении» от 29 марта 1931 г., №51: «Думать, что освящать Святое Миро можно только в Великий Четверг, так же неправильно, как думать, что причащаться Святых Таин можно только в Великий пост и притом по субботам. Между миропомазанием Господа Иисуса Христа женой-грешницей и мироварением <…> нет никакой идейной связи…» [7].
Существенное внимание уделялось вопросам взаимодействия Церкви и государственной власти. Подписанных статей было немного, к ним относятся 20 работ митрополита Сергия (его авторству принадлежит и большинство синодальных постановлений) и четыре работы протоиерея Александра Лебедева, магистра богословия, управляющего делами Священного Синода.
В конце некоторых журналов располагался маленький раздел «Церковная жизнь», а также календарные сведения на несколько ближайших месяцев вперед (выпускать церковный календарь отдельным изданием тогда возможности не было)[8].
Журнал был заявлен как ежемесячный, однако в первый год издания вышло только шесть номеров, с 1932 по 1935 гг. издание выходило один раз в 4 месяца (и при этом восемь номеров были сдвоенными). Но даже в таком виде, при нерегулярном издании и мизерном тираже, журнал выглядел «белой вороной» среди всей остальной прессы Советского Союза.
Неудивительно, что в 1935 г. выпуск «Журнала Московской Патриархии» был остановлен [9]. В том же году из-за невозможности пополнить свой поредевший состав прекратил существование Временный Патриарший Синод [10], один из членов которого, митрополит Сергий (Страгородский), был учредителем и редактором журнала. В течение следующих восьми лет государство не разрешало Церкви заниматься какой бы то ни было издательской деятельностью.
Запрет на издательство церковной литературы был снят лишь во время Великой Отечественной войны – в сентябре 1943 г., когда в свет вышел номер журнала, посвященный восстановлению Патриаршества.
«Журнал Московской Патриархии» стал не только голосом Русской Православной Церкви, несущим слово благовестия верующим Советского Союза, но и бесценным источником информации о событиях церковной жизни. Несмотря на жесточайшую цензуру и малый тираж (рядовому верующему и большинству духовенства достать экземпляр было практически невозможно), он внес существенный вклад в дело подготовки будущих священно- и церковнослужителей, в христианское воспитание и просвещение, оказал влияние на сохранение чистоты православной веры.
Николай Буданов, студент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
[1]Погребняк С.В. (епископ Балашихинский Николай). Двигаться вперед, помня о прошлом / Журнал Московской Патриархии, № 10 (959). М., 2021. С. 32
2«Журнал Московской Патриархии» в 1931–1935 годы. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. С. 3
3Кашеваров А.Н. Церковная жизнь на страницах «Журнала Московской Патриархии» / Клио: ежемесячный журнал для ученых, печатный орган Международной академии исторических и социальных наук. Журнал для ученых: № 2 (98). СПб, 2015. С. 61
4Кашеваров А.Н. Церковная жизнь на страницах «Журнала Московской Патриархии» / Клио: ежемесячный журнал для ученых, печатный орган Международной академии исторических и социальных наук. Журнал для ученых: № 2 (98). СПб, 2015. С. 61
5Там же. С. 63
6«Журнал Московской Патриархии» в 1931–1935 годы. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. С. 10
7«Журнал Московской Патриархии» в 1931–1935 годы. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. С. 117-118
8Полищук Е.С. К 65-летию начала непрерывного издания «Журнала Московской Патриархии» / Журнал Московской Патриархии, № 9. М., 2008. С. 88-96
9Полищук Е., Константинов В. «Журналу Московской Патриархии» – 90 / Журнал Московской Патриархии, № 10 (959). С. 3310Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). – М., Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. С. 92